Код документа: RU186459U1
Полезная модель предназначена для авиационной отрасли, а именно для спасения экипажа и пассажиров летательных аппаратов.
Известно, в частности из Патента РФ на изобретение №2101217, B64D 25/10, 19.01.1990, катапультное кресло. Данное кресло предназначено для аварийного спасения пилота катапультированием вверх. Это кресло невозможно использовать для вертолетов, у которых не отстреливается винт.
Известно, в частности из WO 20122054002 изобретение - спасение пассажиров путем покидания аварийного самолета через нижние люки в герметичных капсулах, содержащих группу пассажиров, при этом люки открываются назад. Данное изобретение не решает задачу спасения экипажа.
Заявленная полезная модель решает задачу аварийного спасения экипажа и пассажиров вертолетов, у которых не отстреливается винт, а также и самолетов. Данное устройство может использоваться и для самолетов, там, где кроме спасения пассажиров необходимо спасение и экипажа.
Вторая задача, на решение которой направлена полезная модель - повышение безопасности покидания аварийного летательного аппарата. Данная задача решается тем, что спасательные кресла снабжены первым маршевым ускорителем, установленным сбоку кресел в общей вертикальной плоскости и на горизонтальной линии с центром масс кресла с пилотом или пассажиром, а также первым датчиком высоты для включения первого маршевого ускорителя ниже 5-10 метров от корпуса летательного аппарата.
Третья задача, на решение которой направлена полезная модель - спасение пилотов и пассажиров аварийного летательного аппарата при полете на низкой высоте, при взлете или при посадке. Данная задача решается тем, что спасательные кресла снабжены вторым маршевым ускорителем, при этом второй маршевый ускоритель установлен снизу кресла в общей вертикальной плоскости и на вертикальной линии с центром масс кресла с пилотом или пассажиром, кроме того спасательные кресла снабжены вторым датчиком высоты для включения второго маршевого ускорителя на высоте до 10 метров от земли и выстреливания парашюта от сигнала второго датчика высоты на высоте не менее 50 метров от земли.
Устройство для спасения экипажа и пассажиров летательных аппаратов содержит кресла для экипажа и пассажиров, установленные с возможностью покидания летательных аппаратов в аварийных ситуациях, при этом кресла с экипажем и пассажирами покидают летательные аппараты через нижние люки вперед, а само открывание нижних люков происходит при помощи аварийных педалей, снабженных фиксаторами с кольцом (не показано), при этом покидание летательных аппаратов происходит по направляющим, установленным в кабине под углом к нижнему люку и параллельно спинкам кресел, кроме того, откидные нижние люки фиксируются в откинутом состоянии так, чтобы они и их направляющие составляли с направляющими для кресел одну плоскость, по которой и происходит покидание летательного аппарата.
На Фиг. 1 - изображено устройство до аварийной ситуации, где 1 - кресло пилота, 2 - направляющие, 3 - нижний люк, 4 - место расположения направляющих нижнего люка. На Фиг. 2, Фиг. 3, Фиг. 4 - в увеличенном размере показано действие аварийной педали - 5, со штифтом - 6, с фиксатором -7 с кольцом (не показано), убирающимся в гнездо - 8. На Фиг. 5 и Фиг. 6, Фиг. 7 - спасение пилота (увеличено, показана конструкция направляющих кабины и нижнего люка, см. разрез А-А).
На Фиг. 8 - работа первого маршевого ускорителя - 9 от первого датчика высоты (не показан), второй маршевый ускоритель - 10, Фиг. 9 - вид в разрезе Б-Б спереди показаны стадии покидания аварийного вертолета. При этом первые маршевые ускорители - 9, установлены так, чтобы кресло с человеком смещалось в сторону от аварийного летательного аппарата. Левое кресло снабжено ускорителем справа, а правое кресло - слева. На Фиг. 10, Фиг. 11, Фиг. 12 вид в разрезе спереди аварийного самолета с двумя рядами кресел по левому и правому бортам. В креслах слева маршевые первые ускорители установлены справа, а в креслах справа первые маршевые ускорители установлены слева.
