Движительно-рулевая колонка с винтом регулируемого шага - RU181153U1

Код документа: RU181153U1

Чертежи

Описание

Полезная модель относится к пропульсивным системам судостроения.

Известны традиционные конструкции пропульсивных систем, в которых движение судну задается с помощью винта, соединенного через валопровод с приводом [1].

Недостатком таких конструкций является плохая маневренность судна.

Частично такого недостатка лишена конструкция пропульсивной системы, в качестве которой выступает движительно-рулевая колонка с одним винтом, имеющая возможность обеспечить маневренность судна за счет возможности поворота колонки и, следовательно, вектора тяги в пределах 360° [2, 3, 4].

Недостатком такой конструкции является плохая управляемость тягой гребного винта и негативными динамическими процессами в приводах при переходных процессах изменения скорости судна.

Частично указанного недостатка лишена конструкция пропульсивной системы с регулируемым шагом гребного винта [5], в которой регулирование шага осуществляется управляющей тягой, расположенной в полой части вала, и гидроцилиндром, шток которого кинематически связан с управляющей тягой при помощи рычага, связанного с управляющей тягой через серьгу.

Недостатком такой конструкции является сложность и большие габариты, что трудно реализовать в движительно-рулевых колонках.

Частично указанного недостатка лишена конструкция гребного винта с поворотными лопастями [6], являющаяся прототипом и содержащая вал со ступицей, размещенный на основании, поворотные лопасти, червячные редукторы, электродвигатели, причем роторы электродвигателей установлены симметрично по окружности ступицы и снабжены общим круговым статором.

Недостатком такой конструкции является её сложность, малая надёжность, связанная с большим количеством индивидуальных приводов на каждую лопасть, что, как известно, повышает вероятность выхода из строя в процессе эксплуатации.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является упрощение и повышение надёжности конструкции рулевых колонок с винтами регулируемого шага.

Это достигается тем, что привод выполнен в виде электродвигателя, через полый ротор которого и соосный с ним валопровод проходит невращающийся шток-толкатель ползуна кулисного механизма изменения шага лопасти, приводимый в движение посредством винтовой передачи и зубчатых зацеплений от отдельного привода механизма изменения шага.

На фиг. 1 показана конструкция движительно-рулевой колонки с механизмом изменения шага лопастей гребного винта, состоящая из корпуса 1, электродвигателя 2, ротор 3 которого жестко закреплен на валу гребного винта 4, ползуна 5 кулисного механизма, расположенного в ступице гребного винта 6 с имеющими возможность поворота вокруг своей оси лопастями 7, соединенного с ползуном, посредством подшипникового узла 8, шток-толкателя 9, резьбовой конец 10 которого зафиксирован от поворота муфтой 11 и образует винтовую (предпочтительнее роликовинтовую) передачу с гайкой 12, которая установлена в подшипниковом узле 13, закрепленном в корпусе колонки, гайка посредством зубчатого зацепления (редуктора) 14 соединена с электродвигателем 15, оснащенного нормально замкнутым тормозом 16, осевое перемещение штока-толкателя, а следовательно, и угол поворота лопастей отслеживается датчиком 17.

Работа механизма осуществляется следующим образом. При отключенном двигателе 15 и замкнутом тормозе 16 гайка 12 не вращается, соответственно шток-толкатель 9 в осевом направлении не перемещается, таким образом, шаг лопастей 7 фиксирован; при размыкании тормоза 16 и включении вращения двигателя 15 в прямом направлении гайка 12 начинает вращаться и двигает шток-толкатель 9 и связанный с ним ползун 5 вперед, уменьшая угол поворота (шаг) лопастей 7, при достижении требуемого угла поворота (шага) лопастей, определяемого датчиком 17, двигатель 15 отключается, а тормоз 16 замыкается; при необходимости увеличения угла поворота (шага) лопастей 7 двигатель 15 вращается в обратном направлении.

Предлагаемое техническое решение является новым: отличие от прототипа – применение в качестве привода электродвигателя, через полый ротор которого и соосный с ним валопровод проходит невращающийся шток-толкатель ползуна кулисного механизма изменения шага лопасти, приводимый в движение посредством винтовой передачи и зубчатых зацеплений от отдельного привода механизма изменения шага.

Источники информации:

1. Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Л.; «Судостроение», 1988, 360 с.;

2. Патент на полезную модель RU 114662;

3. www.roils-royce.com;

4. www.schottel.com;

5. Патент RU 2457147;

6. Патент RU 2387573.

Реферат

Полезная модель относится к пропульсивным системам судостроения, в частности к движительно-рулевым колонкам с винтом регулируемого шага. Движительно-рулевая колонка с винтом регулируемого шага состоит из корпуса, привода, валопровода, гребного винта с механизмом поворота его лопастей, приводимого в движение, проходящим через полый ротор электродвигателя и соосный с ним валопровод, невращающимся шток-толкателем ползуна кулисного механизма изменения шага лопасти, посредством винтовой передачи и зубчатых зацеплений от отдельного привода механизма изменения шага. 1 ил.

Формула

Движительно-рулевая колонка с винтом регулируемого шага, состоящая из корпуса, привода, валопровода, гребного винта с механизмом поворота его лопастей, отличающаяся тем, что в качестве привода применен электродвигатель, через полый ротор которого и соосный с ним валопровод проходит невращающийся шток-толкатель ползуна кулисного механизма изменения шага лопасти, приводимый в движение посредством винтовой передачи и зубчатых зацеплений от отдельного привода механизма изменения шага.

Авторы

Патентообладатели

СПК: B63H3/002

Публикация: 2018-07-05

Дата подачи заявки: 2018-03-16

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам