Код документа: RU2494916C2
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к комплексной системе пола для фюзеляжной части воздушного судна с множеством элементов пола для получения поверхности пола.
Уровень техники
Современные пассажирские воздушные суда для обеспечения комфорта и с учетом больших высот применения с целью оптимизации расхода имеют, как правило, прочную на сжатие фюзеляжную часть, внутреннее давление на которую на высоте полета, например, 12000 м соответствует давлению воздуха, которое имеет место на высоте примерно 1800 м. Фюзеляжная часть воздушного судна состоит из множества, по существу, бочкообразных фюзеляжных секций, последовательно расположенных одна за другой и соединенных поперечными стыковыми накладками. Каждая фюзеляжная секция образована множеством расположенных один за другим кольцевых шпангоутов, которые с наружной стороны облицованы обшивкой фюзеляжной части. Между кольцевыми шпангоутами в направлении продольной оси воздушного судна проходят продольные элементы жесткости, в частности, стрингеры, которые предпочтительно равномерно и параллельно друг другу распределены по окружности фюзеляжной секции и прикреплены с внутренней стороны к обшивке фюзеляжной части. Расстояние между шпангоутами фюзеляжной части в зависимости от типа воздушного судна и конструктивных нагрузок составляет от 50 см до 100 см. Стрингеры, кольцевые шпангоуты, обшивка фюзеляжной части, поперечные стыковые накладки, а также другие компоненты конструкции фюзеляжной части, как правило, изготавливаются из алюминиевых сплавов. Альтернативно этому отдельные компоненты ("гибридный вид исполнения") или все компоненты могут быть изготовлены из синтетических материалов на волокнистой основе, например, из эпоксидных смол, армированных углеволокном.
Пол пассажирского салона образован, в частности, множеством поперечных балок, которые, как правило, с обеих сторон соединяются с кольцевым шпангоутом. Поперечные балки, как правило, с обеих сторон поддерживаются с нижней стороны так называемыми распорками или другими вертикальными стойками, которые одним концом соединяются с концом поперечной балки, а другим концом - с кольцевым шпангоутом. К поперечным балкам прикреплено множество продольных профилей, которые могут быть выполнены в виде направляющих сидений для установки кресел. Между направляющими сидений для получения сплошного, удобного для прохода и ровного пола укладываются и закрепляются половые плиты. Половые плиты имеют, как правило, слоистую конструкцию (типа «сэндвич») и изготавливаются из армированных волокнами пластиков. Пол горизонтально разделяет фюзеляжную часть воздушного судна на помещение для пассажиров или пассажирский салон и расположенный под ним грузовой отсек.
В большинстве случаев внутренняя компоновка фюзеляжной части воздушного судна не изменяется в течение всего срока эксплуатации, который может составлять до 30 лет. Исключением является только распространенное переоборудование пассажирских воздушных судов в грузовые воздушные суда, которое по своей трудоемкости может почти сравниться с новым конструированием.
Направляющие сидений для установки кресел в аварийных ситуациях воздушного судна должны выдерживать в экстремальных случаях механические нагрузки примерно до 20 g в направлении полета, поэтому направляющие сидений приходится делать статически массивными и, следовательно, тяжелыми, что уменьшает полезную нагрузку воздушного судна.
Кроме того, установка пассажирских кресел на традиционных системах пола является негибкой, что затрудняет выполнение специфических требований заказчика к компоновке пассажирского салона. Так, например, изменение существующего расположения кресел по схеме 2 ряда х 3 с одним проходом на расположение кресел по схеме 3 ряда х 2 с двумя проходами связано с большой трудоемкостью, поскольку необходимо перестраивать весь каркас пола. Альтернативно можно было бы предусмотреть дополнительные направляющие сидений для реализации таких вариантов компоновки, однако, они привели бы к увеличению веса. Существующие пассажирские кресла, имеющие, как правило, четыре опорных ножки, на концах которых находятся точки крепления к направляющим сидений, по причине нагрузок, возникающих в аварийной ситуации, не могут быть прикреплены к направляющим сидений в произвольных позициях вдоль продольной оси воздушного судна.
Раскрытие изобретения
Задача настоящего изобретения состоит в том, чтобы устранить вышеописанные недостатки известных примеров осуществления систем пола с учетом различных вариантов компоновки пассажирского салона.
Эта задача решена при помощи системы пола с признаками п. 1 формулы изобретения.
Благодаря тому, что система пола согласно изобретению, по существу, выполнена как самонесущая и, по существу, механически развязана с фюзеляжной частью, выступающей в качестве основной конструкции, такую систему пола можно в
широких пределах модифицировать независимо от требований к статическим характеристикам или краевым условиям фюзеляжной части. Это впервые сделало возможным выполнение специфических требований заказчика к специальной нестандартной компоновке пассажирского салона воздушного судна с минимальными расходами на переоборудование. Механические нагрузки, создаваемые системой пола, в значительной степени передаются только на фюзеляжную часть или на конструкцию фюзеляжной части, в то время как в обратном направлении от фюзеляжной части к самонесущей системе пола нагрузки почти не передаются.
Одно из усовершенствований системы пола предусматривает, что в нижней области фюзеляжной части закреплены по меньшей мере две продольные балки, на которые установлен по меньшей мере один опорный элемент, в частности, по меньшей мере одна решетчатая конструкция, при этом по меньшей мере на два расположенных напротив друг друга опорных элемента установлена по меньшей мере одна поперечная балка для опоры и закрепления элементов пола. Благодаря этому, нагрузки, создаваемые системой пола параллельно вертикальной оси воздушного судна (ось z), предпочтительным образом с точки зрения статики передаются по опорным элементам непосредственно двум нижним (базовым), предпочтительно непрерывным продольным балкам, которые располагаются на одинаковом расстоянии с обеих сторон от базовой линии или линии свода фюзеляжной части, а также параллельно оси х, и которые закрепляются в нижней области фюзеляжной части (в, так называемом, "днище") в грузовом отсеке. В альтернативном варианте осуществления обе продольные балки могут быть также расположены параллельно на неодинаковых расстояниях от базовой линии или линии свода фюзеляжной части и закрепляться в ней. Базовая линия или линия свода проходят через самую нижнюю и самую верхнюю точки формы, определяемой геометрией поперечного сечения фюзеляжной части, которая в простейшем случае представляет собой круг. Геометрия поперечного сечения может постепенно изменяться по продольной оси воздушного судна (ось х) в направлении полета.
К опорным элементам параллельно поперечной оси воздушного судна (ось у) прикреплены поперечные балки, проходящие взаимно параллельно и на некотором расстоянии друг от друга. К поперечным балкам прикреплены продольные профили, проходящие также параллельно оси х воздушного судна, которые выполнены предпочтительно в виде направляющих сидений и на которых располагаются элементы пола с возможными функциональными элементами для получения пола в фюзеляжной части. Крепление элементов пола к направляющим сидений можно осуществлять при помощи такой же стандартной металлической фурнитуры, которая обычно используется в гражданской авиации для крепления кресел в пассажирских
салонах. Альтернативно можно применять любой вид заклепочных, винтовых, зажимных или штекерных элементов. Кроме того, в определенных случаях можно использовать также сварные и клеевые соединения.
Каждый опорный элемент на нижних продольных балках в простейшем случае выполнен в виде прочной вертикальной стойки или распорки с регулируемой длиной, которые в нормальном режиме полета, в основном, принимают на себя силы, действующие от пола параллельно оси z. Однако, учитывая статические нагрузки, как правило, требуется усиливать жесткость каждых двух соседних вертикальных стоек дополнительными диагональными распорками, по типу решетчатой конструкции, для того, чтобы силы, которые возникают, по существу, параллельно оси х, также передавать нижним продольным балкам. При этом, как правило, не требуется, предусматривать вертикальную стойку в области каждого кольцевого шпангоута. Более того, обычно достаточно устанавливать вертикальную стойку у каждого от пятого до десятого кольцевого шпангоута.