На Фиг. 13, Фиг. 14, Фиг. 15, Фиг. 16 - стадии спасения пилота или пассажира на малой высоте, при этом второй датчик высоты (не показан) для включения второго маршевого ускорителя настроен на высоту не менее 10 метров от земли, а с высоты не менее 50 метров от земли от сигнала второго датчика высоты выстреливается парашют.
Заявленное устройство работает следующим образом.
Экипаж и пассажиры покидают аварийный летательный аппарат индивидуально в своих креслах через нижние люки открывающиеся вперед.
В вертолетах, после открывания нижнего люка под левым креслом и выпадения кресла с человеком, первый маршевый ускоритель левого кресла включается от первого датчика высоты ниже 5-10 метров от летательного аппарата. Открывание люка под правым креслом производят через 5-10 секунд, а затем ниже 5-10 метров от летательного аппарата от своего первого датчика высоты включается первый маршевый ускоритель правого кресла и так далее по очереди от первого ряда кресел ко второму и последующему рядам.
В самолетах, вначале откидываются сегменты - 11 нижней части обшивки самолета с багажными отделениями, а затем через 5-10 секунд открывают нижний люк под первым левыми креслом, а уж после этого ниже 5-10 метров от летательного аппарата от своего первого датчика высоты включается первый маршевый ускоритель этого кресла.
При падении кресла с человеком до 10 метров от земли второй датчик высоты включает второй маршевый ускоритель и поднимает спасательное кресло с пилотом или пассажиром на высоту не менее чем 50 метров от земли, а затем второй датчик включает устройство выстреливания парашюта.
Использование в креслах первых маршевых ускорителей и первых датчиков высоты позволяет избежать столкновения с корпусом летательного аппарата, винтом вертолета, крыльями и двигателями самолета.
Использование в креслах вторых маршевых ускорителей и вторых датчиков высоты позволяет избежать столкновения с землей.
В задачу данной полезной модели не входит описание системы управления датчиками высоты, маршевыми ускорителями и выстреливанием парашюта.
1 Безопасный самолет содержит кресла (1) для экипажа и пассажиров, установленные с возможностью покидания летательных аппаратов в аварийных ситуациях, при этом кресла с экипажем и пассажирами покидают летательные аппараты через нижние люки (3), а открывание нижних люков происходит вперед при помощи аварийных педалей (5), снабженных фиксаторами с кольцом, само же покидание летательных аппаратов происходит по направляющим (2), установленным в кабине под углом к нижнему люку (3) и параллельно спинкам кресел (1), кроме того, откидные нижние люки (3) фиксируются в откинутом состоянии так, чтобы они (3) и их направляющие (4) составляли с направляющими (2) для кресел (1) одну плоскость, по которой и происходит покидание летательного аппарата, кроме того, кресло снабжено первым маршевым ускорителем (9), установленным сбоку кресла в одной вертикальной плоскости и на линии центра масс кресла с человеком, а также первым датчиком высоты, кроме того, включение первого маршевого ускорителя от первого датчика высоты происходит ниже 5-10 метров от корпуса летательного аппарата, открытие второго нижнего люка под правым креслом производят через 5-10 секунд после открытия первого нижнего люка, кроме того, кресло снабжено вторым маршевым ускорителем (10), установленным снизу кресла в одной вертикальной плоскости и на линии центра масс кресла с человеком, а также кресло снабжено вторым датчиком высоты, который при падении кресла с человеком до высоты 10 метров от земли включает второй маршевый ускоритель, который, в свою очередь, поднимает кресло на высоту не менее 50 метров от земли, а затем второй датчик высоты выстреливает парашют. 16 ил.
Устройство для транспортировки объекта и надувноевместилище для использования в нем