Код документа: RU2446079C2
Изобретение относится к передней части фюзеляжа летательного аппарата, содержащей отсек отдыха, по меньшей мере, для одного пилота.
После событий 11 сентября 2001 года обеспечение безопасности в летательном аппарате стало важным элементом в проектировании летательного аппарата. В частности, ставится задача недопущения несанкционированного проникновения в кабину экипажа любого лица, которое может захватить управление над летательным аппаратом. До этих событий кабина экипажа, как правило, была отделена от салона летательного аппарата только одной небронированной дверью.
Кроме того, для полетов на дальние расстояния пилоты должны сменять друг друга во время управления летательным аппаратом. Как известно, для этого в летательным аппарате предусматривают отсек отдыха. Так, в документе ЕР-1010617 раскрыт, например, вариант выполнения отсека отдыха для пилотов летательного аппарата. В этом документе предусмотрено выполнение этого отсека отдыха в верхней части пассажирского салона летательного аппарата.
Недостатком варианта выполнения, предложенного в этом известном документе (и в целом в других известных решениях), является то, что он занимает часть объема, предусмотренного для размещения в пассажирском салоне пассажиров и их ручной клади. Это приводит к сокращению доходов авиационной компании, эксплуатирующей летательный аппарат.
Недостатком решения, предложенного в этом известном документе, является также то, что пилоты должны проходить через пассажирский салон, чтобы попасть в отсек отдыха или в кабину. Поэтому пилоты оказываются уязвимыми для террористов, которые могут находиться в пассажирском салоне. Наконец, пространство в отсеке отдыха, раскрытом в этом документе, является ограниченным. В частности, следует отметить, что, если пилот хочет переодеться, он не может встать в полный рост, что затрудняет это переодевание.
В документе ЕР-1332965 раскрыто устройство с защитным шлюзом для доступа в кабину экипажа пассажирского самолета. Кабина экипажа этого самолета сообщается с пассажирским салоном через зону доступа, и защитный шлюз имеет цилиндрическую форму и может поворачиваться вокруг своей продольной оси внутри конструкции, образующей каркас, расположенный внутри зоны доступа. Защитный люк, раскрытый в этом документе, имеет проем доступа, совпадающий, по меньшей мере, с двумя секторами доступа/выхода конструкции, образующей каркас, при этом вход шлюза может быть приведен в выбранное положение сектора среди секторов доступа/выхода путем поворота вокруг его продольной оси и может быть заблокирован в этом положении, тогда как в это же время другие секторы доступа/входа работают на доступ/выход. Предложенное в этом документе решение требует специального оборудования, которое тоже занимает много места в пространстве, предназначенном для экипажа самолета.
Настоящее изобретение призвано предложить конфигурацию передней части летательного аппарата, содержащей зону отдыха, по меньшей мере, для одного пилота и обеспечивающую безопасный переход пилотов между кабиной экипажа и зоной отдыха. Предпочтительно эта конфигурация позволяет не уменьшать объем пассажирского салона. Предпочтительно эта зона отдыха обеспечивает большой комфорт для использующих ее пилотов.
В этой связи объектом настоящего изобретения является передняя часть фюзеляжа летательного аппарата, содержащая кабину экипажа, туалет, коридор доступа в кабину экипажа, проходящий вдоль туалета, и отсек отдыха с, по меньшей мере, одной кушеткой, по меньшей мере, для одного пилота, при этом коридор, проходящий вдоль туалета, содержит, с одной стороны, средства изолирования коридора по отношению к кабине экипажа и, с другой стороны, дверь, позволяющую закрывать доступ в пассажирский салон, и доступ в отсек отдыха обеспечивается из коридора доступа в кабину между средствами изолирования коридора от кабины экипажа и упомянутой дверью коридора.
Согласно настоящему изобретению туалет содержит две входные двери, при этом первая дверь обеспечивает доступ в туалет из коридора доступа в кабину экипажа в зоне, находящейся между средствами изолирования коридора от кабины экипажа и упомянутой дверью коридора, а вторая входная дверь позволяет пройти в туалет из пассажирского салона.
