Код документа: RU2527604C2
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к устройству управления створами, закрывающими отсек шасси летательного аппарата.
Уровень техники
Как правило, шасси и створками соответствующего отсека управляют при помощи различных приводов. Последовательные операции обеспечивают открывание створок перед выпуском шасси, а затем их закрывание.
На некоторых летательных аппаратах, таких как DC-3, на створки главных шасси действует возвратное усилие в направлении открытого положения со стороны упругого органа, который удерживает створки открытыми, когда шасси находится в выпущенном положении. Во время подъема шасси заходит в люк, затем тянет за собой скобу, связанную со створками через тяги, что приводит к закрыванию этих створок с преодолением сопротивления упругого органа, когда шасси завершает свой ход. При выпуске шасси упругий орган своим усилием заставляет скобу следовать движению шасси, что приводит к открыванию створок. При данном положении хода шасси скоба приходит в положение упора и, таким образом, останавливается, поэтому створки остаются неподвижным в открытом положении, тогда как шасси продолжает свое движение в направлении выпущенного положения. Такое расположение позволяет отказаться от привода управления створками, но не обеспечивает закрывания створок, когда шасси находится в выпущенном положении.
Из документов US 2406710, US 2452251 известны, в частности, устройства, охарактеризованные в ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, в которых движение шасси между убранным положением и выпущенным положением используют для сообщения створке возвратно-поступательного движения за счет постоянного механического соединения между створкой и шасси.
Согласно документу US 2406710, при помощи зубчатого сектора осуществляют поворот приводного рычага, шарнирно соединенного с конструкцией летательного аппарата, который, совершая полный оборот во время движения шасси, сообщает створке требуемое возвратно-поступательное движение.
Согласно документу US 2452251, при помощи шасси осуществляют поворот приводного рычага, шарнирно соединенного с конструкцией летательного аппарата, сначала в одном направлении, затем в другом.
Раскрытие изобретения
Задача изобретения состоит в создании простого устройства управления створками, обеспечивающего их закрывание в конце движения шасси.
Поставленная изобретением задача решена в устройстве управления, по меньшей мере, одной створкой отсека шасси, при этом устройство содержит постоянное механическое соединение между створкой и шасси, выполненное с возможностью преобразования движения шасси между убранным положением и выпущенным положением или наоборот в возвратно-поступательное движение, которое приводит к открыванию и последующему закрыванию створки во время движения шасси между указанными положениями. Согласно изобретению, постоянное соединение содержит приводной рычаг, шарнирно соединенный с элементом шасси и связанный с неподвижной точкой летательного аппарата так, чтобы совершать возвратно-поступательное движение относительно элемента шасси.
Таким образом, само шасси служит источником движения, которое преобразуется в возвратно-поступательное движение постоянным механическим соединением, чтобы действовать на створку и обеспечивать, таким образом, систематическое закрывание створок после соответствующего маневра шасси. Естественно, необходимо следить, чтобы во время маневра шасси створка открывалась достаточно рано и закрывалась достаточно поздно, чтобы избегать контакта между шасси и створкой.
Приводной рычаг шарнирно соединен с шасси, что значительно упрощает конструкцию отсека, так как на ней отсутствуют какие-либо шарнирные соединения.
Кроме того, механизм остается очень простым, так как содержит только тяги и рычаги и не требует наличия приводимых в действие силовых цилиндров.
Краткое описание чертежей
Изобретение будет более очевидно из нижеследующего описания со ссылками на прилагаемые чертежи.
На фиг.1 показано шасси, оборудованное устройством управления створками в соответствии с настоящим изобретением, при этом шасси показано в выпущенном положении, вид в перспективе;
на фиг.2 показано шасси, изображенное на фиг.1, совершающее движение подъема, вид в перспективе;
на фиг.3 показано шасси, изображенное на фиг.1, находящееся в убранном положении, вид в перспективе;
на фиг.4 показано механическое соединение устройства управления створками, которым оборудовано шасси, показанное на фиг.1-3, вид в перспективе.