В одном варианте осуществления указанный решетчатый опорный элемент установлен на каждой из двух нижних продольных балок таким образом, что он проходит по всей длине продольных балок с постоянной высотой. Альтернативно этому опорные элементы могут быть выполнены в виде отдельных опорных элементов, отстоящих друг от друга на некотором расстоянии и установленных на продольных балках ("козлы").
Кроме того, опорные элементы могут иметь предпочтительно сплошную верхнюю продольную балку, которая проходит, по существу, параллельно двум продольным балкам, расположенным в нижней области фюзеляжной части. На верхних продольных балках параллельно оси у располагаются поперечные балки, а на них снова параллельно оси х - продольные профили для укладки и крепления половых плит для получения поверхности пола.
На верхних концах соседних вертикальных стоек могут быть дополнительно предусмотрены продольные распорки с меньшим изгибающим моментом по сравнению с продольными балками, которые в сочетании с предусмотренными диагональными распорками образуют решетчатую конструкцию опорных элементов. При достаточной собственной жесткости направляющих сидений и элементов пола можно, по меньшей мере частично, отказаться от продольных распорок.
В другом альтернативном примере осуществления поперечные балки могут быть непосредственно соединены верхними концами с вертикальными стойками, при этом за счет установленных на поперечных балках и прикрепленных элементов пола обеспечивается устойчивость всей конструкции к действию сил, направленных параллельно оси х.
Благодаря тому, что конструкция пола согласно изобретению в значительной степени механически отделена от фюзеляжной части, даже обширные изменения на полу можно производить, не учитывая возможных требований к статическим нагрузкам фюзеляжной части, при этом упрощается возможность выполнения специфических требований заказчика к компоновке помещения.
Согласно другому предпочтительному варианту осуществления системы пола опорные элементы имеют различную фиксированную высоту вдоль оси z (вертикальная ось воздушного судна). За счет этого впервые можно получать пол в фюзеляжной части пассажирского салона или грузового отсека, поверхность которого не лежит в одной плоскости по всей длине воздушного судна. Так, например, в передней области фюзеляжной части пол может быть приподнят для того, чтобы увеличить грузовой отсек, а в задней области фюзеляжной части пол опускается с образованием ступени для того, чтобы повысить комфортабельность размещения пассажиров вследствие увеличения объема салона.
Согласно другому предпочтительному варианту осуществления системы пола опорные элементы выполнены с возможностью вертикального регулирования параллельно оси z. За счет этого дополнительно повышается гибкость системы пола для выполнения требований к изменению компоновки пола, поскольку настройка уровня пола осуществляется на отдельных участках путем регулирования высоты соответствующих опорных элементов предпочтительно при помощи двигателя или вручную. Перемещение опорных элементов с различной высотой по соответствующим продольным балкам больше не требуется. Так, например, опорные элементы в этом случае могут быть выполнены в виде ножниц, приводимых в действие при помощи двигателя, например, шпиндельного привода с электродвигателем ("ножничный подъемный стол") для того, чтобы обеспечить предпочтительно бесступенчатое регулирование высоты между продольными балками и поперечными балками. Такие ножничные конструкции с перекрещенными балками широко применяются в, так называемых, "ножничных столах" или подъемных столах.
Согласно другому усовершенствованию системы пола опорные элементы выполнены с возможностью перемещения по продольным балкам параллельно оси у, с возможностью стопорения на указанных продольных балках. Благодаря этому, можно простым способом путем перестановки или перемещения по продольным балкам изменять позиции высоких и низких опорных элементов для того, чтобы преобразовывать компоновку пола с минимально возможными трудозатратами на переоборудование. В этом варианте осуществления продольные балки предпочтительно имеют в верхней части рельсовую направляющую, в которую входят опорные элементы с возможностью перемещения параллельно оси у (т. е., вдоль оси х) и закрепления. При этом в направляющих могут быть предусмотрены, так называемые, "разъезды" для того, чтобы обеспечить возможность прохождения опорных элементов мимо друг друга без необходимости вынимать опорные элементы из направляющих по меньшей мере в случае приподнятых поперечных балок. При этом опорные элементы можно по выбору бесступенчато или с некоторым шагом закреплять на продольных балках.
Согласно другому предпочтительному усовершенствованию системы пола по меньшей мере одна поперечная балка выполнена с возможностью перемещения по меньшей мере по двум опорным элементам параллельно оси у, с возможностью стопорения на указанных опорных элементах.
Благодаря этому, можно целенаправленно адаптировать пол к изменению соотношения нагрузок. Так, например, для локального усиления поперечные балки можно перемещать параллельно оси у (вдоль оси х) и стопорить на определенном участке пола, где должен быть расположен модуль кухни и/или санузел. В такой конфигурации опорные элементы, прикрепленные к продольным балкам, содержат непрерывную верхнюю продольную балку, по которой могут перемещаться и стопориться концы поперечных балок. Прикрепление поперечной балки к верхним продольным балкам осуществляется при помощи известных винтовых, зажимных и штекерных соединительных элементов с возможностью разъема в случае надобности.
Согласно еще одному усовершенствованию системы пола по меньшей мере два продольных профиля, в частности, по меньшей мере две направляющие сидений выполнены с возможностью перемещения по меньшей мере по двум поперечным балкам параллельно оси х, с возможностью стопорения на указанных поперечных балках, с тем, чтобы обеспечить закрепление на них по меньшей мере одного функционального элемента, в частности, по меньшей мере одной группы кресел, содержащей по меньшей мере два кресла. Благодаря возможности перемещать продольные профили по поперечным балкам перпендикулярно продольной оси воздушного судна (т.е. параллельно оси х) и стопорить их, можно легко и быстро изменять схему расположения кресел на полу. Так, например, путем перемещения продольных профилей или направляющих сидений и добавления двух дополнительных продольных профилей можно преобразовать расположение кресел из двух рядов по три кресла с одним проходом посредине в три ряда по два кресла с двумя проходами. Прикрепление и стопорение продольных профилей на поперечных балках осуществляется при помощи соответствующих винтовых, зажимных и штекерных соединительных элементов с возможностью разъема в случае надобности.
Согласно другому предпочтительному усовершенствованию системы пола по меньшей мере один опорный элемент по меньшей мере в некоторых частях присоединен к фюзеляжной части при помощи по меньшей мере одной боковой связи, в частности, решетчатой конструкции, амортизаторов, тросов или лент.
Благодаря этому, предотвращается опрокидывание опорных элементов в направлении оси у под действием поперечных сил. Для бокового соединения системы пола с фюзеляжной частью или с кольцевыми шпангоутами, прикрепленными с внутренней стороны к фюзеляжной части, можно использовать, например, пневматические и/или гидравлические амортизирующие элементы, длину которых можно предпочтительно плавно регулировать для выравнивания отклонений от допуска. Тросы или ленты предпочтительно изготавливаются с применением плетеного углеродного волокна или стренг из углеродного волокна. Решетчатая конструкция предпочтительно состоит из усиливающих распорок треугольной формы, что является предпочтительным с точки зрения статических нагрузок.
Согласно другому предпочтительному усовершенствованию по меньшей мере два расположенных напротив друг друга опорных элемента укреплены по отношению к силам, действующим параллельно оси у, в частности, при помощи распорок треугольной формы, расположенных с обеих сторон в области выступающих концов поперечной балки, установленной на указанные два опорных элемента. Благодаря этому, система пола, по существу, является статически независимой от окружающей фюзеляжной части, т. е., вся система пола, включая основание и находящийся на нем пол или элементы пола с функциональными элементами, "свободно" располагается в фюзеляжной части.
Согласно другому предпочтительному варианту осуществления по меньшей мере две продольные балки закреплены в верхней области фюзеляжной части и по меньшей мере один опорный элемент, в частности, в виде по меньшей мере одной решетчатой конструкции, подвешен к продольной балке, при этом по меньшей мере на двух опорных элементах расположена по меньшей мере одна поперечная балка для прикрепления элементов пола. Такая конструкция, в которой элементы пола "свешиваются" с верхней области фюзеляжной части представляет собой "инвертированный" вариант осуществления системы пола. Достоинство этой конструкции заключается в том, что опорные элементы вместо сжимающей нагрузки параллельно оси z, по существу, испытывают только растяжение, поэтому опорные элементы по меньшей мере частично можно выполнить в виде тросов или лент, уменьшающих вес.