Эта конфигурация позволяет по-новому использовать туалет, который является доступным для пилотов и пассажиров. Однако в этой конфигурации коридор, проходящий вдоль туалета, и туалет позволяют увеличить отсек отдыха, в который можно попасть через упомянутый коридор.
В варианте выполнения, обеспечивающем хорошую изоляцию зоны отдыха пилотов (содержащую не только отсек отдыха, но и иногда туалет и проходящий вдоль него коридор), средства изолирования между коридором доступа в кабину экипажа и кабиной выполнены в виде второй двери коридора.
Вход в отсек отдыха находится, например, напротив первой входной двери туалета. Коридор доступа в кабину расположен, например, между туалетом, с одной стороны, и, с другой стороны, стационарным блоком, например, таким как служебный модуль, другой туалет, кухня и т.д. В данном случае под стационарным блоком следует понимать конструкцию, закрепленную на полу и обычно называемую в области авиации английским термином “monument”. В этом варианте выполнения стационарный блок может содержать нижний отсек для размещения тележек, и площадка доступа к кушетке в количестве, по меньшей мере, одной выполнена, например, в стационарном блоке над отсеком размещения тележек, при этом площадка доступа находится на промежуточной высоте между, с одной стороны, полом коридора доступа в кабину и, с другой стороны, упомянутой кушеткой. Второй стационарный блок, расположенный напротив первого стационарного блока и отделенный от него коридором, поперечным относительно летательного аппарата, может служить опорой для кушетки в количестве, по меньшей мере, одной, которая расположена, например, над поперечным коридором и над этим вторым стационарным блоком.
Для использования во время полетов на дальние расстояния отсек отдыха предпочтительно содержит две кушетки.
Для обеспечения безопасности пилотов, находящихся в передней части фюзеляжа летательного аппарата в соответствии с настоящим изобретением, предусматривают, например, чтобы двери и стенки, отделяющие туалет, кабину экипажа и отсек отдыха от пассажирского салона, были бронированными. Предпочтительно первую входную дверь туалета и окружающую ее стенку тоже бронируют, так как она может быть перегородкой между зоной, занимаемой пилотами, и зоной, занимаемой пассажирами, когда туалет используют пассажиры.
Наконец, объектом настоящего изобретения является также летательный аппарат, отличающийся тем, что содержит описанную выше переднюю часть фюзеляжа.
Детали и преимущества настоящего изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания со ссылками на прилагаемые схематичные чертежи, на которых:
Фиг.1 - вид в перспективе сверху отсека отдыха в передней части фюзеляжа летательного аппарата в соответствии с настоящим изобретением.
Фиг.2 - вид в перспективе сбоку, соответствующий виду сверху на Фиг.1.
Фиг.3 - вид в перспективе под первым углом передней части летательного аппарата в соответствии с настоящим изобретением.
Фиг.4 - вид в перспективе отсека отдыха, показанного на предыдущих фигурах.
На Фиг.1-3 показана часть кабины 2 экипажа летательного аппарата. В данном случае речь идет об абсолютно классической кабине, известной специалистам. По этой причине ее подробное описание опускается.
Описанный в данном случае летательный аппарат является летательным аппаратом для коммерческой перевозки пассажиров. В частности, речь идет о летательном аппарате, который может перевозить более ста пассажиров. Посадочная дверь 4 позволяет пассажирам заходить в пассажирский салон летательного аппарата.
Когда пассажир входит в летательный аппарат через посадочную дверь 4, слева от него и в следующем порядке находятся туалет 6, коридор 8 доступа в кабину 2 экипажа и служебный модуль 10. Эти различные элементы отделяют кабину 2 экипажа от пассажирского салона.
Классически туалет 6 содержит поперечную стенку 12, отделяющую туалет 6 от кабины 2 экипажа, поперечную стенку 14, отделяющую туалет 6 от пассажирского салона, и продольную стенку 16, отделяющую туалет 6 от коридора 8. Классически на поперечной стенке 14 со стороны пассажирского салона находится кресло 18.
Согласно оригинальному решению туалет 6 содержит две входные двери. Первая входная дверь 20 позволяет заходить в туалет 6 из коридора 8. Вторая входная дверь 22 выполнена в поперечной стенке 14 и позволяет войти в туалет 6 из пассажирского салона. Вторая входная дверь 22 туалета 6 расположена рядом с креслом 18, предназначенным для члена экипажа летательного аппарата во время фаз взлета и посадки.
