Код документа: RU184881U1
Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам (БЛА), предназначенным для запуска с подводных лодок, кораблей, самолетов и других транспортных средств.
Для оценки новизны заявленного решения рассмотрим ряд известных технических средств аналогичного назначения, характеризуемых совокупностью сходных с заявленным устройством признаков.
Известен запускаемый с подводной лодки беспилотный летательный аппарат, см. http://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martm_Cormorant, разработанный компанией Lockheed Martin. В предполетном состоянии данный БЛА с частично сложенными крыльями находится на подводной лодке в шахте для баллистических ракет. После всплытия аппарата к поверхности воды у него расправляются крылья, включаются реактивные двигатели, и БЛА поднимается в воздух для осуществления разведки или нанесения точечных огневых ударов по объектам противника. После выполнения летной программы БЛА возвращается к месту расположения подводной лодки и приводняется. С подводной лодки выпускается специальный аппарат, который возвращает БЛА на подводную лодку, причем последняя находится в погруженном состоянии. Недостатком данного БЛА является его большой размер в поперечном сечении (около 2 метров с нераскрытыми крыльями), что предполагает наличие на подводных лодках шахт для баллистических ракет, которые имеются не на всех типах подводных лодок. БЛА имеет ограниченную продолжительность полета, обусловленную лимитированным запасом бортового топлива. Кроме того, необходимо наличие дополнительного оборудования, при помощи которого осуществляется возращение БЛА на подводную лодку.
Известен запускаемый с подводной лодки беспилотный летательный аппарат по патенту US 5615847, включающий корпус, несущий винт с лопастями, силовой и вспомогательный двигатели. В корпусе БЛА установлены хвостовое оперение, толкающий пропеллер с двигателем и несущий винт с силовым двигателем. Также в БЛА предусмотрен отсек для целевой нагрузки, в котором может находиться разведывательное оборудование или топливный бак. При старте БЛА с подводной лодки автоматически запускается его вспомогательный (стартовый) двигатель, который поднимает БЛА в воздух. После этого раскрывается хвостовое оперение и раскладывается несущий винт, лопасти которого вращаются горизонтально относительно вертикальной оси БЛА. По достижении достаточной высоты вспомогательный двигатель отделяется от корпуса БЛА и из корпуса разворачивается толкающий пропеллер. Однако данный БЛА имеет ограниченные конструктивные и функциональные возможности, т.к. предназначен только для сбора разведывательных данных, а продолжительность полета БЛА ограничена запасом бортового топлива. Кроме того, после выполнения летной программы БЛА не может вернуться обратно на подводную лодку, а должен осуществить посадку на сухопутном аэродроме.
Известен модульный беспилотный летательный аппарат (БЛА) для подводных лодок по патенту РФ №150809, включающий корпус, несущий винт с лопастями, силовой и вспомогательный двигатели, отличающийся тем, что корпус состоит из носовой, центральной и хвостовой частей, причем силовой двигатель установлен в центральной части корпуса, а лопасти несущего винта посредством шарнирных соединений присоединены к носовой части корпуса, выполненной с возможностью быстрого вращения, при этом вспомогательный двигатель установлен на носовой части корпуса над лопастями несущего винта, а в носовой части корпуса расположен отсек для размещения контейнера с ракетой, причем центральная часть корпуса выполнена с возможностью медленного вращения и содержит сменные модули целевой нагрузки. В этом аппарате центральная часть корпуса соединена посредством шарнирных соединений с носовой и хвостовой частями корпуса, в качестве силового двигателя используют электродвигатель или двигатель внутреннего сгорания. Кроме того, аппарат снабжен трос-кабелем или трос-трубкой для взаимодействия с подводной лодкой.
Данное техническое решение позволяет обеспечить подводную лодку сверхдальней связью с наземным командным центром, а также информацией о надводных и воздушных целях без всплытия подводной лодки.
Данное техническое решение, как наиболее близкое к заявленному по техническому существу и достигаемому результату, принято в качестве его прототипа.