Согласно усовершенствованию элемента пола для системы пола по меньшей мере один элемент пола содержит по меньшей мере один функциональный элемент, в частности, кресло, группу кресел, кухонный модуль и/или санузел. Благодаря этому, по сравнению с традиционным креплением компонентов при помощи дискретных точек соединения, достигается более равномерное распределение нагрузки по поверхности элементов пола для всей системы пола, при этом можно обеспечить статически экономичное, с точки зрения веса, размещение направляющих сидений и поперечных балок. В зависимости от собственной жесткости или прочности плиты основания элемента пола при известных условиях она может, по меньшей мере частично, принимать на себя статические нагрузки направляющих сидений и/или поперечных балок, таким образом, в идеальном случае они полностью освобождаются. Альтернативно на отдельных участках системы пола могут быть предусмотрены элементы пола без функциональных элементов.
Кроме того, элементы пола с встроенными функциональными элементами можно располагать в системе пола с большей пространственной гибкостью и монтировать с меньшей трудоемкостью.
Дальнейшие предпочтительные варианты осуществления системы пола описаны в других пунктах формулы изобретения.
Краткое описание чертежей
На прилагаемых чертежах показаны:
фиг.1 - известный каркас пола для воздушного судна существующего уровня техники,
фиг.2 - традиционное пассажирское кресло для прикрепления к каркасу пола с фиг.1,
фиг.3 - система пола согласно изобретению,
фиг.4 - вариант осуществления системы пола,
фиг.5 - другой вариант осуществления системы пола с различной (фиксированной) высотой на отдельных участках,
фиг.6 - альтернативный вариант осуществления системы пола с возможностью регулирования уровня пола по меньшей мере на отдельных участках,
фиг.7 - вариант осуществления с возможностью перемещения продольных профилей, в частности, направляющих сидений, параллельно оси х,
фиг.8 - две группы кресел в качестве факультативного функционального элемента системы пола,
фиг.9 - вариант осуществления с возможностью перемещения поперечных балок параллельно оси у и их стопорения,
фиг.10 - вариант осуществления с возможностью перемещения параллельно оси у и стопорения ("козловых") опорных элементов, и
фиг.11 - "свободно стоящая" система пола с выступающими с обеих сторон, дополнительно укрепленными поперечными балками,
фиг.12 - "инвертированная" конструкция, т. е., подвесной вариант осуществления системы пола,
фиг.13 - система пола с двумя элементами пола в качестве примера,
фиг.14 - элемент пола с переходным устройством для крепления функционального элемента, в частности, группы кресел,
фиг.15 - вариант осуществления элемента пола с бесступенчатой
регулировкой (в направлении оси х),
фиг.16 - элемент пола с кухонным модулем в качестве функционального элемента,
фиг.17 - элемент пола с возвышением (подставкой) для крепления группы кресел при помощи промежуточного элемента (переходного устройства), и
фиг.18 - группа из двух кресел для крепления на элемент пола согласно фиг.17.
Узлам, которые содержат большое количество функционально идентичных элементов, как, например, опорный элемент, выполненный в виде решетчатой конструкции, и т. п., для лучшей наглядности, как правило, присвоен один ссылочный номер, если при описании соответствующего чертежа однозначно не указано иного.
Осуществление изобретения
На фиг.1 показан вид в перспективе системы пола согласно существующему уровню техники. Фюзеляжная часть 100 не показанного воздушного судна, по существу, с круговой геометрией поперечного сечения содержит, в частности, обшивку 101 фюзеляжной части с множеством кольцевых шпангоутов, из которых только передний кольцевой шпангоут 102 снабжен ссылочным номером. Система 103 пола фюзеляжной части 100 содержит, в частности, множество поперечных балок 104. Поперечная балка 104 с обеих сторон соединяется с кольцевым шпангоутом 102. Кроме того поперечная балка 104 подпирается снизу двумя обычными распорками 105, 106, которые установлены между поперечной балкой 104 и кольцевым шпангоутом 102. Далее к поперечной балке 104 прикреплены четыре направляющие сидений для установки кресел, из которых только одна направляющая 107 сидений снабжена ссылочным номером. К направляющим 107 сидений прикрепляются кресла для пассажиров. Между двумя направляющими 107 сидений уложены и закреплены половые плиты, из которых только одна половая плита 108 снабжена ссылочным номером. Половые плиты образуют сплошной и ровный пол 109 внутри фюзеляжной части 100, который разделяет ее на всем протяжении на пассажирский салон 110 и грузовой отсек 111. Координатная система 112 на фиг.1 и на всех последующих чертежах наглядно отображает ориентацию компонентов в пространстве. Ось х координатной системы 112 соответствует продольной оси воздушного судна (в направлении полета), ось у соответствует поперечной оси воздушного судна, а ось z соответствует вертикальной оси воздушного судна, при этом ось z направлена от основания.
На фиг.2 показан упрощенный вид в перспективе кресла, соответствующего существующему уровню техники, которое предназначено для крепления на стандартные направляющие сидений. Кресло 150 для пассажира имеет четыре ножки или опоры с точкой крепления, расположенной с одной стороны, при этом на фиг 1 видны только ножки 151 и 152 и точки 153 и 154 крепления. Стопорение кресла 150 на направляющей 155 сидений осуществляется в точках 153 и 154 крепления при помощи традиционных винтовых, зажимных или штекерных соединителей с шаговым расстоянием 2,54 см. Шаг 156 между точками крепления 153, 154 параллельно оси х регламентирует возможности крепления кресла, поскольку в области точек крепления 153, 154 по причине высоких нагрузок в аварийных ситуациях, по возможности, должны проходить поперечные балки (параллельно оси у). Кроме того, шаг 156 в сочетании с не показанным центром тяжести кресла 150 создает значительный рычаг, передающий высокие усилия на направляющую 155 сидений, которая вследствие этого должна быть соответственно массивной.
На фиг.3 в отличие от фиг.1 показана система пола согласно изобретению. Система 202 пола встроена в фюзеляжную часть 200 с обшивкой 201 фюзеляжной части. Система 202 пола содержит, в частности, в нижней области 203 фюзеляжной части 200 две проходящие параллельно друг другу продольные балки 204 и 205 (подставки или базовые продольные балки). На каждой продольной балке 204, 205 установлен решетчатый опорный элемент 206, 207, который в показанном примере осуществления проходит по всей длине каждой продольной балки 204, 205. Опорные элементы 206, 207 содержат множество вертикальных стоек, из которых две передние вертикальные стойки 208, 209 на продольной балке 204 снабжены ссылочными номерами. Между двумя вертикальными стойками 208, 209 для повышения жесткости установлена диагональная распорка 210. То же самое относится к остальным вертикальным стойкам. На верхних концах вертикальных стоек 208, 209 - как и между всеми остальными соседними вертикальными стойками - расположена продольная распорка 211, которая проходит параллельно оси х. Вертикальные стойки 208, 209 могут быть жесткими или упруго амортизирующими. В случае жестких вертикальных стоек 208, 209 они могут быть выполнены, например, в виде распорок, которые во всех случаях позволяют регулировать длину параллельно оси z. Альтернативно вертикальные стойки 208, 209 могут быть выполнены с гидравлическими и/или пневматическими амортизирующими элементами, например, в сочетании с пружинными элементами. Благодаря такой конструкции, происходит, например, выравнивание вызываемых турбулентностью движений воздушного судна, вверх и вниз, в частности, параллельно оси z, что повышает комфорт пассажиров. Альтернативно гидравлические и/или пневматические амортизирующие элементы могут быть также выполнены с возможностью активного управления, при этом можно активно стабилизировать положение поверхности пола системы 202 пола в пространстве, в частности по отношению к плоскости ху, исходя, например, из текущих данных компьютера системы управления полетом воздушного судна в режиме реального времени. Для этой цели вертикальные стойки могут содержать исполнительные устройства, которые способны перемещаться, в частности, параллельно оси z. Управляемость амортизирующих элементов в этой связи означает возможность перемещения амортизирующих элементов параллельно оси z и, кроме того, возможность активного управления амортизирующими и пружинящими свойствами, которые контролируются аппаратурой управления и регулирования, в зависимости от фактических параметров полета, которые могут определяться компьютером системы управления полетом воздушного судна.
