Код документа: RU169378U1
Изобретение относится к пропульсивным системам судостроения.
Известны традиционные конструкции пропульсивных систем, в которых движение судну задается с помощью винта, соединенного через валопровод с приводом [1].
Недостатком таких конструкций является плохая маневренность судна.
Частично такого недостатка лишена конструкция пропульсивной системы, в качестве которой выступает движительно-рулевая колонка с одним винтом, имеющая возможность обеспечить маневренность судна за счет возможности поворота колонки и, следовательно, вектора тяги в пределах 360° [2, 3, 4].
Недостатком такой конструкции является малая надежность при работе в тяжелых ледовых условиях.
Частично указанного недостатка лишена конструкция движительно-рулевой колонки с двумя винтами - тянущим и толкающим, закрепленными на одном валу [5, 6].
Недостатком такой конструкции является недостаточная надежность, связанная с взаимозависимостью винтов. Так, при возрастании нагрузки на один из винтов, второй, жестко с ним связанный, работает неэффективно из-за снижения числа оборотов. При заклинивании одного из винтов перестает вращаться и второй винт.
Частично указанного недостатка лишена конструкция движительно-рулевой колонки с двумя винтами - тянущим и толкающим, - закрепленными на двух соосных валах, передача моментов на которые от привода осуществляется через дифференциальный механизм, выбранная в качестве прототипа [7].
Недостатком такой конструкции являются большие габариты подводной части движительно-рулевой колонки, что приводит к большому лобовому сопротивлению и падению эффективной мощности.
Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является уменьшение габаритов подводной части движительно-рулевого комплекса, что позволит уменьшить лобовое сопротивление и повысить эффективную мощность движительно-рулевого комплекса.
Это достигается тем, что нижний редуктор выполнен второй ступенью верхнего редуктора с двумя потоками, а передача вращающего момента от выходных валов редуктора к каждому из валов с гребными винтами осуществляется через гибкие валы.
Предлагаемое техническое решение отличается от прототипа применением двухпоточной второй ступени редуктора и гибких валов, передающих вращающие моменты к каждому из валов с гребными винтами.
Предлагаемая конструкция представлена на фиг.1 и состоит из корпуса 1, привода 2, двухпоточной второй ступени редуктора 3, муфт предельного момента 4 и 5, гибких валов 6 и 7, вала 8 с тянущим винтом 9 и вала 10 с толкающим винтом 11.
Работа конструкции осуществляется следующим образом. Гибкие трансмиссионные валы 6 и 7 через муфты предельного момента 4 и 5 передают момент от выходных валов двухпоточной второй ступени редуктора 3 привода 2 на вал 8 с тянущим винтом 9 и на вал 10 с толкающим винтом 11.
Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет уменьшить габариты подводной части движительно-рулевой колонки, что позволит уменьшить лобовое сопротивление и повысить эффективную мощность движительно-рулевой колонки.
Источники информации
1. Гофман А.Д. Движительно-рулевой комплекс и маневрирование судна. Л.: Судостроение, 1988, 360 с.
2. Патент на полезную модель RU 114662.
3. www.rolls-royce.com.
4. www.schottel.com.
5. www.marine-solutions.de.
6. www.steerprop.com.
7. Патент на изобретение RU №2584634 от 25.12.2014.
Полезная модель относится к пропульсивным системам судостроения. Движительно-рулевая конка с гибким валом включает в себя корпус, привод, двухпоточную вторую ступень редуктора, муфты предельного момента, гибкие валы, вал с тянущим винтом и вал с толкающим винтом. Уменьшаются габариты подводной части движительно-рулевой колонки, уменьшается лобовое сопротивление и повышается эффективная мощность движительно-рулевой колонки.