Код документа: RU2044684C1
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к секциям желоба цепного скребкового конвейера, преимущественно промежуточного или сдвоенного промежуточного цепного скребкового конвейера.
Транспортные желоба обычных цепных скребковых конвейеров состоят из отдельных секций желоба, которые по концам соединяются друг с другом, например, с помощью Т-образных соединений прочно при растяжении, но с подвижным зазором так, что они могут совершать некоторые угловые перемещения по горизонтали и вертикали по отношению друг к другу. Обычно для боковых профилей секций желобов применяют целиковые прокатные профили, которые между своими верхней и нижней полками имеют промежуточную полку, с которой сваркой соединяется основание конвейера. Боковые профили образуют направляющие каналы, по которым направляются скребки в транспортирующей верхней ветви и в нижней ветви цепного скребкового конвейера. К боковым профилям секций желоба при применении в горном деле присоединяются конструктивные детали различного вида, как например, выступающие (тормозные фиксирующие) листы, направляющие планки, направляющие для угольного струга или врубовой машины и т.п.
Известны секции желоба, боковые профили которых соответственно состоят из двух расположенных друг над другом и, в случае необходимости, выполненных одинаковыми И-образных профильных планок, опирающихся друг на друга своими профильными полками. Причем основание конвейера приварено между профильными полками профильных планок. Попарно расположенные друг над другом профильные планки могут быть сварены друг с другом по их прилегающим друг к другу профильным полкам. Толщина основания конвейера зависит от толщины полки профильной планки, образующей верхнюю ветвь. С применением U-образных прокатных профилей для профильных планок получаются сравнительно большие веса и конструктивные размеры транспортного желоба. Приваренные с внешней стороны к составным боковым профилям и проходящие по длине секций желоба (тормозные фиксирующие) планки также приводят к повышению веса и, кроме того, к увеличению конструктивной ширины секции желоба.
Цель изобретения заключается в такой модернизации секции желоба, что она при требуемой высокой стабильности может быть изготовлена при меньших затратах с уменьшенным весом и, по возможности, также с уменьшенными конструктивными размерами.
В данной секции желоба могут использоваться четыре профильные планки, которые попарно образуют боковые профили, в сочетании с основанием конвейера различной толщины, так как основание транспорта по типу дистанционирующего листа находится между расположенными друг над другом профильными планками. Размер в свету по высоте, имеющейся в верхней и нижней ветвях транспортного желоба, для скребка и цепи скребка не зависит от толщины листа-основания конвейера. Так как все четыре планки выполнены одинаковыми, обеспечиваются существенные упрощения в изготовлении и, соответственно, также экономия затрат. Боковые профили при достаточно высокой прочности могут быть выполнены с уменьшенной высотой профиля, так что транспортный желоб может иметь при меньшем весе также существенно меньшую конструктивную высоту. Профильные планки соответственно имеют направленные наклонно внутрь по отношению к основанию конвейера опорные колена, свободный конец которых образует узкую сварную подошву, так что сварные швы находятся глубоко внутри направляющих каналов для скребков. Тем самым также и сварка может выполняться просто с точки зрения сварки и с хорошей прочностью сварочного соединения. Профильные планки, выполненные в виде прокатных планок, могут быть усилены в зонах, подвергающихся повышенному износу. С помощью отформированного или прокатанного, выступающего наружу в виде ребра выступа полки профильной планки достигается дополнительное усиление профиля. Благодаря профильным фиксирующим держателям получается дополнительная жесткость бокового профиля. Так как не нужны проходящие по всей длине секции желоба, достигается дополнительная экономия веса и упрощение изготовления. Узкие фиксирующие держатели могут быть выполнены в виде выштампованных деталей, также как и служащие для соединения секций желоба соединительные узлы. Таким образом может быть создана секция желоба, которая при меньших затратах может быть изготовлена при требуемой высокой прочности и стабильности с меньшим весом и, в случае необходимости, с меньшими конструктивными размерами.
Выполненные из прокатных профилей профильные планки рационально так спрофилированы, что их опорное колено, отходя от полки профиля, проходит к свободному концу опорного колена изогнуто в виде дуги. Тем самым получается, учитывая названные выступ полки, приблизительно Т-образный профиль с изогнутым ребром профиля, которое образует опорное и привариваемое колено профильной планки. При секции желоба в несменяемом транспортном желобе все профильные планки могут быть приварены к основанию конвейера своими образующими сварную подошву опорными коленами, причем сварочные швы в верхней и нижней ветвях находятся в направляющих каналах, то есть по отношению к свободным концам профильных полок боковых профилей смещены назад.
