Код документа: RU2613469C2
Изобретение относится к конвейерному транспорту для горнорудной промышленности, в том числе используемой на рудниках, шахтах и открытых разработках при транспортировании крупнокусковых руд и пород.
Известен крутонаклонный ленточный конвейер (см. SU №430011, кл. B65G 15/42, опубл. 30.05.1974), включающий привод, конвейерную ленту, емкости П-образной формы, шарнирно закрепленные на шейках скребков, соединяющих цепи конвейера, причем задние стенки емкостей свободно опираются на последующие скребки.
Недостатком этого конвейера является то, что цепи и лента имеют разные приводы, а при движении их относительно друг друга происходит проскальзывание ленты на барабане и, как результат, возможен интенсивный износ обкладок.
Известен ленточный крутонаклонный конвейер (см. SU №856909, кл. B65G 15/08, опубл. 23.08.1981), включающий ленту с поперечными перегородками в средней части, расположенную на роликоопорах и охватывающую натяжной и приводные барабаны, один из которых имеет в средней части кольцевую выемку для прохождения перегородок и снабжен крестовиной с опорными цилиндрическими стержнями, жестко закрепленными на концах ее лучей по образующей кольцевых участков, при этом крестовина расположена в кольцевой выемке и установлена на валу посредством подшипника.
Недостатком этого конвейера является то, что необходимо создавать специальную ленту с перегородками и приводной барабан, тяговая способность которого снижается из-за выемки в нем для прохождения ленты с перегородками.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является система крутонаклонной и вертикальной транспортировки POCKETLIFT, разработанная фирмой Metso Minerals (см. www.metsomineral.com), позволяющая транспортировать сыпучие материалы на высоту или глубину до 500 м. Система включает рамы, на которых установлены приводной, натяжной и отклоняющие барабаны, которые огибает бесконечная замкнутая лента, состоящая из двух узких несущих металлокордовых полос, соединенных жесткими поперечинами треугольного сечения, на которых болтами закреплены резинотканевые ковши.
Недостатком конвейерной системы является большая стоимость конвейера, малый срок службы ковшей вследствие их интенсивного износа при транспортировании крупных кусков.
Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, выражается в усовершенствовании устройства крутонаклонного конвейера для возможности транспортирования крупнокусковых грузов.
Технический эффект, получаемый при решении поставленной задачи, выражается в повышении производительности и надежности элементов крутонаклонного конвейера и снижении капитальных и эксплуатационных затрат.
Для решения поставленной задачи крутонаклонный ленточный конвейер для крупнокусковых грузов, содержащий рамы, приводной, натяжной и отклоняющие барабаны и бесконечную замкнутую ленту, состоящую из двух металлокордовых полос, соединенных жесткими поперечинами треугольного сечения, отличается тем, что к поперечинам жестко прижата провисающая в промежутках резинотканевая конвейерная лента, к торцам которой жестко прикреплены гофрированные борта параболической формы с разной длиной ветвей в зависимости от угла наклона конвейера, а металлокордовая полоса в месте крепления поперечин снабжена завулканизированными эластичными скобами, имеющими отверстия для установки шпилек.
Конструктивной особенностью крутонаклонного конвейера является то, что провисающая конвейерная лента на поперечинах треугольного сечения прижата полосами без нарушения ее цельности. Применение отрезков конвейерных лент снижает капитальные и эксплуатационные затраты на создание и обслуживание конвейера.
Сопоставительный анализ признаков заявленного решения с признаками ближайших аналогов свидетельствует о соответствии заявленного решения критерию «новизна».
Совокупность признаков изобретения обеспечивает решение заявленной технической задачи, а именно получение крутонаклонного ленточного конвейера для транспортирования крупнокусковых грузов путем замены в вертикальном подъеме резинотканевых ковшей на резинотканевую конвейерную ленту, провисающую на поперечинах и образующую совместно с упругими гофрированными бортами емкости для груза, а металлокордовые полосы в месте установки поперечин снабжены завулканизированными эластичными скобами, охватывающими их по периметру и имеющими отверстия для установки шпилек. Это позволяет транспортировать крупные куски, соизмеримые с размерами емкостей, обусловленными расстояниями между поперечинами, размерами и конфигурацией бортов, а также способствует повышению надежности элементов крутонаклонного ленточного конвейера и снижению капитальных и эксплуатационных затрат.
