Код документа: RU184416U1
Полезная модель относится к летательным аппаратам, отличающимся по размещению силовых установок, в частности, с реактивными двигателями, прикрепленными с возможностью поворота к крыльям, и может использоваться, например, в гражданской авиации.
Известен самолет с поворотным двигателем, кратко описанный в «Энциклопедия Кольера». - Открытое общество. 2000. Статья. «Самолет преобразуемый» (см. Приложение 1 к заявке).
.В 1960-е годы западногерманский консорциум EWR разработал самолет VJ-101C, на концах крыла которого установлены поворотные реактивные двигатели. Они создают вертикальную подъемную силу на взлете и горизонтальную тягу в режиме крейсерского полета. Четыре небольших турбореактивных двигателя, размещенные в фюзеляже, используются для получения дополнительной подъемной силы.
Хотя подробно конструкция не описана, однако она является достаточно сложной из-за большого числа используемых двигателей.
Заявитель считает наиболее близким по конструкции к заявляемому самолет АН-148, описанный в частности, в статье «Описание и технические характеристики самолета АН-148» от 23.09.2013 г. (см. Приложение 2 к заявке)
Структура самолета Ан-148 относится к типу высокое крыло моноплана с двумя турбореактивными двигателями, установленными стационарно на нижней плоскости крыльев. Стойки шасси расположены под фюзеляжем самолета. Боковые двери в открытом положении выполняют роль трапа самолета. Для обеспечения нормальной работы двигателя на различных режимах полета установлена система автоматического управления и контроля параметров.
Самолет оснащен самым современным навигационным оборудованием, может совершать посадку в автоматическом режиме по запрограммированному маршруту.
Недостатком известного самолета является то, что для взлета и посадки ему требуется весьма длинная полоса.
Задачей является обеспечение более короткой полосы для взлета и посадки.
Поставленная задача решается тем, что в летательном аппарате короткого взлета и посадки на базе самолета АН-148, характеризующемся тем, что он содержит фюзеляж, высокорасположенное сочлененное крыло, два турбореактивных двигателя, установленных на крыльях вблизи фюзеляжа, боковые двери, выполняющие в открытом состоянии функцию трапа, шасси, систему управления и навигационное оборудование, СОГЛАСНО ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ, каждый из турбореактивных двигателей прикреплен к крылу посредством трех, связанных с системой управления, подвижных опор - спереди двух опор типа шарнир, сзади третьей опоры, выполненной в виде телескопического гидроцилиндра, соединяющего нижнюю часть корпуса двигателя с нижней плоскостью крыла вблизи фюзеляжа, обеспечивающих возможность поворота двигателей с 0-90° относительно плоскости крыла.
При этом на концах крыльев могут быть съемно установлены поплавки для обеспечения возможности посадки на воду.
Выполнение турбореактивных двигателей прикрепленными к крыльям посредством трех подвижных опор - двух шарнирных опор спереди, соединяющих среднюю часть корпусов двигателей с крыльями, и третьей телескопической опоры сзади, соединяющей нижнюю часть корпусов двигателей с нижней поверхностью крыльев, обеспечивает в совокупности со связью всех опор с системой управления самолетом возможность поворота турбореактивных двигателей относительно плоскости крыла на 0-90°, что дает возможность уменьшить длину полосы для взлета и посадки.
Технический результат - возможность поворота реактивных двигателей для обеспечения более короткой взлетно-посадочной полосы.
Заявляемая полезная модель обладает новизной в сравнении с прототипом, отличаясь от него такими существенными признаками как крепление каждого из турбореактивных двигателей к крылу посредством трех, связанных с системой управления, подвижных опор - спереди двух опор типа шарнир, сзади третьей опоры, выполненной в виде телескопического гидроцилиндра, соединяющего нижнюю часть корпуса двигателя с нижней плоскостью крыла вблизи фюзеляжа, обеспечивающих возможность поворота двигателей на 0-90° относительно плоскости крыла, обеспечивающих в совокупности достижение заданного результата.
Заявляемая полезная модель может найти применение, в частности, в гражданской авиации и потому соответствует критерию «промышленная применимость».