Профильные полки профильных планок могут быть предусмотрены на самих выступающих вверх или вниз наружных поверхностях с формованными или прокатанными плоскими обжатиями, которые проходят приблизительно от выступа усиленной пластины полки в направлении свободного конца полки в виде полосы. Тем самым обеспечивается дальнейшее уменьшение веса при сохранении возможности перемещать по боковым профилям добычную машину.
Так же как и фиксирующие держатели, по одному из следующих рациональных вариантов исполнения изобретения, служащие для соединения секций присоединительные узлы, имеющие открытые сбоку карманы для болтов для накидного (Т-образного) соединения, могут привариваться к концам секций желоба между лежащими друг над другом выступами полок профильных планок при плоском прилегании с ними, причем конструктивно рационально выполнить так, что внешние поверхности этих соединительных узлов с другими торцевыми поверхностями пластин полок лежат приблизительно в общей плоскости, то есть не выступают в сторону за выступы полок. Соединительные узлы могут опираться на фиксирующие (тормозные) держатели. Они рационально находятся в соединении по плоскости с опорными коленами профильных планок, причем они могут прилегать своим внешним контуром.
Конструкция рационально может быть выполнена так, что на торцах секции соответственно соединительные узлы одной секции желоба выступают за концы профильных планок, в то время как соединительные узлы другой секции желоба по отношению к концам профильных планок этой секции желоба соответственно смещены назад, и тем самым между лежащими друг над другом выступами полок профильных планок образуются карманы, в которые вставляются выступающие соединительные узлы. Тем самым также получается боковое центрирование секции желоба в соединениях секций желобов.
Прокатанные выступы полок имеют такую длину, что между его достаточно мощными фиксирующими держателями и между его также достаточно мощными соединительными узлами могут одновременно привариваться ужесточающие элементы без того, что эти детали выступают наружу за выступы полок профильных планок. Тем самым также возможно болтовое присоединение конструктивных узлов, как фиксирующие пластины, направляющие для добычных машин и т.п. Существует также возможность назначать размеры по высоте названных соединительных узлов соединений секций желобов в соответствии с высотой боковых профилей, причем они привариваются по концам к боковым профилям.
На фиг. 1 показана схема участка секции желоба без приваренных фиксирующих (тормозных) держателей и служащих для соединения секций желоба соединительных узлов; на фиг. 2 две соседние секции желоба в зоне своих концов в разъединенном состоянии, вид сбоку; на фиг. 3 секции желоба в соединенном состоянии; на фиг. 4 разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 секция желоба с измененным исполнением служащих для соединения секций желоба концевых узлов; на фиг. 6 то же, вид сверху; на фиг. 7 две секции желоба в зоне соединения с Т-образным соединением; на фиг. 8 вид Б на фиг. 7; на фиг. 9 сечение В-В на фиг. 7.
Представленные секции желоба находят применение, в основном, в промежуточном или сдвоенном промежуточном цепном скребковом конвейере, в котором цепная лента со скребками, состоящая из единичной и сдвоенной цепи, направляется приблизительно по центру транспортного желоба, причем скребки своими свободными концами направляются в направляющем канале по боковым профилям транспортного желоба. Транспортный желоб, что обычно для цепных скребковых конвейеров, собирается из отдельных секций желоба, которые соединяются друг с другом по концам прочно при растягивающих нагрузках, однако с незначительной угловой подвижностью по горизонтали и вертикали, что обеспечивается с помощью соединительных элементов, преимущественно с помощью болтов с Т-образной головкой. Показанная на фиг. 1 лишь частью длины секция 1 желоба имеет расположенное между транспортирующей верхней ветвью 2 и нижней ветвью 3 и образованное толстым опорным листом основание 4 конвейера, а также два расположенных зеркально симметрично друг к другу боковых профиля, состоящих в свою очередь из двух расположенных друг над другом фасонных элементов 5 и 6, образующих в верхней ветви и нижней ветви направляющие каналы 7, в которых (не показаны) скребки направляются своими соответственно отпрофилированными концами скребков. Все фасонные элементы 5 и 6 выполнены одинаковыми. Они состоят из прокатных профилей с горизонтальной полкой 8 профиля, образующей верхнюю и опорную полки профиля, и с направленными наклонно к основанию 4 конвейера наклонными стойками 9. Основание конвейера проходит по двум сторонам желоба своими краями между расположенными попарно друг над другом фасонными элементами 5 и 6, которые своими наклонными стойками 9 прикладываются сверху или снизу к основанию конвейера, причем свободные концы наклонных стоек 9 образуют узкое сварочное основание, которые по краям соединяют сварочными швами 10 фасонные элементы 5 и 6 с основанием 4 конвейера. Сварочные швы 10 находятся внутри направляющих каналов 7, причем соответственно горизонтальные полки 8 профиля сравнительно далеко выступают за сварочное основание, то есть за свободные концы наклонных стоек 9 в направлении к центру транспортного желоба.