Из соображений ясности на фигурах некоторые двери не показаны. Показаны только соответствующие проемы. Эти проемы обозначены цифровыми позициями, присвоенными в описании соответствующей двери.
Коридор 8 находится между туалетом 6 и служебным модулем 10. Он разделяет эти два элемента, образуя проход между ними для обеспечения доступа в кабину 2 экипажа. Первая дверь 24 коридора позволяет изолировать коридор 8 от пассажирского салона. Вторая дверь 26 коридора позволяет изолировать коридор 8 от кабины 2 экипажа. Эти две двери расположены в концах коридора 8. Таким образом, первая входная дверь 20 туалета 6, выполненная в продольной стенке 16 туалета 6, находится между первой дверью 24 коридора и второй дверью 26 коридора.
Служебный модуль 10 предназначен для размещения тележек, используемых для раздачи пищи и напитков пассажирам. Эти тележки более известны под английским названием “trolleys”. Так, служебный модуль 10 содержит отсек, позволяющий размещать, например, шесть тележек.
Описанная в настоящей заявке и показанная на чертежах передняя часть фюзеляжа содержит также отсек отдыха, в котором в представленном варианте выполнения могут находиться два пилота в лежачем положении.
Вход в отсек отдыха обеспечивается из коридора 8. Этот вход находится напротив первой входной двери 20 туалета 6. В отсек отдыха попадают из коридора 8, заходя сначала на площадку 28, выполненную над отсеком служебного модуля, предназначенным для размещения тележек.
Площадка 28 находится на большей высоте, чем пол коридора 8. Чтобы обеспечить легкий доступ к площадке 28, предусмотрена лестница доступа к упомянутой площадке 28. Предпочтительно эта лестница 30 имеет небольшие габариты и занимает минимальный объем в коридоре 8. В данном случае предложена лестница из нескольких ступенек. Каждая ступенька выполнена в виде доски и установлена с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, в данном случае тоже продольной. Каждая ступенька может поворачиваться на 90°. В первом положении все ступеньки расположены вертикально. В этом случае лестница 30 находится в нерабочем положении. В другом повернутом положении ступеньки расположены горизонтально. В этом случае получают ряд ступенек, расположенных друг над другом. Лестница 30 при этом оказывается развернутой и позволяет зайти на площадку 28. Для облегчения подъема или спуска по лестнице 30 предпочтительно предусматривают два наклонных поручня.
Чтобы изолировать коридор 8 от отсека отдыха и, в частности, от зоны отсека отдыха, находящейся на уровне площадки 28, над лестницей 30 предусмотрена дверь 32. Как показано на Фиг.4, эту дверь 32 можно выполнить из двух панелей или створок, шарнирно соединенных друг с другом вдоль вертикальной оси.
Упомянутые выше наклонные поручни для облегчения подъема или спуска по лестнице расположены, например, по обе стороны от двери 32. Предпочтительный вариант выполнения предусматривает, чтобы эти поручни могли убираться внутрь стенки, на которой они находятся. Таким образом, когда поручни убраны, в коридоре 8 отсутствуют ненужные выступающие элементы. Предпочтительно движение этих наклонных поручней согласовано с движением лестницы 30. Таким образом, когда ступеньки лестницы 30 раскладываются, наклонные поручни выходят из стенки, а когда лестница переходит в сложенное положение, наклонные поручни автоматически убираются в соответствующею стенку.
На уровне площадки 28 может быть установлено кресло 34. Это кресло крепят, например, на вертикальной стенке, окружающей площадку 28, так же как кресло 28 крепят на поперечной стенке 14. В данном случае можно предусмотреть одно кресло 34 повышенного комфорта, спинка которого, в случае необходимости, может регулироваться по наклону.
