Формула
1. Азимутальное подруливающее устройство (1) для движения судна, имеющее корпус подруливающего устройства (11), вокруг которого перетекает вода, и включающее:
- типовое центральное устройство (2), имеющее корпус центрального устройства (21), являющийся частью корпуса подруливающего устройства,
- трансмиссию (6), расположенную в корпусе центрального устройства, включающую вал гребного винта (61) проходящий в продольном направлении (13) корпуса подруливающего устройства, и
- гребной винт (3), расположенный вне корпуса подруливающего устройства и оперативно соединенный с валом гребного винта,
отличающееся тем, что азимутальное подруливающее устройство может быть выполнено как тяговое азимутальное подруливающее устройство и как толкающее азимутальное подруливающее устройство путем включения первого и второго гидродинамических элементов (4, 5), установленных на сопрягаемые первую (9а) и вторую (9b) контактные поверхности центрального устройства, определяемые наружными поверхностями (211) корпуса центрального устройства, причем гидродинамические элементы являются частью корпуса подруливающего устройства и регулируют поток воды вокруг корпуса подруливающего устройства, и контактные поверхности центрального устройства приспособлены для приема разных гидродинамических элементов, имеющих разные гидродинамические свойства.
2. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что трансмиссия кроме того включает подшипники (62) и зубчатые колеса (63), которые все полностью заключены в корпус центрального устройства.
3. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что корпус подруливающего устройства включает короткую часть (7), один конец которой приспособлен для установки с возможностью вращения на судно, и сигарообразную часть (8), расположенную на противоположном конце короткой части, и отличающееся тем, что гидродинамические элементы являются частью как короткой части, так и сигарообразной части.
4. Азимутальное подруливающее устройство по п. 3, отличающееся тем, что сигарообразная секция (81) корпуса центрального устройства, являющаяся частью сигарообразной части, шире чем короткая секция (71) корпуса центрального устройства, являющаяся частью короткой части в продольном направлении корпуса подруливающего устройства.
5. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждая из контактных поверхностей центрального устройства определена одной или несколькими торцевыми поверхностями (222) корпуса центрального устройства.
6. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что корпус центрального устройства симметричен относительно плоскости симметрии (14),
пересекающей центральную ось (12) корпуса центрального устройства и проходящей в направлении, поперечном продольному направлению корпуса подруливающего устройства.
7. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что корпус центрального устройства приспособлен для обеспечения конструкционной целостности азимутального подруливающего устройства путем поглощения конструкционных нагрузок и несущих нагрузок, создаваемых массой и работой самого азимутального подруливающего устройства и гидравлическими силами, действующими на корпус подруливающего устройства во время использования.
8. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что гидродинамические элементы изготовлены из неметаллических материалов, таких как композиты, полимеры, полимеры армированные стекловолокном или углеволокном, или полиуретана.
9. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что гидродинамические элементы частично перекрывают или закрывают типовое центральное устройство.
10. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что максимальная ширина, Wcu, корпуса центрального устройства в продольном направлении составляет от 1/3 до 1/4 от максимальной ширины, Wth, корпуса подруливающего устройства в продольном направлении.
11. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что отношение толщина/хорда корпуса подруливающего устройства может быть изменено в диапазоне от 0,2 до 0,6.
12. Азимутальное подруливающее устройство по п. 3 или 4, отличающееся тем, что ширина сигарообразной части корпуса центрального устройства в продольном направлении в 12-17 раз больше диаметра вала гребного винта.
13. Азимутальное подруливающее устройство по п. 1, отличающееся тем, что приводным средством для привода гребного винта является электродвигатель в форме двигателя на постоянных магнитах.
14. Азимутальное подруливающее устройство по п. 13, отличающееся тем, что гребной винт имеет краевой привод за счет первых постоянных магнитов 163, расположенных в сопле гребного винта, и вторых постоянных магнитов 162, расположенных в соединении с гребным винтом, чем создается подшипник для гребного винта, способный поглощать осевые и радиальные нагрузки, и отличающееся тем, что двигатель на постоянных магнитах интегрирован в сопло гребного винта, и сопло гребного винта включает обмотки для создания вращающегося магнитного поля, приспособленного для вращения гребного винта.
15. Судно, включающее азимутальное подруливающее устройство по любому из предшествующих пунктов.
16. Способ конфигурирования или переконфигурирования гидродинамических характеристик азимутального подруливающего устройства по любому из пп. 1-14, включающий следующие этапы:
- предоставление типового центрального устройства;
- определение гидродинамических характеристик азимутального подруливающего устройства;
- установка гидродинамических элементов на типовое центральное устройство для соответствия определенным гидродинамическим характеристикам.
17. Способ по п. 16, кроме того включающий этап:
- замены первого и/или второго гидродинамического элемента, уже установленного на типовое центральное устройство, третьим и/или четвертым гидродинамическим элементом, имеющим другие гидродинамические свойства.