На опорных элементах 206, 207, проходящих по обеим сторонам в фюзеляжной части 200, расположено множество поперечных балок, из которых только одна поперечная балка 212 снабжена ссылочным номером. Шаг между поперечными балками в направлении оси х предпочтительно соответствует расстоянию между не показанными кольцевыми шпангоутами, которые соединяются с обшивкой 201 фюзеляжной части. В качестве боковой опоры в примере осуществления, показанном на фиг.3, предусмотрена, в частности, односторонняя (асимметричная) боковая связь 213 поперечной балки 212 с фюзеляжной частью 200. Односторонняя боковая связь 213 образована над продольной балкой 204 у опорного элемента 206 двумя распорками 214, 215 с предпочтительно регулируемой длиной, которые расположены в области первой поперечной балки 212 и в области пятой поперечной балки 216 для того, чтобы, в частности, обеспечивать укрепление системы 202 пола по отношению к нагрузкам, действующим параллельно оси у. Такую боковую связь можно также предусмотреть со стороны второй продольной балки 205. Как правило, боковая связь 213 требуется только для каждой пятой - каждой десятой поперечной балки или кольцевого шпангоута. Укрепление системы 202 пола по отношению к нагрузкам, действующим параллельно оси z, осуществляется в основном при помощи вертикальных стоек 208, 209, в то время как диагональные распорки 210 могут передавать обеим продольным балкам 204, 205 силы, действующие прежде всего в направлении оси х. Соединение всех вышеописанных компонентов можно осуществлять при помощи любого вида заклепочных, винтовых, зажимных или
штекерных элементов или их любой комбинации. Кроме механических соединительных и крепежных средств соединение вышеуказанных компонентов можно также осуществлять при помощи сварки или склеивания.
Фиг.4 иллюстрирует другой вариант осуществления системы пола с двухсторонней боковой связью. В фюзеляжную часть 250 с обшивкой 251 фюзеляжной части встроен другой альтернативный вариант осуществления системы 252 пола. В нижней области 253 фюзеляжной части 252 также прикреплены две продольные балки 254, 255, проходящие параллельно оси х. На каждой из продольных балок 254, 255 установлен опорный элемент 256, 257 с множеством вертикальных стоек, из которых только одна вертикальная стойка 258 снабжена ссылочным номером. В остальном конструкция опорных элементов 256, 257 соответствует конструкции опорных элементов 206, 207 на фиг.3. На опорных элементах 256, 257 установлено множество поперечных балок 259. По поперечным балкам 259 проходит множество направляющих сидений, из которых только направляющая 260 сидений снабжена ссылочным номером. Для получения ровной, замкнутой и удобной для прохода поверхности 261 пола на поперечные балки 259 наложено множество элементов пола, из которых только элемент 262 пола снабжен ссылочным номером. В отличие от варианта осуществления, показанного на фиг. 3, система 252 пола содержит две боковые связи 263, 264, которые расположены (симметрично) с обеих сторон и которые образованы, например, тросами или лентами, диагонально натянутыми между системой 252 пола и фюзеляжной частью 250. Тросы или ленты могут быть получены, например, из плетеного углеродного волокна или стренг из углеродного волокна. Альтернативно они могут обладать некоторой ограниченной упругостью, в частности, для того, чтобы лучше воспринимать и поглощать силы, действующие параллельно оси у с исключением пиковых нагрузок (так называемых, "боковых ударов"). В случае необходимости упругие тросы или ленты можно комбинировать с соответствующими гидравлическими и/или пневматическими амортизирующими элементами для того, чтобы уменьшать нежелательные колебания. Тросы или ленты вместо углеродного волокна могут быть изготовлены, например, из арамидного волокна, кевларового волокна, натурального волокна или из их любой комбинации.
На фиг.5 показан второй вариант осуществления конструкции основания с различной, но фиксированной высотой на разных участках. Система 302 пола встроена в фюзеляжную часть 300 с обшивкой 301 фюзеляжной части. Вся система 302 пола опирается на две непрерывные продольные балки 304, 305, закрепленные в нижней области 303 фюзеляжной части 300. В отличие от вариантов осуществления, показанных на фиг.3, 4, на каждой продольной балке 304, 305 установлено по три опорных элемента, из которых только два передних опорных элемента 306, 307
снабжены ссылочными номерами. Все опорные элементы 306, 307 соединяются с множеством поперечных балок, из которых также только одна поперечная балка 308 снабжена ссылочным номером. Кроме того, параллельно оси х координатной системы 112 могут быть предусмотрены не показанные направляющие сидений, к которым и между которыми прикреплены три элемента пола 309 - 311. Вследствие различной высоты следующих друг за другом опорных элементов системы 302 пола, прикрепленных к продольным балкам 304, 305, три элемента пола 309 - 311 в отличие от предыдущих вариантов осуществления образуют ступенчатую неплоскую поверхность пола с двумя площадками 312, 313 или ступенями. Поскольку система 302 пола в значительной степени отсоединена или освобождена механически от основной конструкции фюзеляжной части 300, соответствующую высоту опорных элементов и тем самым высоту наложенных элементов пола 309 - 311 относительно оси z можно выбирать произвольно в широких пределах и, в частности, независимо от возможных статических ограничений фюзеляжной части 300. Таким образом, по сравнению с известными вариантами осуществления систем пола появляются совершенно новые возможности конструктивного оформления внутреннего пространства фюзеляжной части воздушного судна.
Фиг.6 очень схематично иллюстрирует систему пола с возможностью бесступенчатой регулировки высоты. Система 352 пола расположена в фюзеляжной части 350 с обшивкой 351 фюзеляжной части. В нижней области 353 фюзеляжной части 350 закреплены, в частности, две продольные балки 354, 355. На продольной балке 354 расположены два опорных элемента 356, 357, а на продольной балке 355 -два опорных элемента 358, 359. На опорные элементы 356 - 359 уложены элементы пола 360, 361 для получения поверхности пола. Опорные элементы 356 - 359 в данном варианте осуществления системы 352 пола выполнены в виде двух перекрещивающихся стоек, образующих ножничный (подъемный) механизм, который позволяет производить бесступенчатую регулировку высоты. За счет перемещения по меньшей мере одной (не снабженной ссылочным номером) стойки в ножничном механизме опорного элемента 356 - 359 вдоль оси х координатной системы 112 в направлении стрелки 363 можно в широких пределах предпочтительно бесступенчато регулировать высоту опорных элементов 356 - 359 в вертикальном направлении, т. е., параллельно оси z в направлении стрелки 364. Каждый опорный элемент 356 - 359 содержит две перекрещивающиеся стойки. По меньшей мере две стойки каждого опорного элемента 356 - 359 установлены с возможностью перемещения на продольных балках 354, 355 или ниже элементов пола 360, 361 в направлении оси х. Путем одновременного перемещения обоих передних опорных элементов 356, 368 на одинаковое расстояние можно, например, установить передний элемент 360 пола на
высоту 365, которая может изменяться в широких пределах, в то время как одновременное перемещение обоих задних опорных элементов 357, 359 позволяет изменять высоту 366 заднего элемента 361 пола. Оба элемента 360, 361 пола поверхности 362 пола в сочетании с четырьмя опорными элементами 356 - 359 образуют "ножничный подъемный стол", который позволяет производить бесступенчатую регулировку высоты. Для того чтобы предотвратить нежелательное опрокидывание элементов пола вокруг оси х (наклонное положение поверхности пола 362 относительно плоскости ху) расположенные напротив друг друга опорные элементы 356, 358 и 357, 359 синхронно перемещаются параллельно оси z. В примере осуществления, показанном на фиг.6, величина высот 365, 366 установлена равной, таким образом, получается сплошная ровная поверхность пола 362. Различную величину высот 365, 366 можно установить, например, в том случае, если под передним элементом 360 пола требуется получить грузовой отсек 368 большего размера по сравнению с задним грузовым отсеком 367. Над поверхностью 362 пола внутри фюзеляжной части 350 находится пассажирский салон. Регулировка высоты элементов пола 360, 361 во время полета в этом варианте осуществления не предусмотрена, однако, принципиально возможна.
