Код документа: SU1063692A1
3 «
10
фиг. 1
О Слд О) СО
to 5
Изобретение относится к судостроению, в частности к судам с ограниченной осадкой и туннельными обводами в кормовой оконечности.
Известно судно, содержащее в кормовой оконечности туннели большого объема и направляющие насадки, соединенные с корпусом судна (1.
Недостатком указанного судна является низкий пропульсивный коэффициент, обусловленный потерями на взаимодействие струи с кормовым свесом и невозможностью размещения в тунйелях кормовой оконечности частично погруженных гребных винтов повещенного диаметра.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является мелкосидящее судно, включающее транцовую кормовую оконечность туннелями, входная часть каждого из которых выполнена шириной, равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, а выхлопная часть сопряжена с насадкой заподлицо 2.
Недостатками указанного судна являются низкий пропульсивный коэффициент изза возникновения сил засасывания на корпусе при обтекании кормовых свесов туннелей и невысокие тормозные характеристики судна, обусловленные отсутствием на судйе средств активного торможения.
Цель изобретения - повышение пропульсивногО коэффициента и улучшение тормозных характеристик судна.
Поставленная цель достигается тем, что у мелкосидящего суДйа, включающего транцовую кормовую оконечность с туннелями, входная часть каждого из которых выполнена , шириной, равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, а выходная часть сопряжена с насадкой заподлицо , выходная часть каждого туннеля выполнена цилиндрической, щириной равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, и сопряжена с нишей , образованной транцом и вертикальными боковыми стенками, в месте соединения которых с каждым туннелем на осях установлены поворотные ру.ли-заслонки, имеющие длину, равную наружному диаметру направляющей насадки гребйогЬ винта, при этом вертикальные боковые стенки ниши выполнены расширяющимися к транцу судна, составляя с его диаметральной плоскостью угол равный ±35°.
На фиг. 1 изображено мелкосидящее судйо с углом установки транцовой стенки и осей рулей-заслонок на 90° к основной плоскости судна, вид с боку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - то же, корпус., Мелкосидящее судно включает кормовую оконечность 1 с туннелями, состоящими из входной 2 и выходной 3 частей. Выходная Часть 3 каждого туннеля выполнена в виде цилиндрической поверхности 4, имеющей ширину, равную наружному диаметру направляющей насадки 5 гребного винта, и
сопряженной с Нищей 6.
Ниша 6 состоит из транцовой 7 и верти: кальных боковых 8 стенок, в месте соединения которых на осях 9 установлены рулизаслонки 10 длиной, равной наружному диаметру Направляющей насадки 5 гребного
винта.
Вертикальные боковые стенки 8 нищи 6
расширяются к транцу судна 11, составляя
с его диаметральной плоскостью угол ±35°.
Работа судна осуществляется следующим
образом.
Перед заполнением туннелей водой рулизаслонки 10 (по одному от каждого гребного винта) устанавливаются рулевым приводом в положение I (фиг. 2) - параллельно транцовой стенке 7 нищи 6 - и плотно прижимаются к стенке 7, устраняя доступ воздуха в выходную часть 3 туннеля.
Затем включаются гребные винты и туннели заполняются водой.
Движение судна начинается при устзг
Новке рулей-засЛонок 10 в положение II -
вЛлотную к вертикальным боковым стенкам
8 ниши 6 (фиг. 2). При этом струя от движителей выбрасывается В выходную часть 3 туннелей.
Для поворота судна рули-заслонки (по одному от каждого гребного винта) устанавливаются приводом .на требуемый для
поворота угол, например в положение . III
(фиг. 2). При необходимости поворота судП а на другой борт струи от движителей от1клоняет другая пара рулей-заслонок.
Для обеспечения заднего хода судна любая пара рулей-заслонок устанавливается в положение I. Осуществляется реверс движителей , и гребные винты начинают засасывать воду из-под рулей-заслонок, прогоняя ее из выходной части 3 во входную часть 2 туннеля.
Для обеспечения экстренного торможения любая пара рулей-заслонок устанавливается в положение I и работает как активное средство торможения, создавая дополни-тельную силу сопротивления и уменьшая тор «озной путь судна.
МЕЛКОСИДЯЩЕЕ СУДНО, вклю1 чающее транцовую кормовую оконечность 1с туннелями, входная часть каждого из ко торых выполнена шириной равной наружI ному диаметру направляющей насадки греб- , ного винта, а выходная часть сопряжена с насадкой заподлицо, отличающееся тем, что, с целью повышения пропульсивного коэффициента и улучшения тормозных характеристик судна, выходная часть каждого тун неля выполнена цилиндрической, щнриной равной наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, и сопряжена с нищей , образованной транцом и вертикальными боковыми стенками, в месте соединения {которых с каждым туннелем на осях установлены поворотные рули-заслонки, имеющие длину, равную наружному диаметру направляющей насадки гребного винта, при этом вертикальные боковые стенки нищи выполнены расширяющимися к транцу судна, составляя с его диаметральной плоскостью угол равный ±35°.