Код документа: RU188734U1
Полезная модель относится к области транспортировки сыпучих грузов транспортным средством, а именно к конструктивным элементам съёмных кузовов, предназначенных для перемещения кранами, вилочными автопогрузчиками, мостовыми кранами или контейнеровозами, в том числе вагонами-платформами.
Из уровня техники известен принятый в качестве прототипа съемный кузов транспортного средства (патент на полезную модель RU 180202, приоритет от 27.09.2017, МПК B65D 88/54), содержащий каркас, включающий торцевые вертикальные стойки, боковые вертикальные стойки, верхние торцевые обвязки, верхние боковые обвязки, фитинговые упоры, запорные устройства и днище с разгрузочными проёмами, образованное продольными боковыми балками, торцевыми балками и поперечными балками. Поперечные балки выполнены коробчатого профиля для вил вилочного автопогрузчика. Верхние фитинговые упоры установлены на верхних торцевых обвязках. Запорные устройства расположены на продольных боковых балках. На продольных боковых балках выполнены ножки-упоры, обеспечивающие фиксирование съёмного кузова на транспортном средстве путём охвата указанными ножками-упорами рамы транспортного средства.
Недостатком прототипа являются широкие поперечные балки днища, на которых остаётся часть груза при разгрузке после открытия крышек разгрузочных проёмов и ссыпания основной массы груза.
Технической проблемой, присущей прототипу, является малая площадь разгрузочных проёмов, не позволяющая полностью разгрузить кузов без дополнительной очистки.
Техническим результатом является увеличение скорости разгрузки съемного кузова при обеспечении необходимой прочности.
Заявленный технический результат достигается увеличением площади разгрузочного проема, которая становится равной внутренней площади кузова в горизонтальном сечении без разделения на отдельные разгрузочные пространства, так как крышкой разгрузочного проема является само днище.
Прочность съемного кузова обеспечивается расчетно обоснованными размерами несущих элементов каркаса и днища, а также конструкцией узла опирания каркаса на закрытое днище: каркас содержит нижние торцевые обвязки и нижние боковые обвязки, днище шарнирно закреплено одной своей боковой балкой к нижней боковой обвязке каркаса, торцевые балки днища содержат опорные направляющие элементы с заглушками, нижние торцевые обвязки каркаса содержат опорные направляющие элементы, опирание каркаса на закрытое днище происходит через опорные направляющие элементы нижних торцевых обвязок кузова, которые охватывают опорные направляющие элементы днища при закрытии днища.
Таким образом, по сравнению с прототипом увеличивается площадь разгрузочного проёма, которая становится равной внутренней площади кузова (в горизонтальном сечении), при этом за счёт рассчетно обоснованных размеров несущих элементов кузова и днища и заявленной конструкции узла опирания каркаса на закрытое днище обеспечивается достаточная прочность кузова при перевозке груза.
Заявляемая полезная модель отличается от прототипа тем, что каркас содержит нижние торцевые обвязки и нижние боковые обвязки, а днище шарнирно закреплено одной своей боковой балкой к нижней боковой обвязке каркаса, торцевые балки днища содержат опорные направляющие элементы с заглушками, нижние торцевые обвязки каркаса содержат опорные направляющие элементы, а опирание каркаса на закрытое днище происходит через опорные направляющие элементы нижних торцевых обвязок кузова, которые охватывают опорные направляющие элементы днища при закрытии днища.
Такое отличие от прототипа даёт основание утверждать о соответствии предлагаемого технического решения критерию патентоспособности полезной модели – «новизна».
Предлагаемая полезная модель поясняется графическим материалом:
– на фиг. 1 показан съёмный кузов транспортного средства открывающимся днищем;
– на фиг. 2 и фиг. 3 показан узел опирания каркаса на закрытое днище.