Следующая часть описания относится одновременно к фиг.7 и фиг.8. Фиг.7 иллюстрирует следующий вариант осуществления системы пола, в то время как на фиг. 8 показано две группы кресел в качестве функционального элемента, который можно комбинировать с системой пола.
Фюзеляжная часть 400 с обшивкой 401 фюзеляжной части оснащена другим вариантом осуществления системы 402 пола. В нижней области 403 фюзеляжной части 400 параллельно оси х координатной системы 112 проходят две продольные балки 404, 405. Опорные элементы 406, 407 образуются множеством вертикальных стоек, проходящих параллельно оси z, и диагональных распорок, расположенных между двумя соседними вертикальными стойками. Из вертикальных стоек и диагональных распорок только две передние вертикальные стойки 408, 409, а также относящиеся к ним диагональные распорки 410, 411 снабжены ссылочными номерами. К вертикальным стойкам 408, 409, а также к другим, не обозначенным вертикальным стойкам, прикреплены поперечные балки, из которых только одна передняя поперечная балка 412 снабжена ссылочным номером, при этом поперечные балки проходят параллельно оси у. На поперечные балки в показанном примере осуществления установлены четыре направляющие сидений в виде продольных профилей, из которых направляющая 413 сидений, репрезентативная для всех остальных, имеет ссылочный номер. Направляющие сидений прикреплены к поперечным балкам множеством крепежных средств, из которых зажимное крепежное
средство 414 снабжено ссылочным номером. Однако перед прикреплением направляющие сидений можно свободно перемещать параллельно оси х (или в направлении оси у) по поперечным балкам 412, как показано белой двойной стрелкой. При помощи такого перемещения двух направляющих сидений параллельно оси у примерно на одинаковую величину можно, например, изменять ширину прохода между двумя группами кресел, прикрепленных к двум направляющим сидений (группа из трех кресел - см. фиг.8, или группа из двух кресел, не показана). В качестве крепежных средств 414 можно использовать любые заклепочные, винтовые, зажимные или штекерные соединения или элементы или их любые комбинации. Для крепления направляющих сидений на поперечных балках в произвольных местах или с определенным шагом могут также служить пазы, выточки, выемки, скобы, зажимы, захваты или их любая комбинация.
Фиг.8 иллюстрирует два факультативных функциональных элемента, которые можно использовать как часть системы пола в области внутреннего помещения воздушного судна. Альтернативно функциональные элементы могут представлять собой кухонные модули, санузлы, камеры хранения, элементы пола или любую их комбинацию. В показанном примере осуществления фиг.8 оба функциональных элемента 415, 416 представляют собой группы 417, 418 кресел, при этом каждая группа 417, 418 кресел, в отличие от пассажирских кресел существующего уровня техники (см. фиг.2), содержит три кресла для пассажиров. Каждая группа 417, 418 кресел содержит переходное устройство 419, 420 или присоединительный элемент, который на фиг.8 в качестве примера показан в виде сплошной призмы, однако, он может иметь также прямоугольную или иную геометрическую форму. Нижние области присоединения переходного устройства 419, 420 при помощи соответствующего крепежного средства соединяются направляющими сидений для кресел, в то время как в верхней области присоединения сами кресла механически соединяются с переходным устройством. Переходные устройства 419, 420 наряду с функциональными элементами 415, 416 являются составными частями системы 402 пола и как таковые позволяют просто и с минимальными затратами времени производить монтаж кресел, которые, как правило, изготавливаются сторонними поставщиками, в конкретно применяемой системе пола воздушного судна. Альтернативно функциональные элементы 415, 416 могут быть также выполнены как составная часть элементов пола. Между двумя (тройными) группами 417, 418 кресел имеется указанный проход 421 или свободное расстояние (устанавливается вдоль оси у между любыми функциональными элементами). Путем перемещения по меньшей мере двух направляющих 413 сидений параллельно оси х по поперечным балкам, как правило, проложенным внизу, при необходимости можно изменять ширину прохода 421.
На фиг.9 показан другой альтернативный вариант осуществления системы пола согласно изобретению. Система пола 452 встроена в фюзеляжную часть 450 с обшивкой 451 фюзеляжной части. В нижней области 453 параллельно оси х координатной системы 112 и на некотором расстоянии друг от друга проходят две взаимно параллельные продольные балки 454, 455. На продольных балках 454, 455 установлены решетчатые опорные элементы 456, 457, которые образованы множеством вертикальных стоек, выполненных в виде распорок, а также диагональными распорками, которые расположены между каждыми двумя соседними вертикальными стойками. Оба опорных элемента 456, 457 содержат в верхней части непрерывные верхние продольные балки 458, 459, которые предпочтительно имеют такую же длину, как и (нижние) продольные балки 454, 455.
Система 452 пола содержит также множество поперечных балок, из которых только одна поперечная балка 460 снабжена ссылочным номером и которые могут прикрепляться к верхним продольным балкам 458, 459 в любых позициях в направлении оси х, как указано стрелкой 461, при помощи не показанных крепежных средств. У обоих концов поперечных балок имеются выемки, которые предотвращают неконтролируемое перемещение по верхним продольным балкам 458, 459 в направлении оси х и оси у. Выемки 462, 463, расположенные у обоих концов передней поперечной балки 460, являются репрезентативными для выемок остальных поперечных балок и снабжены ссылочными номерами. Изогнутая стрелка указывает предпочтительное направление укладки поперечных балок на верхние продольные балки 458, 459 опорных элементов 456, 457 системы 452 пола. Между и/или на поперечные балки 460 для получения ровной поверхности пола накладываются и закрепляются элементы 464 пола, из которых только один, репрезентативный для двух остальных элементов, снабжен ссылочным номером.
На фиг.10 показан другой вариант осуществления системы пола согласно изобретению. Фюзеляжная часть 500 с обшивкой 501 фюзеляжной части снабжена системой 502 пола. В нижней области 503 фюзеляжной части 500 с двух сторон параллельно оси х координатной системы 112 проходят продольные балки 504, 505, на которых установлены четыре опорных элемента 506, 507 и 508, 509. На опорных элементах 506, 507 закреплена поперечная балка 510, а на опорных элементах 508, 509 - поперечная балка 511. На поперечных балках 510, 511 и между ними расположены не показанные на фиг.10 элементы пола для получения поверхности пола в пассажирском салоне воздушного судна. Каждый из четырех опорных элементов 506 - 509 содержит вертикальную стойку и диагональную распорку, которые из-за хорошей наглядности не снабжены ссылочными номерами. Верхний конец диагональной распорки и верхний конец вертикальной стойки соединяются на конце поперечной балки, в то время как их соответствующие нижние концы прикреплены к четырем накладкам 512 - 515. Накладки 512 и 514 установлены на (левосторонних) опорных элементах 506, 508 в рельсовой направляющей 516 (например, канавка с поперечным сечением перевернутой Т-образной формы) внутри продольной балки 504 с возможностью перемещения в направлении оси х и стопорения. То же самое относится к накладкам 513, 515, которые могут перемещаться по направляющей 517. Благодаря такой конструкции, поперечные балки 510, 511 можно перемещать вдоль оси х (продольная ось воздушного судна) в любую позицию в направлении стрелки 518 и закреплять там. При этом большее количество поперечных балок 510, 511 можно устанавливать, например, на тех участках поверхности пола, где функциональные элементы создают более высокие нагрузки, в частности, параллельно оси z.