Осуществление изобретения
Представленное на фиг.1-3 изобретение касается частного случая шасси 1, отсек 2 которого закрывают четыре створки, соответственно 3а, 3b и 4а, 4b, причем все створки 3а, 3b, 4а, 4b шарнирно соединены одним из своих продольных краев с конструкцией летательного аппарата.
Створки 3а, 3b, с одной стороны, и 4а, 4b, с другой стороны, имеют разную кинематику движения. Действительно, створки 3а, 3b остаются открытыми, когда шасси 1 приходит в выпущенное положение, позволяя кессону шасси выступать из летательного аппарата, тогда как створки 4а, 4b закрываются, когда шасси приходит в выпущенное положение, по существу закрывая отсек 2.
Как известно, движение створок 3а, 3b обеспечивают за счет их соединения с кессоном шасси при помощи простой тяги 5а, 5b. Таким образом, движение шасси из убранного положения в выпущенное положение (соответственно из выпущенного положения в убранное положение) передается на створки 3а, 3b, которые осуществляют движение из закрытого положения в открытое положение (соответственно из открытого положения в закрытое положение).
Согласно изобретению, непрерывное движение шасси из одного своего положения в другое используют для придания створкам 4а, 4b возвратно-поступательного движения.
Следует напомнить, что в данном случае шасси 1 содержит кессон 10, шарнирно соединенный с конструкцией летательного аппарата при помощи горизонтальной шарнирной оси X. Она связана со складным подкосом 11, содержащим в данном случае верхнюю панель 12, шарнирно соединенную с конструкцией при помощи оси Y, параллельной шарнирной оси Х кессона 10. Панель 12 связана с кессоном 10 через стойку 13, шарнирно соединенную с панелью 12 и с кессоном 10 при помощи осей, параллельных шарнирной оси X. Стабилизирующий орган удерживает панель 12 и стойку 13 по существу на одной линии, когда шасси находится в выпущенном положении, что позволяет стабилизировать кессон 10 и, следовательно, ногу шасси в выпущенном положении. Для подъема шасси приводной силовой цилиндр 14, соединенный с кессоном 10, с одной стороны, и с конструкцией, с другой стороны, тянет за кессон 10, чтобы после разблокировки стабилизирующего органа поднять шасси до убранного положения. Во время этого движения выравнивание между панелью 12 и стойкой 13 нарушается, и подкос складывается. Все это хорошо известно и упомянуто только для нужд описания изобретения.
Следует заметить, что, когда шасси перемещается из одного своего положения в другое, панель 12 подкоса 11 совершает непрерывное поворотное движение без перемещений в обратную сторону. Согласно изобретению, это движение без перемещений в обратную сторону используют для создания возвратно-поступательного движения, которое предназначено для открывания и закрывания створок 4а, 4b.
Для этого, как показано, в частности, на фиг.1, панель 12 подкоса оборудована приводным рычагом 20, установленным с возможностью поворота на площадке вокруг шарнирной оси, параллельной оси X. Удерживающая тяга 21 соединяет приводной рычаг 20 с неподвижной точкой 22 конструкции летательного аппарата. Приводной рычаг 20 передает свое движение передаточному рычагу 23, который тоже установлен с возможностью поворота на панели 12 при помощи трансмиссионной штанги 24. С передаточным рычагом 23 соединены две тяги 25а, 25b, соединенные соответственно со створкой 4а и со створкой 4b.
Описанный узел образует постоянное механическое соединение между шасси и створками, которое работает следующим образом. Начиная с убранного положения, показанного на фиг.3, нога шасси начинает опускаться в свое выпущенное положение, поворачиваясь вокруг оси X. В это время панель 12 тоже поворачивается, что приводит к повороту приводного рычага 20, приближая его к панели 12. Это движение передается на передаточный рычаг 23 через трансмиссионную штангу 24, что приводит к повороту передаточного рычага в направлении, в котором он толкает тяги 25а, 25b и, следовательно, открывает створки 4а, 4b.
