Код документа: RU1621348C
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции вертолетов и их моделей.
Цель изобретения повышение эффективности путевого управления вертолетом.
На фиг. 1 изображена конструктивная схема вертолета; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1 в режиме парирования устройством реактивного момента несущего винта; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 сечение А-А на фиг. 1 в режиме создания устройством пропульсивной силы; на фиг. 5 сечение А-А на фиг. 1 в режиме парирования устройством момента трения на режиме авторотации.
Вертолет состоит из фюзеляжа 1 с хвостовой балкой 2, на которой выполнена профилированная щель 3, хвостового оперения 4 с рулями 5. Хвостовая балка 2 отделена от центральной части фюзеляжа 1 герметичной перегородкой 6 и снабжена соплом с верхним и нижним козырьками 7. Вертолет снабжен несущим винтом 8. В конце хвостовой балки 2 перпендикулярно ее продольной оси расположены соосно и оппозитно вентиляторы 9 и 10. Полость за вентиляторами 9 и 10 соединена воздушным трактом с выходным каналом 11. К хвостовой балке 2 прикреплены управляемые створки 12 и 13 изменяемой кривизны без нарушения сплошности их поверхности. Между створками 12 и 13 и вентиляторами 9 и 10 в хвостовой балке 2 выполнены две вертикальные, расширяющиеся к каналу 11, профилированные щели 14 и 15. Внутри хвостовой балки 2 расположен вал 16 привода вентиляторов 9 и 10. Воздушным трактом 17 полость пустотелой хвостовой балки 2 соединена с полостью за вентиляторами 9 и 10.
Вертолет функционирует следующим образом. Вентиляторы 9 и 10 создают наддув внутри пустотелой хвостовой балки 2 вертолета. Часть реактивного момента несущего винта компенсируется за счет выдува сжатого воздуха через продольную профилированную щель 3 и создания суперциркуляции. Оставшаяся часть потребного момента создается за счет поворота воздушного потока и выдува его через сопло. Поток воздуха, направленный в канал 11, истекает между отклоненными эластичными створками 12 и 13, а также через щели 14 и 15. Истекая между створками 12 и 13, воздушный поток создает силу тяги, направление которой близко нормальному к продольной оси фюзеляжа 1. Поток воздуха, истекающий через щель 14, благодаря эффекту Коанда, изменяет свое направление на створке 12 на угол, близкий к 90о. В результате на наружной поверхности створки 12 возникает разрежение и появляется сила, создающая момент, компенсирующий реактивный момент от несущего винта 8. Поток воздуха, истекающий через щель 15, создает на наружной поверхности створки 13 повышенное давление и тем самым силу, создающую момент, компенсирующий реактивный момент несущего винта 8. На режиме авторотации створки 12 и 13 отклоняются в противоположную сторону, тем самым создается момент, компенсирующий момент от сил трения. При создании пропульсивной силы весь воздух от вентиляторов 9 и 10 истекает через щели 14 и 15 и между створками 12 и 13, симметрично изогнутыми навстречу друг другу.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям вертолетов и их моделей. Цель изобретения повышение эффективности путевого управления вертолетом. Устройство состоит из фюзеляжа 1 с хвостовой балкой 2, на которой выполнена профилированная щель, хвостового оперения с рулями. Хвостовая балка 2 отделена от центральной части фюзеляжа 1 герметичной перегородкой и снабжена соплом с верхним и нижним козырьками 7. В конце хвостовой балки 2 перпендикулярно ее продольной оси расположены соосно и оппозитно вентиляторы 9 и 10. Полость за вентиляторами 9 и 10 соединена воздушным трактом с выходным каналом 11. К хвостовой балке 2 прикреплены управляемые створки 12 и 13 изменяемой кривизны без нарушения сплошности их поверхности. Между створками 12 и 13 и вентиляторами 9 и 10 в хвостовой балке 2 выполнены две вертикальные, расширяющиеся к каналу 11, профилированные цели 14 и 15. Внутри хвостовой балки 2 расположен вал 16 привода вентилятора 9 и 10. Воздушным трактом 17 полость пустотелой хвостовой балки соединена с полостью за вентиляторами 9 и 10. 5 ил.