Код документа: RU2633835C1
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при проектировании, строительстве и эксплуатации угольных, сланцевых шахт и карьеров.
Как известно, при подготовке к выемке угля первоначально проходят горные выработки. При малой мощности пласта проходку горных выработок ведут с присечкой породы. При реконструкции шахты с одновременной добычей угля на действующем горизонте, участке и необходимости проведения горных выработок по породе возникает вопрос о раздельной выдаче угля и породы на поверхность, что влечет за собой установку дополнительных транспортных средств путем монтажа второго конвейера в горной выработке или применения способа отработки, взаимоисключающую совместную выдачу угля и породы по одной и той же горной выработке, для чего предусматривать попеременное использование ленточных конвейеров без остановки горных работ, как например, с использованием патента РФ № 2513607 [1], в описательной части которого (часть 40), стр. 4, четко изложено: «Ведение горных работ подготовительных и очистных ведется раздельно с попеременным использованием фланговых промплощадок, обеспечивая непрерывную эксплуатацию технологических линий с подачей угля на центральную площадку. Перевозку людей осуществляют по ленточным конвейерам с использованием верхней и нижней ветвей и средств схода и посадки».
Недостатки этого способа: использование попеременно ленточных конвейеров под горную массу с породой (или породу) не всегда реализуется из-за горнотехнических или геотехнологических причин, и в этом случае попеременность нарушается, вынуждены горную массу от подготовительных работ совмещать с очистными работами или останавливать ведение работ с породой, так как ленточные конвейера не приспособлены для раздельной выдачи угля и породы в едином исполнении.
Известен конвейерный карьерный транспорт [2], где на стр. 217, рис. 4.5, показана схема конвейерного транспорта, при отгрохочивании в забоях некондиционных кусков применяют магистральные ленточные конвейера вместе с автомобилями при разделении крепких руд и скальных или полускальных покрывающих пород. Если количество некондиционных для конвейерного транспорта кусков не велико (5-6%), то и в этом случае возможен конвейерный транспорт от забоя при отделении таких кусков на передвижных грохотах и перемещении их отдельно автомобильным транспортом. На рис. 4.6 показан ленточный конвейер для открытых разработок (ПНР), где натяжное устройство расположено со стороны привода.
Недостатком такого конвейерного транспорта является то, что он не приспособлен для совместного транспортирования как кондиционной, так и некондиционной горной массы. Известны конвейеры для капитальных выработок [3] (прототип).
На рис. 2.5 показан ленточный конвейер типа 2ЛУ-120, предназначенный для транспортировки горной массы по капитальным (главным) горизонтальным и наклонным выработкам снизу вверх, и на рис. 2.6 2ЛБ120 - сверху вниз. При этом натяжные устройства расположены внизу с натяжным барабаном и лебедкой при визуальном контроле натяжения. Конвейеры состоят из следующих унифицированных комплектных групп: выносной головки, приводной станции, средней части (става), ленты, загрузочного устройства, натяжной головки и электрооборудования.
Став конвейера - жесткий, напольный, состоит из линейных центрирующих и переходных секций. Натяжное устройство расположено в хвостовой части конвейера.
Загрузка конвейера осуществляется через загрузочное устройство, установленное в любом месте става, а разгрузка - в конце разгрузочной секции, сопряженной со ставом переходной секции. На разгрузочной секции бремсбергового конвейера кроме разгрузочного барабана установлен отклоняющий и натяжной с устройством с лебедкой типа ЛМГ 1Н (рис. 2.6) [3].
Недостатком этих конвейеров является то, что невозможно совместное транспортирование горной массы и породы из породних забоев.
Недостаток этого устройства в том, что напольный капитальный ленточный конвейер с одним выносным барабаном предназначен только для транспортирования горной массы с последующим разделением через дробилку горной массы на уголь и породу, что не всегда удается при слабой крепости породы, равной углю, при этом вся горная масса проходит через дробилку на угольный склад, тем самым ухудшая качество угля. Чтобы этого избежать, необходимо обеспечить обособленное транспортирование породы из забоев на промплощадку, что требует дополнительных затрат и усложняет эксплуатацию горного хозяйства.
Для улучшения качества угля и раздельной транспортировки угля и породы необходимо магистральные ленточные конвейера в шахте и на карьерах выполнять с двумя функциями: одна для угля, другая для породы с выдачей на соответствующие приемные угольные и породные устройства на промплощадке.
Целью изобретения является уменьшение затрат на строительство и эксплуатацию шахт и карьеров (разрезов) по транспортированию горной массы и породы с повышением качества продукции с увеличением области применения.
В конвейер введены вдоль его оси дополнительно унифицированные комплектные одноименные группы из выносной головки с средней частью става и загрузочным устройством при той же ленте только с четырьмя ветвями: две грузовые - для угля и породы и две - холостые и с встроенными обводным и отклоняющими барабанами в хвостовой части конвейера.
Конвейер снабжен площадками посадки и схода для перевозки людей по ленточным конвейерам согласно требованиям, согласованным в установленном порядке.