Устройство иллюстрируется чертежами, где на фигуре 1 схематически показан его общий вид; на фигуре 2 - вид А конвейера; на фигуре 3 - разрез по линии Б-Б; на фигуре 4 - вид узла I, на фигуре 5 - вид узла II на фигуре 3.
Устройство крутонаклонного ленточного конвейера содержит рамы 1, 2, две тяговые металлокордовые полосы 3, огибающие приводные 4 и натяжные 5 барабаны, которые установлены на рамах 1 и 2 с отклоняющими барабанами 6. Две резинотросовые полосы 3 соединяются с помощью болтового соединения 7 с жесткими поперечинами треугольного сечения 8. Между грузонесущими металлокордовыми полосами расположена резинотканевая конвейерная лента 9, опирающаяся на поперечины с провисанием в промежутках. На провисании ленты 9 с двух сторон жестко прикреплены к ее торцам, по периметру, упругие гофрированные борта 10. Края гофрированных бортов выполнены в виде параболы с разной длиной ветвей (короткой 11 и длинной 12), превышение которых определяется углом наклона конвейера и формой образования емкостей 13 с лентой, на которой располагается груз 14. Резинотканевая лента 9 жестко прижимается С-образными полосами 15 к поперечинам 8 без нарушения ее цельности. Грузонесущие 16 и холостые 17 ветви тяговых металлокордовых полос 3 опираются на опоры скольжения 18. Для предотвращения расслоения металлокордовых полос 8 при нагрузках они снабжены завулканизированными эластичными скобами 19, охватывающими их по периметру и имеющими отверстия для установки шпилек 7. Загрузка крутонаклонного ленточного конвейера насыпным грузом 14 происходит непрерывно на конвейерную ленту 9 при помощи загрузочного устройства 20. Для предотвращения просыпей груза при его загрузке на загрузочном устройстве 20 установлены направляющие борта 21 из плотной резины. Производительность крутонаклонного ленточного конвейера существенно зависит от его скорости, угла наклона, ширины ленты, формы бортов, расстояния между поперечинами и изменения формы емкостей под нагрузкой. Разгрузка конвейера происходит в верхней его части через приводной барабан 4 самотеком из каждой емкости 13 в бункер 22, из которого разгружается транспортным средством.
Конвейер работает следующим образом: груженая ветвь 16 с емкостями 13, образованными конвейерной лентой 9 и бортами 10, непрерывно заполняется крупнокусковым грузом 14 и транспортируется тяговым органом 3 при помощи приводного барабана 4. На линейной части крутонаклонного ленточного конвейера провисание тягового органа 3, вместе с конвейерной лентой 9 и грузом 14, предотвращается отклоняющими барабанами 6, количество которых определяется углом наклона груженой ветви 16. Крупность транспортируемого груза 14 регламентируется расстоянием между поперечинами 8, размерами и конфигурацией бортов 10, и в каждом конкретном случае (для заданной крупности) формируются емкости 13, соизмеримые с крупностью кусков.
Применение заявляемой конструкции крутонаклонного ленточного конвейера позволяет создать конвейер для крупнокусковых грузов с меньшими капитальными и эксплуатационными затратами за счет упрощения конструкции и повышения надежности.
Конвейер содержит рамы (1, 2), две тяговые металлокордовые полосы (3), огибающие приводные (4) и натяжные (5) барабаны, которые установлены на рамах с отклоняющими барабанами (6). Две металлокордовые полосы соединяются с помощью шпилек (7) с жесткими поперечинами треугольного сечения (8), при этом между ними расположена резинотканевая конвейерная лента (9), опирающаяся на поперечины с провисанием в промежутках, к торцам которой жестко прикреплены гофрированные борта (10) параболлической формы с разной длиной ветвей. Для предотвращения расслоения металлокордовых полос при нагрузках они снабжены завулканизированными эластичными скобами (19), охватывающими их по периметру и имеющими отверстия для установки шпилек. Обеспечиваются возможность транспортировки крупных кусков руд и пород, соизмеримых с шириной конвейерной ленты, и возможность применять отрезки конвейерных лент. 5 ил.