Фиг.11 наглядно изображает следующий вариант осуществления универсальной системы пола. Система 552 пола встроена в фюзеляжную часть 550 с обшивкой 551 фюзеляжной части. Система 552 пола содержит, в частности, продольные балки 554, 555, установленные в нижней области 553 фюзеляжной части 550. Обе продольные балки 554, 555 проходят параллельно базовой линии 558 на примерно одинаковом расстоянии от нее. На продольных балках 554, 555 установлены опорные элементы 556 и 557, которые соединяются поперечной балкой 559. Поперечная балка 559 проходит, по существу, параллельно оси у координатной системы 112. В отличие от предыдущих вариантов осуществления поперечная балка 559 выступает за опорные элементы 556, 557, т. е., поперечная балка 559 в области обеих не обозначенных точек опоры на опорных элементах 556, 557 имеет выступающие наружу части 560, 561 (т. е., выступающие концы). Обе выступающие части 560, 561 укреплены не показанными ближе верхними концами опорных элементов 556, 557, которые представляют собой распорки 562, 563 треугольной формы. Благодаря наличию распорок 562, 563 треугольной формы, оба опорных элемента 556, 557 вместе с наложенной на них поперечной балкой 559 стабилизируют нагрузки, действующие параллельно оси у, таким образом, все основание, состоящее из двух опорных элементов 556, 557, поперечной балки 559 и двух распорок 562, 563, можно прикрепить к продольным балкам 554, 555 совершенно свободно и независимо от основной конструкции фюзеляжной части 550. При этом возникают совершенно новые и очень гибкие возможности конструктивного оформления с учетом инновационной системы пола 552, поскольку больше нет необходимости принимать во внимание возможные статические краевые условия фюзеляжной части 550 при модификациях системы 552 пола. Кроме того, достоинство такой системы заключается в отсутствии необходимости в боковой связи опорных элементов 556, 557 с фюзеляжной частью 550 или с не показанными кольцевыми шпангоутами. Для получения системы 552 пола в фюзеляжной части 550 множество соответствующих опорных элементов 556, 557 с уложенными на них и прикрепленными поперечными балками 559, образующими опорную поверхность для не показанных элементов пола, устанавливается на продольных балках 554, 555 друг за другом относительно оси х и закрепляется. Таким образом, элементы пола, наложенные на поперечные балки 559 и прикрепленные к ним, в простейшем случае образуют сплошную, удобную для прохода пассажиров поверхность пола.
На фиг.12 наглядно изображен "инвертированный" вариант осуществления системы пола. Система 602 пола встроена в фюзеляжную часть 600 с обшивкой 601 фюзеляжной части. В отличие от всех вышеописанных вариантов осуществления системы пола в верхней области 603 закреплены две продольные балки 604, 605, проходящие параллельно оси х координатной системы 112. Обе продольные балки 604, 605 проходят на одинаковом расстоянии от линии 606 свода в верхней области 603 фюзеляжной части 600. Линия 606 свода проходит через самую высокую точку (вершину) поперечного сечения фюзеляжной части 600. В примере осуществления, показанном на фиг.12, к обеим продольным балкам 604, 605 прикреплены (подвешены) два опорных элемента 607, 608, которые в качестве примера образованы в сумме шестью вертикальными стойками, при этом только две передних вертикальных стойки 609, 610 снабжены ссылочными номерами. К вертикальным стойкам 609, 610 для получения сплошной и удобной для прохода поверхности 612 пола прикреплено множество элементов пола, из которых только передний элемент 611 пола снабжен ссылочным номером. Элементы 611 пола при наличии соответствующей собственной статической жесткости и способности выдерживать нагрузку могут одновременно выполнять задачу поперечных балок, используемых в других вариантах осуществления, и непосредственно соединяться с вертикальными стойками. Альтернативно две противоположных вертикальных стойки могут соединяться поперечной балкой. Затем к поперечным балкам могут крепиться продольные профили, проходящие параллельно оси х, например, направляющие сидений или аналогичные им, между которыми и на которых располагаются и прикрепляются элементы пола для получения поверхности 612 пола. Предпочтительно элементы 611 пола и поперечные балки с обеих сторон содержат выступающие части 613, 614. Для дополнительного усиления системы 602 пола по отношению к нагрузкам, действующим параллельно оси у, предпочтительно используются диагональные распорки, которые проходят от выступающих частей 613, 614 к необозначенным точкам соединения вертикальных стоек 609, 610 с продольными балками 604, 605. Репрезентативно для всех остальных диагональных распорок передние диагональные распорки 615 и 616 снабжены ссылочными номерами. Диагональные распорки 615, 616 могут быть выполнены из профилей, которые выдерживают нагрузку сжатия и растяжения и/или из компонентов, которые выдерживают только действие сил растяжения, как например, из тросов или лент. Выбор материала для диагональных распорок производится в соответствии с вышеописанными вариантами осуществления. Достоинство варианта осуществления, показанного на фиг.12, заключается, в частности, в том, что опорные элементы 607, 608 или образующие их вертикальные стойки 609, 610, по существу, испытывают нагрузку только на растяжение параллельно оси z, что создает определенный потенциал экономии, с точки зрения веса, по сравнению с другими конструктивными решениями, которые предполагают нагрузку узлов растяжением и сжатием в равной мере. Кроме того, благодаря диагональным распоркам 615, 616, как правило, можно исключить дополнительную боковую связь опорных элементов 607, 608 с фюзеляжной частью 600 или со встроенными в нее кольцевыми шпангоутами. Тем самым в этом отделенном от фюзеляжной части 600 варианте осуществления системы 602 пола также можно производить необходимые модификации системы 602 пола в значительной степени независимо от статических ограничений фюзеляжной части 600 с небольшой трудоемкостью.
На фиг.13 показана система пола с двумя элементами пола. Система 650 пола в фюзеляжной части 651 содержит, в частности, две продольные балки, из которых на фиг. 13 видна только одна продольная балка 652. На продольной балке 652 установлен опорный элемент 653, который проходит параллельно оси х, по существу, по всей длине воздушного судна. То же самое относится к не показанным продольным балкам. Опорный элемент 653 в представленном примере осуществления содержит вертикальные стойки 654, 655, которые могут быть также выполнены в виде распорок (с регулируемой высотой). На опорном элементе 653 и на другом, не показанном опорном элементе, расположено множество поперечных балок 656 - 658, проходящих параллельно оси у. На поперечных балках 656 - 658 располагаются три продольных профиля 659 - 661, которые в показанном примере осуществления имеют решетчатые опоры. Продольные профили 659 - 661 могут быть образованы, например, продольными профилями с двутавровым поперечным сечением (так называемые, двутавровые балки), при этом в вертикальном ребре, соединяющем две полки двутавровой балки, выфрезерованы треугольные и/или прямоугольные выемки для получения всей решетчатой конструкции. Элемент пола 662 содержит переходное устройство 663, которое служит для крепления не показанной тройной группы кресел для пассажиров (см., в частности, фиг. 8). Переходное устройство 663 вместе с не показанной группой кресел образуют функциональный элемент 664, который является
единой составной частью элемента 662 пола. Переходное устройство 663 позволяет без всяких проблем производить крепление различных узлов или компонентов, например, групп кресел различных поставщиков, на стандартном элементе 662 пола. Другой элемент пола не содержит никаких функциональных элементов и служит в качестве выравнивающего элемента 665 пола, который предназначен, в частности, для заполнения промежутка между креслами и выравнивания свободных участков между элементами пола с функциональными элементами. Для выполнения этой задачи ширина 666 и длина 667 выравнивающего элемента 665 пола образуют нормированную сетку. Так, например, ширина 666 (вдоль оси у) и длина 667 (вдоль оси х) могут составлять целочисленное кратное 2,54 см. Элемент пола 662 и выравнивающий элемент 665 пола предпочтительно представляют собой высокопрочные слоистые плиты из пластмассовых материалов, армированных волокнами. При наличии достаточной механической прочности элементов 662, 665 пола можно полностью или частично отказаться от продольных профилей 659 - 661 и/или поперечных балок 656 - 658 в системе 650 пола. Элементы 662, 665 пола прикрепляются к продольным профилям 659 - 661 при помощи не показанных крепежных элементов.