Съёмный кузов транспортного средства с открывающимся днищем, показанный на фиг. 1, содержит днище 1, периметр рамы которого образован боковыми продольными и торцевыми балками, и каркас 2, включающий торцевые вертикальные стойки, боковые вертикальные стойки, верхние торцевые обвязки, верхние боковые обвязки, фитинговые упоры, запорные устройства.
Каркас также содержит нижние торцевые обвязки 3 и нижние боковые обвязки 4, а днище 2 шарнирно закреплено одной своей боковой балкой к нижней боковой обвязке каркаса.
Торцевые балки 5 (фиг. 1, фиг. 2) днища 1 содержат опорные направляющие элементы 6 (фиг. 3) с заглушками 7, нижние торцевые обвязки 3 каркаса 1 содержат опорные направляющие элементы 8.
Опирание каркаса 2 на закрытое днище 1 происходит через опорные направляющие элементы 8 нижних торцевых обвязок 3 кузова, которые охватывают опорные направляющие элементы 6 днища 1 при закрытии днища 1.
Опорные направляющие элементы 6 днища 1 выполнены из катанного или гнутого уголка.
Днище содержит дополнительные продольные балки или дополнительные поперечные балки, или дополнительные продольные и поперечные балки, или раскосы, соединяющие балки.
Толщины и размеры элементов каркаса 2 и днища 1 определены по результатам расчёта статической и циклической прочности:
– толщины опорных направляющих элементов 8 нижних торцевых обвязок 3 кузова, вертикальных стенок и верхней полки нижних торцевых обвязок кузова, опорных направляющих элементов торцевых балок днища, заглушек опорных направляющих элементов торцевых балок днища находятся в диапазоне от 4 до 12 мм. Крайнее наименьшее значение толщины обусловлено тем, что при меньшей толщине не обеспечивается необходимая прочность и отсутствует запас толщины на коррозионные износы в течение срока службы изделия. Крайнее наибольшее значение обусловлено излишней металлоёмкостью изделия;
– внутренняя ширина нижних торцевых обвязок кузова составляет не менее 70 мм, а высота не более 280 мм. Крайнее наименьшее значение ширины обусловлено условием прочности. Крайнее наибольшее значение обусловлено избыточными габаритами изделия и уменьшением площади разгрузочного проема;
– ширина опорных направляющих элементов торцевых балок днища не менее наружной ширины нижних торцевых обвязок кузова для обеспечения плотного прилегания днища к кузову без люфтов и зазоров;
– высота заглушек опорных направляющих элементов торцевых балок днища равна внутренней высоте опорных направляющих элементов торцевых балок днища для обеспечения прочности узла соединения указанных направляющих элементов с торцевыми балками днища.
При разгрузке кузова открывают запорные устройства, соединяющие каркас 2 и днище 1, затем с помощью подъёмно-транспортных средств поднимают кузов.
Так как днище 1 шарнирно закреплено одной своей боковой балкой к нижней боковой обвязке каркаса 2, под действием силы тяжести груза днище 1 открывается и происходит полное ссыпание груза.
Съёмный кузов транспортного средства с открывающимся днищем, содержащий каркас, отличающийся тем, что каркас содержит нижние торцевые обвязки и нижние боковые обвязки, а днище шарнирно закреплено одной своей боковой балкой к нижней боковой обвязке каркаса, торцевые балки днища содержат опорные направляющие элементы с заглушками, нижние торцевые обвязки каркаса содержат опорные направляющие элементы, а опирание каркаса на закрытое днище происходит через опорные направляющие элементы нижних торцевых обвязок кузова, которые охватывают опорные направляющие элементы днища при закрытии днища.Таким образом, увеличивается площадь разгрузочного проёма, которая становится равной внутренней площади кузова (в горизонтальном сечении), при этом за счёт расчётно обоснованных размеров несущих элементов кузова и днища, а также за счет заявленной конструкции узла опирания каркаса на закрытое днище обеспечивается достаточная прочность кузова при перевозке груза.