Код документа: RU2637584C1
Изобретение относится к авиационно-космической технике, в частности к средствам спасения экипажей летательных аппаратов.
Известны катапультные кресла, обеспечивающие спасение экипажа летательного аппарата в случае его аварии, например катапультное кресло К-36ДМ, содержащее заголовник с размещенным в нем спасательным парашютом и другие системы жизнеобеспечения члена экипажа (1).
Существенным недостатком такого катапультного кресла является пассивный, практически не управляемый спуск пилота на парашюте после его раскрытия. А в связи с тем, что аэродинамическое качество парашюта не превышает 2-4 единиц, член экипажа, в отсутствие ветра, приземляется практически в точке, над которой произошло раскрытие парашюта. Участок приземления, географически, может несколько измениться только в случае наличия более или менее сильного ветра. Точка приземления может находиться в неблагоприятной для этого местности, такой как:
1. скалистая;
2. болотистая;
3. лесные массивы;
4. водные массивы, например, бурные горные реки, где применяемый плот ПСН-1, входящий в комплектацию катапультного кресла, может оказаться малоэффективным;
5. в случае боевых действий, местность, занятая противником, в нарушение международных конвенций, ведущим огонь на поражение по спускающемуся пилоту.
Приземление на местности указанных видов может привести к гибели члена экипажа. В связи с этим возникает необходимость активного и эффективного ухода на как можно более удаленное расстояние, а в идеале полностью, из зоны с неблагоприятными условиями для приземления.
Известны аэродинамические системы, позволяющие эффективно управлять процессом снижения вплоть до его полной остановки, а при наличии восходящих потоков воздуха перейти в режим подъема. Это такие, как параплан и парамотор. Параплан, в отличие от парашюта, имеет аэродинамическое качество порядка 10 единиц. У парамотора же, за счет наличия аэродвигателя, этот показатель может быть существенно выше, вплоть до перехода в отрицательные величины (режим подъема).
Известны так же такие индивидуальные средства защиты, как бронежилеты, имеющие более или менее высокую степень защиты, в зависимости от их класса.
Целью изобретения является повышение живучести члена экипажа в различных случаях вынужденного покидания летательного аппарата.
Цель достигается реконструкцией катапультного кресла, включающей:
- замену парашюта на параплан, приводящей к повышению аэродинамического качества системы;
- встраиванием в задней части кресла легкого винтового или реактивного двигателя, переводя тем самым катапультное кресло в парамотор;
- прикрытием ног спускающегося члена экипажа и носимого аварийного запаса снизу броней необходимого класса.
Такая реконструкция катапультного кресла позволит многократно повысить живучесть экипажа летательного аппарата, потерпевшего крушение. Так, в режиме парамотора, с небольшим запасом горючего, при высокой аэродинамике крыла параплана, пилот может, в том числе увеличивая потолок, преодолевать значительные расстояния и уходить из зоны с неблагоприятными условиями для приземления. А защита типа «бронежилет» позволит вывести парамотор из-под обстрела в случае, если пилоту пришлось покинуть самолет на малой высоте, в зоне досягаемости огневых средств противника.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Катапультное кресло К-36ДМ, сер. 2. Руководство по технической эксплуатации ЗАБ-9200-0 РЭ.
Изобретение относится к средствам спасения экипажей летательных аппаратов. Катапультное кресло содержит заголовник с размещенным в нем парапланом и сиденье, выполненное с возможностью размещения под ним кислородной системы, ящика с носимым аварийным запасом и ног члена экипажа, закрываемых защитной системой с броней. В заднюю часть катапультного кресла может быть вмонтирован винтовой или реактивный двигатель. Изобретение направлено на повышение живучести члена экипажа в различных случаях вынужденного покидания летательного аппарата. 1 з.п. ф-лы.