Код документа: SU558632A3
1
Изобретение относится к воздухоплавательной технике, в частности к управляемым полужестким дирижаблям.
Известен дирижабль полужесткой конструкции , включающий корпус, выполненный из двухстепной эластичной оболочки, укрепленную в нижней его части гондолу, силовую и компрессорную установки, расположенные в килевом каркасе 1.
Недостатком известного дирижабля является то, что его органы управления и стабилизации не всегда обеспечивают эффективное управление кораблем, особенно на малых скоростях полета и при плавании.
Цель изобретения - создание таких ортанов управления и стабилизации дирижабля, силовая установка которых позволяет осуществлять одновременное управление головной и кормовой частями дирижабля даже тогда , когда последний не совершает поступательного движения в горизонтальной плоскости .
Цель достигается тем, что, по крайней мере в одной из наиболее удаленных точек на продольной оси дирижабля, например носовой , установлено регулируемое силовое сопло с управляемым центральным телом, выполненным с возмол ностью перемещения параллельно продольной оси силового сопла и снабженным управляющей конической наружной поверхностью.
На фиг. 1 схематически изобрал ен предлагаемый дирижабль, общий вид; на фиг. 2 - носовое сопло, сечение; на фиг. 3 - стабилизирующее силовое сопло кормовой части дирижабля , сечение.
Дирижабль состоит из удобообтекаемого корпуса 1, наполненного несущим газом, килевого каркаса гондолы 2, в котором установлены силовые и компрессорные установки (на чертеже не показаны), связанные трубопроводами с кормовым силовым и стабилизирующим соплом 3 и НОСОВЫМ 4.
Носовое сопло имеет образованное рулевой конической поверхностью 5 и внешней стенкой оболочки 6 щелевидное выпускное отверстие 7, по которому воздушная струя силовой установки направлена назад. Рулевая коническая поверхность 5 шарнирно установлена на центральном теле 8 носового сопла и может выборочно отклоняться вперед, обеспечивая выход струи силовой установки вперед для торможения и управления кораблем.
Центральное тело 8 переднего сопла установлено на гидро- или пневмоцилиндрах 9, с помощью которых может менять свое положение как аксиально, так и радиально, параллельно продольной оси силового сопла, или полностью, или радиально эксцентрично, увеличивая или уменьшая выпускное отверстие, обеспечивая тем самым движение и управление кораблем. Стабилизирующее и силовое кормовое сопло 3 снабжено установленным на гидро- или нневмоцилиндрах 10 центральным телом И, с помощью которого изменяют силу н направление истечения газовой струн, обеспечивая тем самым управление кораблем. Кроме того, для управления кораблем на центральном теле 11 шарнирно установлена управляющая коническая поверхность 12, выполненная в виде пластин. Формула изобретения Дирижабль полужесткой конструкции, включающий корпус, выполненный из двухстенной эластичной оболочки, укрепленную в нижней его части гондолу, силовую и компрессорную установки, расположенные в кплевом каркасе , отличаю щ и и с я тем, что, с целью повышения маневренности н улучщения стабильности полета дирижабля, по крайней мере в одной из наиболее удаленных точек на продольной осн дирижабля, например носовой, установлено регулируемое силовое сопло с управляемым центральным телом, выполненным с возможностью перемещения параллельно продольной осн силового сопла и снабй енным управляющей конической наружной поверхностью . Источник информации, принятый во внимание при экспертизе; 1. Патент СССР № 19926, кл. 62а, 12/02, 1931.