Недостатком данного устройства является сложность конструкции и большие массо-габаритные характеристики, что ограничивает возможности его применения только из стандартных вертикальных ракетных шахт подводных лодок.
Задачей заявляемого изобретения является создание компактного высокоскоростного беспилотного летательного аппарата, способного запускаться в различных вариантах с использованием различного оборудования подводной лодки.
Сущность заявленного технического решения выражается в следующей совокупности существенных признаков, достаточной для достижения указанного выше обеспечиваемого изобретением технического результата.
Согласно полезной модели беспилотный летательный аппарат, включающий фюзеляж, крылья и двигатель, характеризуется тем, что двигатель установлен в хвосте фюзеляжа и выполнен в виде толкающего соосного пропеллера в обечайке, при этом крылья выполнены выпуклыми с возможностью складывания и плотного прилегания к бортам фюзеляжа.
Заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает достижение технического результата, который заключается в том, что заявленный компактный беспилотный летательный аппарат способен запускаться через торпедный аппарат в контейнере в форме торпеды и взлетать после его всплытия, либо с кораблей и наземных транспортных средств из контейнеров в виде круглой или многоугольной трубы, либо из бомбоотсека, с подвесок или из люка самолета.
Сущность заявляемого технического решения поясняется чертежом, на котором на фиг. 1 представлен один из вариантов заявленного аппарата с двигателем в виде толкающего соосного пропеллера в обечайке в начальный момент полета, на фиг. 2 - заявленный аппарат с развернутыми крыльями в полетном режиме.
Заявленный беспилотный летательный аппарат включает фюзеляж 1, крылья 2 и двигатель 3. Фюзеляж 1 выполнен с формой, обеспечивающей низкое аэродинамическое сопротивление. Двигатель 3 установлен в хвосте фюзеляжа и выполнен в виде толкающего соосного пропеллера в обечайке 4. Крылья 2 шарнирно прикреплены к фюзеляжу 1 и выполнены каплеобразными в плане и выпуклыми с возможностью складывания и плотного прилегания к бортам фюзеляжа 1.
Заявленное устройство работает следующим образом.
Запуск БЛА с подводной лодки из подводного положения, осуществляют через торпедный аппарат в контейнере по форме торпеды, с размерами, обеспечивающими размещение в нем заявленного летательного аппарата. Складывающиеся и плотно прилегающие к фюзеляжу 1 крылья 2 обеспечивают компактность конструкции аппарата в транспортном положении и его скоростные качества в полетном режиме. Всплытие контейнера происходит по команде из подводной лодки после ее маневрирования. После чего контейнер занимает вертикальное положение и раскрывается. Начинает работать двигатель 3, крылья 2 раскрываются и аппарат взлетает.Запуск с кораблей и наземных транспортных средств осуществляют из контейнеров в виде круглой или многоугольной трубы. Запуск с самолета нескольких БЛА осуществляют из бомбоотсека, с подвесок или из люка транспортного самолета.
Полезная модель относится к авиационной технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам (БЛА), предназначенным для запуска с подводных лодок, кораблей, самолетов и других транспортных средств. Запуск БЛА с подводной лодки из подводного положения, осуществляют через торпедный аппарат в контейнере по форме торпеды, с размерами, обеспечивающими размещение в нем заявленного летательного аппарата. Складывающиеся и плотно прилегающие к фюзеляжу 1 крылья 2 обеспечивают компактность конструкции аппарата в транспортном положении и его скоростные качества в полетном режиме. Всплытие контейнера происходит по команде из подводной лодки после ее маневрирования. После чего контейнер занимает вертикальное положение и раскрывается. Начинает работать двигатель 3, крылья 2 раскрываются и аппарат взлетает. Запуск с кораблей и наземных транспортных средств осуществляют из контейнеров в виде круглой или многоугольной трубы. Запуск с самолета нескольких БЛА осуществляют из бомбоотсека, с подвесок или из люка транспортного самолета.