Ийобрегение относится к судостроению, а точнее к конструкции судовых передач,
переключаемых с рабочего хода на тихий с плавно регулируемым числой оборотов вала гребного винта.5
Извес гна судовая передача, содержащая приводной вал, сцепления,
: два тормоза и два планетарных редуктора , причем первичная часть муфты сцепления
соединена .с приводным валом, а Ю вторичная часть жестко связана с водилом
одного из редукторов,а также кинематически связана с ведомым валом посредством
промежуточного вала и зубчатой передачи L1 .15
В таком прийоде диапазон скоростей тихого хода босгоит из набора постоянных
скоростей со ступенчатым переклю/хёнибм , что позволяет производить их 20
плавную регулировку только путем изменения скорости вращения приводного вала
, г. е. двигателя, что не экономично и не с голь безопасно при маневрировании в порту.
Цель изобретения - повышение экономичности и безопасности маневрирования
в порту путем обеспечения работы судового двигателя на постоянных экономичных
оборотах и получения скоростей оборотов ведомого вала. Указанная цель достигается тем, что
передача снабжена гидромотором, гидравлически сообщенным с гидронасосом с
регулируемой подачей, а солнечная mjecтерня первого редуктора связана с .
вым тормозом посредством полого вала, планетарные шестерни охвачены паразитной , имеющей наружные
зубья, сцепленные с находящейся на ва-. лу гвдромотора шестерней, при этом
одна из полуму})Т сцепления дополнительно жестко связана через приводкой вал,
проходящий через выполненные полыми валы редукторов, с водилом второго планетарного
редуктора, солнечная шестерня которого посредством полого вала
связана с вторым тормозом, а планетарные шестерни охвачены паразитной шее- пенные с шестерней, 1шход5пцейся на валу гидронасоса. Введение гидравлического привода,
связывающего два планетарных редуктора позволяет получить плавное изменение
скорости вращения ведомого вала при постоянных оборотах приводного вала и,
кроме того, существенно уменьшить потери энергии за счет хорошего отвода тепла из гддроконтура.
На чертеже изображена схема судовой передачи. Судовая передача содержит приводной
вал I, который с помощью высокоэлас тичной муфты, вала 2-соединен с дизель
ным двигателем (-не показан). Привод - ной вал 2 жестко соединен с первичной
частью 3 муфты 4 сцепления, к вторцчной части 5 которой подсоединен полый
вал 6, несущий промежуточную шестерню 7, которая находится в зубчатом
зацеплении с большей шестерней 8 на ведомом валу 9 привода. Ведомый вал
9 с помощью упорного подшипника Ю обезопасен для приема упора винта из-з
осевого хода. Через первичную часть 3 муфты 4 сцепления приводной вал проведен
через короткие отрезки полых II и 12 первого 13 и второго 14 планетарного механизма и жестко соединен
планетарным ребром 15 второго планетарного механизма 14. Первый планетарный механизм 13 подсоединен к
вторичной части 5 сцепления 4 с помощью планетарного ребра 16 перво
го пладётарного механизма. На планетар ном ребре 16 находится планетарная
шестерня 17, которая охвачена паразитной шестерней 18 с наружной нарезкой
19. На отрезке полого вала 11, обраще ногок первому планетарному механизму
13, находятся с одной стороны солнечно колесо 2О, а с другой стороны - тормоз ной диск 21 тормоза 22.
У второго планетарного механизма 1 на планетарном ребре 15 также находит
ся планетарная шестерня 23, которая охвачена паразитной шестерней 24, имею
щей наружную нарезку 25, и солнечное колесо 26 на отрезке полого вала 12,
который несет также тормозной диск 27 второго тормоза 28. Паразитная шестерня 24 через свою
наружную зубчатую нарезку 25 и малую шестерню 29 передает вращение на приводной
вал 30 гидростатического перест новочного наноса 31, который с помощь под давлением соединен с гидростатическим двигателем 34. Вал 35 двигателя
гидростатического насоса 34 несет малую шестерню 36, ко торая находится в
зацеплении с наружной зубчатой нарезкой 19 паразитной шестерни 18. Воздух
давления, требуемый для переключения муфты сцепления 4, может подводиться
через вал 37. При подключенной муфте сцепления 4, т. е. при экономичном рабочем
ходе, а также при уменьшающемся рабочем ходе происходит передала вращающего момента через элементы 1-9.
При достижении минимального числа оборотов дизельного двигателя муфта
сцепления 4 отключается, отпадает второй тормоз 28 второго планетарного механизма 14 и солнечную
шестерню 26. Гидростатический насос 31, провернувшийся в этот момент, передает
свой полный подачи и благодаря этому приводит в движение гидростатический
двигатель 34 с относительно большим числом оборотов, причем отдель-,
ные передаточные элементы привода так согласованы друг с другом (или могут
быть так согласованы друг с другом), что при переключениях судового привода
, т. е. при отключении муфты сцепления 4, создается соответствующий числу
оборотов бесступенчатый переход. При медленном движении наряду с тормозом
28 подключен также тормоз 22, который зажимает солнечную шестерню
2О первого планетарного механизма 13, так что момент вращения, полученный
от гидростатического двигателя 34 через шестерню 36 на паразитную шее тер-
Ню 18 после соответствующего преобразования передается через планетарное
колесо 17 на планетарное ребро 16. Последнее приводит в движение вторичную
часть 5 муфты сцепления, полый вал 6 и, наконец, ведомый вал 9. С помощью
снижения объема подачи гидростатического насоса 31 возможен контроль
уменьщения числа оборотов гидростатического двигателя 34 и вместе с этим
ведомого вала 9 до остановки. j И наоборот, можно постепенно увеличить
число оборотов ведомого вала 9 от положения останова до достижения ведомым
валом 9 числа оборотов переключения , после, чего отпускаются тормоза 22
и 28 и включается муфта сцепления 4. Гидростатический насос 31 переводится
тогда в нулевое положение и удерживает,