Размеры не обозначенных поверхностей элемента 662 пола или выравнивающего элемента 665 пола, в частности, поверхности элементов пола с расположенными на них функциональными элементами выбирают таким образом, чтобы каждый элемент 662, 665 пола предпочтительно покрывал по меньшей мере одну не обозначенную ячейку сетки, которая определяется по меньшей мере двумя поперечными балками 656, 658 и по меньшей мере двумя продольными профилями 659, 660. При этом силы воздействия функциональных элементов, прикладываемые к элементам пола, например, в случае компоновки по три пассажирских кресла, распределяются по большой площади в системе 650 пола, поэтому отдельные компоненты, в частности, поперечные балки 656 - 658 и продольные профили 659 -661, по сравнению с традиционными вариантами осуществления каркасов пола, испытывают меньшую статическую нагрузку и, следовательно, могут быть выполнены с размерами, обеспечивающими экономию веса. Кроме того, элементы пола с встроенными функциональными элементами позволяют быстрее и проще производить монтаж, поскольку различные функциональные элементы уже прикреплены к элементам пола, и установка соответствующих частей пола, содержащих, например, группы кресел, осуществляется путем опускания и прикрепления элемента пола 662 на продольные профили 659, 660 в направлении двух белых стрелок.
На фиг.14 показан элемент 700 пола с установленным на нем переходным устройством 701 для крепления других функциональных элементов, например, группы кресел (не показана), содержащей два или три кресла для пассажиров. Для того чтобы обеспечить гибкое выравнивание длины для установки определенных расстояний между креслами в направлении оси х координатной системы 112, имеются элементы пола 700 с различной длиной. На фиг.14 показан элемент пола, который имеет, например, фиксированную длину 702 или альтернативно 703. Разность 704 (AL) между длинами 702, 703 предпочтительно соответствует ступенчатому стандартному шагу, который показан белой двойной стрелкой, для того, чтобы ограничить общее количество необходимых элементов пола с различными размерами (длина/ширина). Так, например, для разности 704 длин можно выбрать значение, соответствующее целочисленному кратному шага между поперечными балками системы пола, который во многих случаях также идентичен расстоянию между шпангоутами в фюзеляжной части. Если расстояние между шпангоутами в фюзеляжной части составляет, например, 50 см, то разность 704 длин может быть кратной 50 см для того, чтобы получить по меньшей мере одно полное наложение элементов пола в сетке (не показана), которая определяется поперечными балками и/или продольными профилями. Благодаря вариантам длины 702, 703, можно изменять расстояние 705 до предыдущего или следующего элемента пола с установленным на нем функциональным элементом (например, группой из трех или двух кресел). Кроме того, если шаг между поперечными балками (параллельно оси у; см., в частности, фиг.9, 10) и/или между продольными профилями (параллельно оси х, см., в частности, фиг.7) изменяется независимо от шага кольцевых шпангоутов фюзеляжной части, интервал разности 704 длин и одновременно вариация ширины 706 элемента пола 700 могут изменяться со сколь угодно малым шагом, например, с шагом 10 см, для того, чтобы в наибольшей мере обеспечить гибкость.
Путем последовательного расположения множества элементов пола с различной фиксированной длиной 702, 703, которая может изменяться с определенным шагом, и/или с различной шириной 706 на опорных элементах или на поперечных балках и/или на продольных профилях системы пола, можно простым способом быстро и гибко обеспечить установку кресел в пассажирском салоне воздушного судна по меньшей мере в направлении оси х в соответствии с различными специфическими требованиями заказчика к специальному нестандартному исполнению (например, к расстоянию между креслами в направлении полета). Кроме того, за счет изменения ширины 706 элемента 700 пола также предпочтительно со стандартным шагом можно, в частности, гибко изменять ширину прохода в направлении оси у (см., в частности, фиг.7) между рядами групп кресел при установке кресел.
На фиг.15 схематически показан другой альтернативный вариант
осуществления элемента пола для применения с системой пола. Элемент 750 пола оснащен переходным устройством 751 в виде трех подставок, не обозначенных ссылочными номерами, в качестве первого функционального элемента 752, который служит как универсальное устройство сопряжения с не показанной группой из трех кресел для пассажиров. Элемент 750 пола прикрепляется к двум продольным профилям 753, 754 в четырех точках крепления 755 - 758, как, в принципе, указано четырьмя противоположно направленными стрелками, при помощи не показанных крепежных элементов. Элемент 750 пола содержит выравнивающую часть 759, которая может выдвигаться и задвигаться вдоль оси х координатной системы 112 (параллельно оси у), как выдвижной ящик, при этом длина 760 элемента пола 750 может изменяться в широких пределах. Путем предпочтительно бесступенчатого или ступенчатого выдвигания и задвигания и стопорения выравнивающей части 759 можно регулировать длину 760 элемента пола 750 в широких пределах. Таким образом, впервые появляется возможность гибко изменять, например, схематически показанный шаг 761 между креслами системы пола в соответствии с различными требованиями заказчика. Элемент 750 пола согласно фиг.15 выполняет также функцию элемента пола с встроенным функциональным элементом 752 и универсального выравнивающего элемента пола для универсального выравнивания длины вдоль оси х координатной системы 112. Благодаря тому, что элемент 750 пола имеет большую площадь опоры на продольные профили 753, 754 - которая определяется фактически установленной длиной 760 и в общем случае фиксированной шириной 762 - усилия, исходящие от переходного устройства 751 или от расположенного на нем функционального элемента 752, распределяются на большой площади в системе пола, таким образом, отдельные компоненты, в частности, продольные профили и/или поперечные балки, могут иметь меньшую статическую нагрузку. Альтернативно элемент пола 750 может быть также оснащен выравнивающим механизмом, конструктивно соответствующим выравнивающей части 759, для того, чтобы иметь возможность изменять ширину 762 элемента пола 750 вдоль оси у.
На фиг. 16 показан другой вариант осуществления элемента пола с встроенным функциональным элементом. Элемент 800 пола в качестве примера оснащен полным кухонным модулем 801 (так называемым "камбузом") в качестве факультативного функционального элемента. Крепление элемента 800 пола на продольные профили или поперечные балки системы пола предпочтительно осуществляется в угловых участках элемента 800 пола, обозначенных противоположно направленными стрелками. Вместо кухонного модуля 801 элемент пола 800 альтернативно может быть оснащен любыми другими функциональными элементами, например, укомплектованным санузлом, модульной камерой хранения, модульным сейфом, модулем, содержащим по меньшей мере одно место для сна и/или отдыха пассажиров и/или персонала, а также защитным корпусом для технических устройств или любой комбинацией указанных модулей.
Все соединения функционального элемента с необходимыми бортовыми системами воздушного судна предпочтительно выполняются при помощи универсального переходного устройства, встроенного в элемент 800 пола, таким образом, обеспечивается быстрое и предпочтительно штекерное подключение функционального элемента с возможностью разъема.
Под бортовыми системами понимаются, например, электрические системы, оптические системы, гидравлические системы, пневматические системы, системы подачи питьевой воды, системы канализации или системы кондиционирования воздуха воздушного судна.
На фиг. 17 и 18, которые следует рассматривать совместно, показан другой вариант осуществления элемента пола. Элемент 850 пола содержит плоскую половую плиту 851, при этом на указанной половой плите 851 имеется возвышение (подставка) с тремя опорами 852 - 854, расположенными на одинаковых расстояниях друг от друга. На опорах 852 - 854 могут быть прикреплены три переходных устройства 855 -857, например, при помощи штекерного, шарнирного или винтового соединения или т. п. Переходные устройства 855 - 857 состоят из двух частей, а именно, из верхней и нижней части, которые не снабжены ссылочными номерами. В верхней и нижней части предусмотрены не показанные на чертеже выемки, которые при сборке верхней и нижней части дополняют друг друга с образованием поперечного сечения, соответствующего опоре 858 кресла (см. фиг.18), при этом между поперечной балкой и верхней и нижней частями переходного устройства в смонтированном состоянии предпочтительно создается легкое сжатие, чтобы обеспечить более надежную посадку. Опора 858 кресла в показанном примере осуществления имеет эллиптическую форму поперечного сечения. В принципе, опора 858 кресла может иметь любую другую форму поперечного сечения (например, прямоугольную, квадратную, треугольную, овальную и т.п.), которая затрудняет или предотвращает поворот опоры 858 кресла вокруг ее продольной оси в переходном устройстве 855 -857. В примере осуществления на фиг. 18 на опоре 858 кресла показаны два отдельных кресла 859 и 860, которые имеют подлокотники и подголовники и образуют группу кресел. Элемент пола 850 в смонтированном состоянии включает половую плиту 851, три опоры 852 - 854, переходное устройство 855 - 857, опору кресла 858, а также находящуюся на ней группу кресел, которая состоит из двух кресел 859, 860. Таким образом, элемент 850 пола может просто встраиваться в модульную и гибкую систему пола согласно изобретению.
