Код документа: RU2651958C1
Настоящее изобретение относится к авиационной технике, более конкретно - к летательным аппаратам тяжелее воздуха, и может быть использовано в конструкции самолетов любого назначения для повышения их эффективности.
Известно флюгерное горизонтальное оперение (ФГО), содержащее горизонтальную стабилизирующую поверхность и связанный с ней серворуль (1).
Известно флюгерное горизонтальное оперение, содержащее горизонтальную стабилизирующую поверхность и связанный с ней серворуль. При этом и ФГО, и серворуль шарнирно размещены на оси, перпендикулярной базовой плоскости самолета. ФГО и серворуль могут размещаться на разных осях, а могут иметь и общую геометрическую ось. Серворуль выполнен по монопланной схеме (2).
Недостатком такого ФГО является то обстоятельство, что в результате возникновения возмущения в виде изменения направления встречного воздушного потока серворуль, прежде чем установиться в новое положение, производит некоторое количество колебаний, что отрицательно влияет на стабильность режима полета самолета и, следовательно, ухудшает эксплуатационные характеристики ФГО.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик ФГО.
Поставленная задача решается тем, что во флюгерном горизонтальном оперении, содержащем горизонтальную стабилизирующую поверхность и связанный с ней серворуль, серворуль выполнен по полипланной схеме.
В дальнейшем патентуемое изобретение поясняется конкретным примером его осуществления и прилагаемыми чертежами.
На фиг. 1 представлен пример осуществления изобретения;
На фиг. 2 представлен процесс затухания свободных колебаний ни с чем не связанного монопланного флюгера;
На фиг. 3 представлен процесс затухания свободных колебаний ни с чем не связанного полипланного флюгера.
Флюгерное горизонтальное оперение (см. фиг. 1) содержит горизонтальную стабилизирующую поверхность 1, шарнирно размещенную на оси ОО1, которая перпендикулярна базовой плоскости фюзеляжа (не показанного на чертеже). Серворуль, выполненный по полипланной схеме, конкретно - по трехпланной, состоит из трех тождественных планов 2, жестко связанных между собой посредством стоек 3. Штанга 4 жестко связана с полипланной коробкой из трех планов 2, она шарнирно размещена на оси ОО2, параллельной оси ОО1. Серворуль, состоящий из элементов 2, 3 и 4, уравновешен балансиром 5. Связь между серворулем и стабилизирующей поверхностью 1 осуществлена тягой 6 с шарнирами 7 и 8. Муфта 9 служит для изменения длины тяги 6.
При изменении направления воздушного потока серворуль поворачивается на некоторый угол и это вызывает поворот на тот же угол стабилизирующей поверхности 1. Штриховыми линиями изображены положения серворуля и стабилизирующей поверхности после попадания ФГО в восходящий воздушный поток, т.е. в результате увеличения угла атаки летательного аппарата.
Изменением длины тяги 6 с помощью муфты 9 летчик осуществляет управление по тангажу.
Потенциальная эффективность изобретения обосновывается экспериментальными данными колебаний угла α атаки флюгера, выведенного из балансировочного положения αб, приведенными для монопланного флюгера (см. фиг. 2) и эквивалентного ему полипланного (см. фиг. 3). Из них следует, что полипланный серворуль будет гораздо быстрее устанавливаться по потоку, нежели монопланный.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент РФ №2243131.
2. Патент РФ №2410286 (ПРОТОТИП).
Изобретение относится к авиационной технике. Флюгерное горизонтальное оперение содержит горизонтальную стабилизирующую поверхность (1), шарнирно размещенную на оси, которая перпендикулярна базовой плоскости фюзеляжа (не показан). Серворуль, выполненный по полипланной схеме, состоит из трех тождественных планов (2), жестко связанных между собой посредством стоек (3). Штанга (4) жестко связана с полипланной коробкой из трех планов (2), она шарнирно размещена на одной оси, параллельной другой оси. Серворуль уравновешен балансиром (5). Связь между серворулем и стабилизирующей поверхностью (1) осуществлена тягой (6) с шарнирами (7 и 8). Муфта (9) служит для изменения длины тяги (6). Изобретение направлено на повышение эксплуатационных характеристик флюгерного горизонтального оперения. 3 ил.