Площадка 28 позволяет пройти к двум кушеткам 36. Эти две кушетки расположены в продольном направлении по отношению к летательному аппарату. Они установлены по обе стороны от продольной центральной линии этого летательного аппарата. Эти кушетки 36 выполнены от служебного модуля 10 в сторону хвоста летательного аппарата. Эти кушетки 36 находятся на достаточной высоте, чтобы под ними можно было проходить. Действительно, с одной стороны, необходимо обеспечить доступ к тележкам, размещенным в служебном модуле 10, и, с другой стороны, во время посадки и высадки пассажиров предусмотрен их проход перед служебным модулем 10 (то есть под кушетками 36).
На чертежах показан второй служебный модуль 38, расположенный сзади первого служебного модуля 10 и отделенный от него поперечным коридором 40.
Эта конфигурация с двумя служебными модулями, расположенными друг за другом и разделенными поперечным коридором, является классической в летательном аппарате, в частности в летательном аппарате, содержащем пассажирский салон, в котором доступ к креслам обеспечивается через два продольных коридора. В этом случае второй служебный модуль находится между двумя продольными коридорами, которые выходят в поперечный коридор 40. Последний обычно находится в продолжении посадочной двери 4, как показано в варианте выполнения на чертежах.
В предпочтительном варианте выполнения, показанном на чертежах, обе кушетки 36 расположены над поперечным коридором 40 и над вторым служебным модулем 38. Эти кушетки 36 лишь слегка выступают в пассажирский салон за пределы второго служебного модуля 38. Это предпочтительное положение кушеток позволяет использовать объем, который до сих пор оставался неиспользованным в известных летательных аппаратах. Кроме того, необходимо отметить, что это положение с опорой на стационарные блоки, в данном случае на служебные модули 10 и 38, обеспечивает легкую адаптацию к известным конструкциям летательных аппаратов из предшествующего уровня техники.
Кроме того, на фигурах показано, что две кушетки 36 отделены друг от друга разделительной перегородкой 42, которая изолирует каждого из пилотов, находящихся на кушетке 36, от пилота, занимающего соседнюю кушетку 36.
Следует также отметить, что вход в отсек отдыха из кабины 2 экипажа может быть скрыт от пассажиров, находящихся в пассажирском салоне. Действительно, если первая дверь 24 коридора закрыта, пилот может пройти через вторую дверь 26 коридора и попасть через входную дверь 32 в отсек отдыха.
В некоторых условиях отсек отдыха может включать одновременно туалет 6 и коридор 8. Действительно, когда обе двери 24 и 26 коридора закрыты, как и вторая входная дверь 22 туалета 6, пространство, образованное коридором 8 и туалетом 6, может быть использовано пилотом для переодевания. Это пространство является исключительно служебным, которое может быть изолировано от площадки 28, когда дверь 32 тоже закрыта. Таким образом, пилот располагает намного большим объемом по сравнению с тем, что предлагается в настоящее время в отсеках отдыха для пилотов летательных аппаратов для переодевания, причем в условиях полной приватности.
Для увеличения свободного пространства для пилотов используют, в частности, благодаря наличию двух дверей доступа в туалет 6, общие зоны доступа, которые могут быть изолированы в определенные моменты для использования пилотами.
Для обеспечения безопасности зоны, занимаемой пилотами, предпочтительно, чтобы двери, отделяющие эту зону от пассажирского салона, были бронированными. Можно также предусмотреть, чтобы разделительные стенки тоже были бронированными стенками. Так, первая дверь 24 коридора и вторая дверь 22 доступа в туалет 6 предпочтительно являются бронированными. Стенки, на которых установлены эти двери, предпочтительно тоже являются бронированными стенками. Можно также предусмотреть бронированное перекрытие под кушетками 36.
Учитывая доступность туалета 6 для пассажиров, следует также предусмотреть бронирование первой входной двери 20 туалета 6 и соответствующей продольной стенки 16. Таким образом, обеспечивают хорошую защиту зоны, в которой находятся пилоты во время полета. В случае описанного в данной заявке летательного аппарата зона, в которой находятся пилоты, соответствует кабине 2 экипажа, туалету 6, коридору 8, а также описанному выше отсеку отдыха.
Что касается бронирования кабины экипажа и отсека отдыха для обеспечения безопасности пилотов, можно также предусмотреть бронирование только первой входной двери 20 туалета 6 и первой двери 24 коридора, а также, в случае необходимости, соответствующих стенок.