При помощи трех переходных устройств 855 - 857 можно устанавливать кресла 859, 860 от сторонних поставщиков, прикрепленные к опоре 858, в то время как независимый от системы элемент 850 пола производится самим изготовителем воздушного судна в стандартном виде. Таким образом, множество различных опор 858 с креслами 859, 860 можно устанавливать и прикреплять на один и тот же стандартный элемент 850 пола, что значительно повышает эффективность производства. Кроме того, переходные устройства 855 - 857 облегчают смену пассажирских кресел при перегруппировках и/или при проведении уборки или технического обслуживания.
Перечень ссылочных номеров
100 Фюзеляжная часть (воздушного судна)
101 Обшивка фюзеляжной части
102 Кольцевой шпангоут
103 Система пола (предшествующий уровень техники)
104 Поперечная балка
105 Распорка
106 Распорка
107 Направляющая сидений
108 Половая плита
109 Пол
110 Пассажирский салон (пассажирская кабина)
111 Грузовой отсек
112 Координатная система
150 Кресло (пассажирское кресло)
151 Ножка
152 Ножка
153 Точка крепления (кресла)
154 Точка крепления (кресла)
155 Направляющая сидений
156 Шаг (параллельно оси х)
200 Фюзеляжная часть
201 Обшивка фюзеляжной части
202 Система пола
203 Нижняя область (фюзеляжной части)
204 Продольная балка
205 Продольная балка
206 Опорный элемент
207 Опорный элемент
208 Вертикальная стойка
209 Вертикальная стойка
210 Диагональная распорка
211 Продольная распорка
212 Поперечная балка
213 Боковая связь (распорка)
214 Распорка
215 Распорка
216 Поперечная балка
250 Фюзеляжная часть
251 Обшивка фюзеляжной части
252 Система пола
253 Нижняя область
254 Продольная балка
255 Продольная балка
256 Опорный элемент
257 Опорный элемент
258 Вертикальная стойка
259 Поперечная балка
260 Направляющая сидений
261 Поверхность пола
262 Элемент пола
263 Боковая связь
264 Боковая связь
300 Фюзеляжная часть
301 Обшивка фюзеляжной части
302 Система пола
303 Нижняя область
304 Продольная балка
305 Продольная балка
306 Опорный элемент
307 Опорный элемент
308 Поперечная балка
309 Элемент пола
310 Элемент пола
311 Элемент пола
312 Ступень
313 Ступень
350 Фюзеляжная часть
351 Обшивка фюзеляжной части
352 Система пола
353 Нижняя область
354 Продольная балка
355 Продольная балка
356 Опорный элемент
357 Опорный элемент
358 Опорный элемент
359 Опорный элемент
360 Элемент пола
361 Элемент пола
362 Поверхность пола
363 Стрелка
364 Стрелка
365 Высота
366 Высота
367 Задний грузовой отсек
368 Передний грузовой отсек
369 Пассажирский салон
400 Фюзеляжная часть
401 Обшивка фюзеляжной части
402 Система пола
403 Нижняя область
404 Продольная балка
405 Продольная балка
406 Опорный элемент
407 Опорный элемент
408 Вертикальная стойка
409 Вертикальная стойка
410 Диагональная распорка
411 Диагональная распорка
412 Поперечная балка
413 Направляющая сидений
414 Крепежное средство
415 Функциональный элемент
416 Функциональный элемент
417 Группа кресел (группа из трех кресел)
418 Группа кресел (группа из трех кресел)
419 Переходное устройство
420 Переходное устройство
421 Ширина прохода
450 Фюзеляжная часть
451 Обшивка фюзеляжной части
452 Система пола
453 Нижняя область
454 Продольная балка
455 Продольная балка
456 Опорный элемент
457 Опорный элемент
458 Верхняя продольная балка
459 Верхняя продольная балка
460 Поперечная балка
461 Стрелка
462 Выемка
463 Выемка
464 Элемент пола
500 Фюзеляжная часть
501 Обшивка фюзеляжной части
502 Система пола
503 Нижняя область
504 Продольная балка
505 Продольная балка
506 Опорный элемент
507 Опорный элемент
508 Опорный элемент
509 Опорный элемент
510 Поперечная балка
511 Поперечная балка
512 Накладка
513 Накладка
514 Накладка
515 Накладка
516 Направляющая
517 Направляющая
518 Стрелка
550 Фюзеляжная часть
551 Обшивка фюзеляжной части
552 Система пола
553 Нижняя область
554 Продольная балка
555 Продольная балка
556 Опорный элемент
557 Опорный элемент
558 Базовая линия (фюзеляжной части)
559 Поперечная балка
560 Выступающая часть (выступающий конец)
561 Выступающая часть (выступающий конец)
562 Распорка треугольной формы
563 Распорка треугольной формы
600 Фюзеляжная часть
601 Обшивка фюзеляжной части
602 Система пола
603 Верхняя область
604 Продольная балка
605 Продольная балка
606 Линия свода
607 Опорный элемент
608 Опорный элемент
609 Вертикальная стойка
610 Вертикальная стойка
611 Элемент пола
612 Поверхность пола
613 Выступающая часть (элемент пола/поперечная балка)
614 Выступающая часть (элемент пола/поперечная балка)
615 Диагональная распорка
616 Диагональная распорка
650 Система пола
651 Фюзеляжная часть
652 Продольная балка
653 Опорный элемент
654 Вертикальная стойка
655 Вертикальная стойка
656 Поперечная балка
657 Поперечная балка
658 Поперечная балка
659 Продольный профиль
660 Продольный профиль
661 Продольный профиль
662 Элемент пола
663 Переходное устройство (например, для группы кресел)
664 Функциональный элемент
665 Выравнивающий элемент пола
666 Ширина (выравнивающий элемент пола)
667 Длина (выравнивающий элемент пола)
700 Элемент пола
701 Переходное устройство (например, для группы кресел)
702 Длина (первый элемент пола)
703 Длина (второй элемент пола)
704 Разность длин
705 Шаг (расстояние между креслами)
706 Ширина
750 Элемент пола
751 Переходное устройство
752 Функциональный элемент
753 Продольный профиль
754 Продольный профиль
755 Точка крепления
756 Точка крепления
757 Точка крепления
758 Точка крепления
759 Выравнивающая часть (выдвигаемая)
760 Длина (элемента пола)
761 Шаг (расстояние между креслами)
762 Ширина (элемента пола)
800 Элемент пола
801 Функциональный элемент (кухонный модуль)
850 Элемент пола
851 Половая плита
852 Опора
853 Опора
854 Опора
855 Переходное устройство
856 Переходное устройство
857 Переходное устройство
858 Опора кресла
859 Кресло
860 Кресло.
Изобретение относится к системе пола для фюзеляжной части воздушного судна с множеством элементов пола. Система пола содержит продольные балки, которые закреплены в нижней области или в верхней области фюзеляжной части. На продольные балки установлен опорный элемент. На два расположенных напротив друг друга опорных элемента установлена одна поперечная балка для опоры и закрепления элементов пола. Система пола выполнена самонесущей и механически развязанной с фюзеляжной частью как основной конструкцией. На элемент пола установлен функциональный элемент (кресло, группа кресел, кухонный модуль и/или санузел) для обеспечения распределения нагрузки на большой площади в системе пола. Элемент пола имеет ширину, которая соответствует шагу между двумя продольными профилями, и длину, которая соответствует шагу между двумя поперечными балками. Достигается возможность модификации системы пола в широких пределах независимо от требований к статическим характеристикам и краевым условиям фюзеляжной части, равномерное распределение нагрузки по поверхности пола, снижение веса. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 18 ил.