Код документа: RU2784099C1
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА).
Известны различные способы запуска и управления полетом БПЛА.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ запуска и управления полетом БПЛА, характеризующийся доставкой БПЛА в зону выполнения задачи, запуском и последующей автономной работой БПЛА
(https://www.gazeta.ru/army/2021/11/05/14169733.shtml).
Недостатками указанных технических решений являются низкие характеристики дальности и помехоустойчивости взаимодействия по линии «аппаратура управления - БПЛА». Задачей заявляемого изобретения является создание способа размещения аппаратуры управления полетом и целевой нагрузкой БПЛА, обеспечивающего улучшенные характеристики дальности и помехоустойчивости взаимодействия по линии «аппаратура управления -БПЛА», а также способа размещения и запуска БПЛА в полет с самолета-носителя, обеспечивающего наименьший расход топлива самолетом-носителем и увеличенное время полета БПЛА.
Техническим результатом заявляемого изобретения является улучшение характеристик дальности и помехоустойчивости взаимодействия по линии «аппаратура управления - БПЛА» путем:
1. Снижения расхода топлива самолета-носителя при доставке БПЛА в район выполнения полетного задания (по сравнению с размещением БПЛА на внешней подвеске).
2. Удобства подготовки БПЛА к вылету на борту самолета-носителя на подлете к району выполнения задания БПЛА.
3. Простоты запуска БПЛА в полет без использования дополнительных стартовых устройств (например, катапульт).
4. Увеличения времени полета БПЛА в районе выполнения полетного задания.
5. Возможности формирования организованной группы («роя») БПЛА в заданном районе за небольшой промежуток времени.
6. Возможности передачи управления полетом БПЛА от удаленных станций управления к аппаратуре, расположенной на борту самолета-носителя, и обратно.
7. Возможности управления полетом БПЛА из положения «на плаву» при размещении аппаратуры управления БПЛА на носителе-амфибии.
Технический результат достигается реализацией способа запуска и управления полетом БПЛА с самолета-носителя. Рабочее место оператора, аппаратуру управления полетом и целевой нагрузкой, а также БПЛА размещают внутри самолета-носителя. При этом на внешних элементах конструкции самолета-носителя размещают приемо-передающие антенны, обеспечивающие взаимодействие аппаратуры управления полетом и целевой нагрузкой БПЛА после запуска БПЛА в полет, а подготовку БПЛА к запуску в полет осуществляют на борту самолета-носителя на подходе к району выполнения полетного задания БПЛА. Запуск БПЛА в полет (ввод в воздушный поток) осуществляют через открытый люк самолета-носителя. Управление дальнейшим полетом БПЛА осуществляет оператор со своего рабочего места на самолете-носителе. Обеспечивают наилучшие условия взаимодействия летящим БПЛА по линии «аппаратура управления - БПЛА» путем маневрирования самолета-носителя относительно БПЛА. Осуществляют передачу управления полетом БПЛА от удаленных наземных станций управления к аппаратуре самолета-носителя и обратно.
Заявляемое техническое решение соответствует критериям патентоспособности «новизна», «промышленная применимость» и «изобретательский уровень».
На Фиг. 1 показано устройство летательного аппарата, использующего заявленный способ управления, где:
1 - самолет-носитель БПЛА, рабочего места оператора и аппаратуры управления полетом БПЛА;
2 - БПЛА, запущенный с самолета носителя и осуществляющий полет в заданном районе по направлению к цели по сигналам управления с самолета-носителя.
Заявляемый способ запуска и управления полетом БПЛА с самолета-носителя характеризуется тем, что рабочее место оператора, аппаратура управления полетом и целевой нагрузкой, а также непосредственно сам БПЛА, размещается внутри самолета-носителя. Размещение БПЛА внутри самолета-носителя (по сравнению с его размещением на внешней подвеске) исключает наличие дополнительного аэродинамического сопротивления от БПЛА, что позволяет снизить расход топлива самолета-носителя, а также защитить БПЛА от воздействия скоростного напора при полете самолета-носителя с большими скоростями. На внешних элементах конструкции самолета-носителя размещаются приемо-передающие антенны, обеспечивающие взаимодействие аппаратуры управления полетом и целевой нагрузкой БПЛА после запуска БПЛА в полет. Подготовка к запуску в полет БПЛА осуществляется на борту самолета-носителя на подходе к району выполнения полетного задания самим БПЛА, что позволяет существенно увеличить время полета БПЛА в заданном районе, снизив до минимума затраты энергии (топлива) БПЛА на подлет к району выполнения задания. Запуск в полет БПЛА (ввод в воздушный поток) осуществляется через открытый (грузовой, эксплуатационный) люк (дверь, рампу) самолета-носителя. Данный способ запуска БПЛА позволяет в кратчайшие сроки сформировать организованную группу БПЛА («рой) в заданном районе воздушного пространства. Управление дальнейшим полетом БПЛА осуществляет оператор со своего рабочего места на самолете-носителе. Самолет-носитель, совершая маневры относительно летящего БПЛА, может обеспечить наилучшие условия взаимодействия с ним по линии «аппаратура управления - БПЛА», значительно увеличив дальность и помехоустойчивость. Также, указанный способ размещения аппаратуры управления БПЛА позволяет осуществлять передачу управления полетом БПЛА от удаленных наземных станций управления к аппаратуре самолета-носителя и обратно (в том числе и при положении «на плаву» носителя-амфибии).
Осуществление изобретения. Изобретение реализуется на базе самолета-носителя, в частности, амфибии, внутренние объемы которого позволяют разместить некоторое количество БПЛА, их транспортировку в район выполнения задания и подготовку к вылету, рабочее место оператора с аппаратурой управления полетом БПЛА, а также оснащенного открывающимся в полете (грузовым, эксплуатационным) люком (дверью, рампой) для запуска в полет БПЛА (см. Фиг. 1).
Указанные конструктивные особенности самолета-носителя позволяют решить задачу изобретения и добиться заявленного технического результата.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Рабочее место оператора, аппаратуру управления полетом и целевой нагрузкой, а также БПЛА размещают внутри самолета-носителя. При этом на внешних элементах конструкции самолета-носителя размещают приемо-передающие антенны, обеспечивающие взаимодействие аппаратуры управления полетом и целевой нагрузкой БПЛА после запуска БПЛА в полет, а подготовку БПЛА к запуску в полет осуществляют на борту самолета-носителя на подходе к району выполнения полетного задания БПЛА. Запуск БПЛА в полет осуществляют через открытый люк самолета-носителя. Управление дальнейшим полетом БПЛА осуществляет оператор со своего рабочего места на самолете-носителе. Обеспечивают наилучшие условия взаимодействия летящим БПЛА по линии «аппаратура управления - БПЛА» путем маневрирования самолета-носителя относительно БПЛА. Осуществляют передачу управления полетом БПЛА от удаленных наземных станций управления к аппаратуре самолета-носителя и обратно. Улучшаются характеристики дальности полета и помехоустойчивости взаимодействия по линии «аппаратура управления - БПЛА». 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Устройство отделения группы беспилотных летательных аппаратов от самолета-носителя