Таким образом, створки 4а, 4b плавно открываются, образуя проход для колес, установленных на шасси. Поворотное движение ноги шасси и панели 12 продолжается до положения, показанного на фиг.2, в котором панель 12 и удерживающая тяга располагаются по существу параллельно. Это положение по существу соответствует максимальному сближению приводного рычага 20 с панелью 12 и, следовательно, по существу соответствует положению максимального открывания створок 4а, 4b.
Движение продолжается, и приводной рычаг 20 начинает двигаться в другом направлении относительно панели 12, удаляясь от нее, тогда как панель 12 продолжает свое поворотное движение в том же направлении. Этот поворот передается через штангу 24 на передаточный рычаг 23, который поворачивается в другом направлении и тянет за тяги 25а, 25b, что приводит к закрыванию створок 4а, 4b. Когда шасси приходит в выпущенное положение, створки опять закрываются и приходят в положение опоры на свои упоры. Устройство выполнено таким образом, чтобы сохранять натяжение в тягах 25а, 25b, когда створки 4а, 4b находятся в закрытом положении.
Разумеется, когда шасси поднимают в его убранное положение, створки 4а, 4b совершают обратное движение. Они начинают открываться, пока шасси не придет в промежуточное положение, показанное на фиг.2, затем закрываются, когда шасси приходит в убранное положение. Когда створки 4а, 4b находятся в закрытом положении, в тягах 25а, 25b тоже сохраняется натяжение.
Таким образом, постоянное механическое соединение в соответствии с настоящим изобретением преобразует непрерывное поворотное движение без обратного перемещения панели 12 подкоса 11 в возвратно-поступательное движение, создаваемое приводным рычагом 20 и передаваемое на створки 4а, 4b, чтобы они открывались и закрывались каждый раз, когда шасси переходит из одного положения в другое.
Изобретение не ограничивается описанным выше вариантом и может охватывать любой вариант, не выходящий за рамки, определенные формулой изобретения.
В частности, в представленном примере приводной рычаг постоянного механического соединения соединен с неподвижной точкой конструкции летательного аппарата, однако присутствие этой неподвижной точки не является обязательным, и можно предусмотреть другие варианты кинематики, не требующие наличия такой неподвижной точки. Например, можно соединить удерживающую тягу с кессоном шасси или с любой другой частью шасси, если такое расположение позволяет создавать возвратно-поступательное движение, необходимое для открывания и закрывания створок.
Кроме того, в рамках изобретения можно отказаться от передаточного рычага, если створки можно напрямую соединить с приводным рычагом.
Разумеется, можно использовать и другие постоянные механические соединения между шасси и створками, если они позволяют создавать возвратно-поступательное движение, обеспечивающее открывание и закрывание створок (или створки, если имеется только одна створка) отсека шасси. Например, можно предусмотреть кривошип, соединенный со створками через тягу, при этом кривошип соединяют с возможностью вращения с одним из поворотных элементов шасси с соответствующим понижающим передаточным числом через тягу, зубчатую передачу или любое другое поворотное соединение. Как известно, кривошип может преобразовывать непрерывное движение вращения в возвратно-поступательное движение, которое можно использовать для открывания и закрывания створок.
Изобретение относится к устройству управления створками, закрывающими отсек шасси летательного аппарата (ЛА). Устройство управления содержит постоянное механическое соединение, связанное со створкой и шасси и выполненное с возможностью преобразования движения шасси между убранным положением и выпущенным положением или наоборот в возвратно-поступательное движение, приводящее к открыванию и последующему закрыванию створки во время движения шасси между указанными положениями. Постоянное соединение содержит приводной рычаг, шарнирно соединенный с элементом шасси и связанный через единственную тягу с неподвижной точкой ЛА так, чтобы совершать возвратно-поступательное движение относительно элемента шасси. Достигается простота устройства управления и конструкции отсека. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.