Полезная модель иллюстрируется чертежами, где представлены на:
- фиг. 1 - вид летательного аппарата сбоку;
- фиг. 2 - вид летательного аппарата спереди.
Летательный аппарат короткого взлета и посадки на базе самолета АН-148 (далее - самолет) (фиг. 1, 2) содержит фюзеляж 1, высокорасположенное сочлененное крыло 2, два турбореактивных двигателя 3' и 3'', установленных на крыльях 2 вблизи фюзеляжа 1, боковые двери 4, выполняющие в открытом состоянии функцию трапа, шасси 5, систему управления и навигационное оборудование (6). При этом каждый из турбореактивных двигателей 3 прикреплен к крылу 2 посредством трех, связанных с системой 6 управления, подвижных опор - спереди двух опор 7', 7'' типа шарнир, сзади третьей опоры 8, выполненной в виде телескопического гидроцилиндра, соединяющего нижнюю часть корпуса двигателя 3 с нижней плоскостью крыла 2 вблизи фюзеляжа 1., обеспечивающих возможность поворота двигателей на 0-90° относительно плоскости крыла, где 0 горизонталь, 90° - вертикально. На концах крыльев могут быть съемно установлены поплавки 9 для обеспечения возможности посадки на воду.
При взлете летательный аппарат находится на взлетной полосе, на тормозах, турбореактивные двигатели - в горизонтальном положении. Пилот с помощью системы 6 управления раскручивает турбины 3 до необходимых оборотов для взлета, снимает с тормозов и самолет начинает разгоняться. При наборе определенной скорости (опытным путем) пилот поворачивает турбины 3 с горизонтального положения в вертикальное с 45° до 90° (определяется опытным путем) в зависимости от набранной скорости. Турбины 3 поворачиваются на шарнирах 7 впереди, при выдвижении гидроцилиндра 8 сзади у турбин 3 опускается задняя часть, что и создает подъемную силу. При отрыве летательного аппарата от поверхности земли пилот начинает пере водить турбины 3 в горизонтальное положение до фиксации. Далее полет продолжается как в обычном самолете. Двери-трапы 4 расположены в 3-х местах: основной в хвосте для грузов, два для пассажиров - с боковых сторон.
В сравнении с прототипом для взлета и посадки заявляемого летательного аппарата требуется более короткая взлетно-посадочная полоса.
Полезная модель относится к летательным аппаратам, отличающимся по размещению силовых установок, в частности, с реактивными двигателями, прикрепленными с возможностью поворота к крыльям, и может использоваться, например, в гражданской авиации.Задачей является обеспечение более короткой полосы для взлета и посадки. Летательный аппарат короткого взлета и посадки на базе самолета АН-148 (далее - самолет) (фиг. 1, 2) содержит фюзеляж 1, высокорасположенное сочлененное крыло 2, два турбореактивных двигателя 3' и 3'', установленных на крыльях 2 вблизи фюзеляжа 1, боковые двери 4, выполняющие в открытом состоянии функцию трапа, шасси 5, систему управления и навигационное оборудование (6). При этом каждый из турбореактивных двигателей 3 прикреплен к крылу 2 посредством трех, связанных с системой 6 управления, подвижных опор - спереди двух опор 7', 7'' типа шарнир, сзади третьей опоры 8, выполненной в виде телескопического гидроцилиндра, соединяющего нижнюю часть корпуса двигателя 3 с нижней плоскостью крыла 2 вблизи фюзеляжа 1, обеспечивающих возможность поворота двигателей на 0-90° относительно плоскости крыла, где 0 - горизонталь, 90° - вертикально. На концах крыльев могут быть съемно установлены поплавки 9 для обеспечения возможности посадки на воду.Выполнение турбореактивных двигателей прикрепленными к крыльям посредством трех подвижных опор - двух шарнирных опор спереди, соединяющих среднюю часть корпусов двигателей с крыльями, и третьей телескопической опоры сзади, соединяющей нижнюю часть корпусов двигателей с нижней поверхностью крыльев, обеспечивает в совокупности со связью всех опор с системой управления самолетом возможность поворота турбореактивных двигателей относительно плоскости крыла на 0-90°, что дает возможность уменьшить длину полосы для взлета и посадки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Трехвинтовой конвертоплан