При соосности в вертикальной плоскости верхний став конвейера выполнен подвесным к кровле выработки.
При соосности в горизонтальной плоскости оба става установлены на почве с расстоянием между ними согласно требованиям безопасности и обслуживания.
При соосности в горизонтальной плоскости продольная ось хвостовой части конвейера с обводными отклоняющими барабанами расположена по оси симметрии устройства-конвейера, при этом натяжное устройство расположено на холостой ветви.
Хвостовая часть конвейера снабжена устройствами разворота ленты в смежных ветвях: с взаимным переходом ветвей лент: грузовой на холостую; с холостой на грузовую с установкой на каждую пару переходящихся ветвей по обводному барабану с их вертикальным расположением к краям ленты.
На фиг. 1 - кинематическая схема конвейера (вертикальная).
На фиг. 2 - разрез по А-А фиг. 1.
На фиг. 3 - кинематическая схема конвейера (горизонтальная).
На фиг. 4 - разрез по А-А фиг. 3.
Многофункциональный ленточный конвейер состоит из унифицированных комплектных групп, соосно расположенных вдоль оси конвейера, и состоит из выносной головки 1 приводной станции 2, площадки схода 3, средней части (става) 4, площадки посадки 5, ленты 6, загрузочного устройства 7, натяжной головки 8 и дополнительно из выносной головки 9, площадки схода 10, средней части (става) 11, как продолжение почвенного става 4, площадки посадки 12, загрузочного устройства 13, межставного обводного барабана 14, отклоняющего устройства 15. Холостая ветвь ленты дополнительного става оборудована площадками посадки 16 и схода 17, через выносные головки конвейера осуществляется связь с угольнопородным комплексом 18 или при расположении конвейеров на протяженной линии, с местами перегрузочных пунктов на следующие ленточные конвейера (не показано). При соосности в горизонтальной плоскости межставных обводных барабана два: основной впереди, вспомогательный сзади, оба снабжены устройствами для разворота ленты.
При работе многофункционального ленточного конвейера горная масса через загрузочное устройство 13 поступает на грузовую ветвь ленты 6, затем транспортируется лентой и через выносную головку 9 перегружается в угольнопороднем комплексе, порода через загрузочное устройство 7 поступает на грузовую ветвь ленты 6, затем транспортируется движущейся лентой и через выносную головку 1 перегружается в угольнопороднем комплексе.
Люди при движении на работу, при спуске в шахту или забой, проезжают от площадки посадки 16 по холостой ветви ленты до площадки схода 17. При движении на-гора, угольщики используют для выезда грузовую ветвь от площадки 12, установленной за их загрузочным устройством 13, а проходчики соответственно на площадку посадки 5 и соответственно до площадки схода 3, 10.
Таким образом, многофункциональным ленточным конвейером обеспечивается универсальность при решении отработки шахтного поля с минимальными затратами, соединив воедино транспортное средство, как для выдачи горной массы, так и для выдачи породы при одновременной доставке людей к месту работы и обратно. Объем строительных работ резко уменьшается при обеспечении раздельной выдачи угля и породы, при этом имеем только материнскую зольность.
Многофункциональный ленточный конвейер устанавливается в капитальных выработках, выработки участкового значения оснащаются типовыми напочвенными ленточными конвейерами, оборудованными для перевозки людей в забой и из забоя.
Литература
1. Патент РФ № 2513607. Способ подготовки и отработки запасов шахтных полей Черных Н.Г. и др. Опубл. 19.02.14. Бюл. № 11.
2. Спиваковский А.О. Транспортные машины и комплексы открытых горных разработок / А.О. Спиваковский, М.Г. Потапов. М., Недра, 1983.
3. Дьяков В.А. Ленточные конвейера в горной промышленности / В.А. Дяков, Л.Г. Шахмейстер, В.Г. Дмитриев, И.В. Зеленин, Ю.С. Пухов, Е.Е. Шешко. Под редакцией чл. кор. АН СССР А.О. Спиваковского. М.: Недра. 1982 г. С. 52.
Изобретение относится к области транспортных средств для выдачи горной массы из недр Земли. Техническим результатом является обеспечение универсальности транспортного средства при отработке шахтного поля, за счет соединения воедино транспортных средств для выдачи горной массы и для выдачи породы при одновременной доставке людей к месту работы и обратно. Многофункциональный ленточный конвейер для транспортировки горной массы по капитальным горизонтальным и наклонным выработкам и уклонным стволам шахт и карьеров, содержащий унифицированные комплектные группы из выносной головки, приводной станции, средней части става, ленты, загрузочного устройства, натяжной головки и электрооборудование. Причем в него введены вдоль его оси дополнительно унифицированные комплектные одноименные группы из выносной головки с средней частью става и загрузочным устройством при той же ленте только с четырьмя ветвями: две грузовые - для угля и породы и две - холостые и с встроенными обводным и отклоняющими барабанами в хвостовой части конвейера. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
Конвейер для транспортировки грузов