На всех четырех фасонных элементах 5 и 6 прокатаны выступающие за внешнюю сторону профиля горизонтальные, имеющие форму ребер, полки 11, которые проходят на высоте полки 8 профиля и горизонтально выступают наружу соответственно от того места, в котором наклонная стойка 9 переходит в полку 8. Наклонные стойки 9, отходя от полок 8, изогнуты в виде дуги в направлении к основанию 4 конвейера.
Секция 1 желоба выполнена симметричной относительно вертикальной продольной средней плоскости, причем фасонные элементы 5 и 6 на каждой стороне желоба расположены зеркально-симметрично друг к другу и сварочные швы 10 лежат друг над другом по вертикали на основании 4 конвейера, которое расположено между фасонными элементами 5 и 6 в качестве дистанционирующего листа.
Между попарно расположенными друг над другом фасонными элементами 5 и 6 на каждой стороне желоба с внешней стороны приварены узкие ребра 12 жесткости, которые расположены по длине секции желоба на некотором расстоянии друг от друга (фиг. 5). Ребра 12 жесткости при прилегании по поверхности с расположенными друг над другом горизонтальными полками 11 сварены с фасонными элементами 5 и 6, тем самым ужесточают профильные планки на двух сторонах желоба. Внешние поверхности 13 ребер 12 жесткости лежат с внешними торцовыми поверхностями 14 горизонтальных полок 11 в общей вертикальной плоскости, так что ребра 12 жесткости не выступают сбоку за горизонтальные полки 11. Кроме того ребра 12 жесткости могут опираться на наклонные стойки 9 фасонных элементов 5 и 6 и при этом иметь такую форму, что они прилегают к внешнему контуру наклонной стойки 9. Отдельные ребра 12 жесткости имеют две находящиеся друг над другом на некотором расстоянии и открытые в одну сторону выемки 15, за которыми находятся карманы для головок болтов, которые затем своими стержнями болтов проходят сквозь выемки 15. С помощью установленных в ребрах 12 жесткости болтов к внешней стороне секции желоба могут присоединяться конструктивные узлы названного ранее вида.
Фасонные элементы 5 и 6 (фиг. 1 и 4) на внешних поверхностях своих полок 8 имеют отформированную плоскую поверхность 16, которая отходит приблизительно от горизонтальной полки 11 в направлении к свободному концу полки и, будучи плоской, оканчивается на свободном конце полки.
К двум концам секции желоба к каждому из боковых профилей (фиг. 2, 3), образованных фасонными элементами 5 и 6, привариваются соединительные детали 17, которые, также как и ребра 12 жесткости, могут быть выполнены из деталей, полученных объемной штамповкой, и предусмотрены с открытыми в сторону карманами 18, которые совместно образуют карман для приема вставки 19 с Т-образными головками (фиг. 3). При варианте исполнения (фиг. 2-4) выполненные одинаковыми соединительные детали 17 приварены между лежащими друг над другом полками 11 двух фасонных элементов 5 и 6 при контакте по поверхности с нижней стороной полок 11 и также, как и ребра 12 жесткости, выполнены так, что их плоские внешние поверхности 20 лежат приблизительно в общей плоскости с внешними торцовыми поверхностями 14 горизонтальных полок 11. При этом соединительные детали 17 опираются соответственно на приваренные ребра 12 жесткости. Они рационально имеют такую форму, что опираются своими внутренними поверхностями, противоположными внешним поверхностям 20, к наклонным стойкам 9 фасонных элементов 5 и 6, причем они прилегают к контуру дуги опорного колена.
Соединительные детали 17 на двух концах секций желоба привариваются так, что соответственно одна из соединительных деталей 17, то есть сопряженная по фиг. 2 и 3 с левой секцией 1 желоба соединительная деталь 17, выступает за торцы 21 фасонных элементов 5 и 6 этой секции желоба, в то время как на другом конце секции желоба соединительные детали 17, как это показано на фиг. 2 и 3 для правой секции желоба, смещены назад по отношению к торцу 21 на соответствующий размер, так что при соединении двух секций 1 желоба выступающие соединительные детали 17 левой секции желоба входят в полость, образованную путем смещения назад соединительных деталей 17 на другой, правой секции 1 желоба. Благодаря чему обе секции желоба взаимно центрируются. Фиг. 3 показывает Т-образное соединение при установленной вставке 19 с Т-образными головками. Вставка 19, вставляемая в карман 18 для Т-образной головки, выполнена так, что она не выходит в сторону наружу за горизонтальную полку 11. Вставка 19 с Т-образными головками охватывает выступ 22 на соединительной детали 17 правой секции желоба и фиксируется в кармане с помощью предохранительного элемента 23, проходящего через отверстие в ребре 12 жесткости левой секции желоба и входящего с зацеплением в карман 18 для вставки.