Из вышеизложенного вытекает, что туалет 6 является доступным, с одной стороны, для пассажиров и, с другой стороны, для пилотов. Можно также предусмотреть систему блокирования туалета 6 из кабины экипажа. Так, система обнаружения присутствия может указать, занят в данный момент туалет 6 или нет. Если он не занят, пилот может из кабины заблокировать вторую входную дверь 22, которая отделяет туалет от пассажирского салона.
Можно также предусмотреть, чтобы, когда эту вторую входную дверь 22 туалета 3 блокируют из кабины 2 экипажа, происходило разблокирование первой входной двери 20 туалета 6 для обеспечения доступа пилотов в туалет 6. Можно предусмотреть различные варианты управления дверями туалета 6.
Описанная выше конфигурация передней части фюзеляжа летательного аппарата имеет много преимуществ. Среди наиболее существенных можно указать то, что пилоты располагают просторным отсеком отдыха, не отнимающим (почти) объем от пассажирского салона. Туалет 6 для пассажиров и пилотов, который выполняют в известных летательных аппаратах, остается таким же, но его конфигурация с двумя входными дверями открывает совершенно новые возможности использования, повышающие комфорт пилотов на уровне отсека отдыха, не влияя на пространство, предназначенное для пассажиров. Оригинальная система доступа в отсек отдыха позволяет сохранить на уровне первого служебного модуля (а также второго служебного модуля) место для всех тележек, как и в известном летательном аппарате. Кроме того, кушетки, хотя и находятся в верхней части летательного аппарата, не занимают объем, используемый в известных летательных аппаратах для размещения ручной клади, которую пассажиры обычно берут с собой в полет, то есть число багажных полок остается одинаковым для двух аналогичных самолетов, то есть для известного самолета и для самолета в соответствии с настоящим изобретением.
Описанный выше вариант выполнения отсека отдыха отвечает всем современным нормам, регулирующим объем и изолирование отсеков отдыха, предназначенных для пилотов. Свободное пространство, в частности в месте переодевания пилотов, с избытком удовлетворяет всем требованиям норм и всем известным конфигурациям.
Настоящее изобретение не ограничивается описанным выше предпочтительным вариантом выполнения, представленным в качестве неограничительного примера. Оно охватывает также все варианты выполнения, доступные специалисту в рамках приведенной ниже формулы изобретения.
Так, например, предложенный вариант выполнения представляет интерес, так как расположение кушеток позволяет не занимать объем пассажирского салона. Однако, оставаясь в рамках изобретения, можно предусмотреть также отсек отдыха, отнимающий намного больше места у пассажирского салона. Разумеется, настоящее изобретение не ограничивается передней частью фюзеляжа летательного аппарата, содержащей отсек отдыха, в котором находятся расположенные в продольном направлении две кушетки. Положение кушеток может быть другим, так же, как и число кушеток.
Изобретение относится к передней части фюзеляжа летательного аппарата, содержащей отсек отдыха для одного пилота. Передняя часть фюзеляжа летательного аппарата содержит кабину (2) экипажа, туалет (6), коридор (8) доступа в кабину экипажа, расположенный вдоль туалета (6), отсек отдыха с кушеткой (36) для одного пилота. Коридор (8), проходящий вдоль туалета (6), содержит, с одной стороны, средства (26) изолирования коридора (8) по отношению к кабине (2) экипажа и, с другой стороны, дверь (24), позволяющую перекрывать доступ в пассажирский салон. Доступ в отсек отдыха обеспечивается из коридора (8) доступа в кабину (2) экипажа между средствами (26) изолирования коридора (8) от кабины (2) экипажа и упомянутой дверью (24) коридора. Туалет (6) содержит две входные двери, при этом первая входная дверь (20) обеспечивает доступ в туалет (6) из коридора (8) доступа в кабину (2) экипажа, а вторая входная дверь (22) позволяет пройти в туалет (6) из пассажирского салона. Достигается обеспечение безопасного перехода пилотов между кабиной экипажа и зоной отдыха, комфортабельной зоны отдыха пилотов без уменьшения объема пассажирского салона. 2 н. и 8 з.п. ф-лы, 4 ил.