Показанная на фиг. 5-9 секция желоба кроме исполнения и размещения соединительной детали 17 соединений с помощью Т-образных деталей соответствует секции желоба по фиг. 1-4.
Здесь соединительные детали 17 не вставляются в находящиеся между горизонтальными полками 11 профильные выемки боковых профилей. Здесь они имеют высоту, соответствующую высоте боковых профилей, образованных фасонными элементами 5 и 6. При этом они приварены к концам фасонных элементов 5 и 6. Также и здесь соединительные детали 17 на двух концах секции 1 желоба выполнены одинаковыми. Соединительные детали 17 на одном из концов секции желоба приварены при повороте их на 180о по отношению к соединительным деталям 17 на противоположном конце секции желоба. Для бокового центрирования соединенных секций желоба здесь соединительные детали имеют выше и ниже своих карманов 18 приблизительно на высоте полки 8 профиля осевые выступы 24 и 25, выступающие за секции желоба, то есть за торцовые поверхности фасонных элементов 5 и 6, причем сбоку каждого из выступов 24 и 25 предусмотрена соответствующая впадина 26 для выступа на соединительной детали. На каждой из четырех соединительных деталей 17 оба находящиеся друг над другом выступы 24 и 25 в виде цапф в поперечном сечении секции желоба установлены смещенно друг к другу на соединительной детали (фиг. 6). Сбоку рядом с каждым выступом 24 и 25 на соединительной детали находится впадина 26, а именно: у смещенного внутрь выступа 24 на ее внешней стороне и у смещенного приблизительно на толщину выступа наружу выступа 25 в виде шлицевой выемки на ее внутренней стороне, так что при образовании соединения секций желоба сопрягаемые выступы 24 и 25 входят в соответствующие впадины 26 противоположных соединительных деталей и благодаря этому обеспечивают боковое центрирование соединенных секций желоба. В остальном также и здесь соединение секций желоба производится с помощью вставляемой в карманы 18 вставки с Т-образными головками.
Противоположные концы основания 4 конвейера в секциях 1 желоба для образования нахлесточных стыков выполнены в виде уступов и рационально противоположно по отношению друг к другу имеют слегка изогнутую форму, так что они образуют нахлесточные стыки, проходящие по ширине основания конвейера слегка изогнуто, которые легко могут преодолеваться скребками. Концы основания конвейера в виде дуги обозначены на фиг. 6 позициями 27 и 28.
Как показывают фиг. 7 и 9, здесь происходит фиксация вставок 19 с Т-образной головкой с помощью предохранительной пластины 29, проходящей через прорезь соответствующего ребра 12 жесткости и входящей в карман 18 для вставки 19 с Т-образными головками. Предохранительная пластина 29 имеет задний выступ 30 вильчатой формы, причем в вильчатое отверстие входит болт 31, который одновременно проходит через продольное отверстие 32 блокировочной планки 33, которая опирается сзади своим свободным концом на выступ 34 следующего (заднего) ребра 12 жесткости. С помощью вращаемой на стержне болта 31 гайки 35 выступ 30 и планка 33 могут жестко соединяться друг с другом, благодаря чему блокировочная пластина 29 устанавливается в свое блокирующее положение. При освобождении гайки 35 блокировочная пластина 29 может так далеко (налево) сместиться назад, что вставка 19 с Т-образной головкой может быть вывернута вбок из кармана.
Сущность изобретения: секция желоба цепного скребкового конвейера содержит плоское дно, борта, элементы жесткости и элементы для присоединения смежных секций желоба. Борта образованы двумя парами зеркально расположенных боковых фасонных элементов. Каждый фасонный элемент имеет горизонтальную полку, направленную внутрь наклонную стойку и дополнительную горизонтальную полку. Элементы жесткости выполнены в виде ряда отдельных ребер жесткости. Наклонные стойки изогнуты по дуге внутрь желоба. Элементы для присоединения смежных секций желоба выполнены в виде соединенных посредством сварки с фасонными элементами соединительных деталей с открытыми сбоку карманами для размещения вставок. 10 з.п. ф-лы, 9 ил.