Код документа: SU1119863A1
/
W
со 00 О5
со
Фи2..1Z
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к амфибийным транспортным средствам.
Известен амфибийный движитель, содержащий ведущее и направляющее колеса и опорные катки, охваченные гусеницей, и гребные лопатки, установленные с внешней стороны гусеницы 1.
Такая установка лопаток обеспечивает свободное перекатывание опорных и поддерживающих катков, однако этот движитель имеет ограниченные возможности при движении по суще из-за размещения гребных лопаток на внешней его стороне.
Известен также амфибийный движитель, содержащий ведущее и направляющее колеса и опорные катки, обхваченные гусеницей , и гребные лопаткн. установленные на внутренней стороне гусеницы и выполненные со скосами. Установка лопаток на внутренней стороне гусеницы обеспечивает ряд преимуществ перед установкой их на внещней стороне, так как имеется возможность на внещней стороне гусеницы разместить грунтозацепы, необходимые для движения по суще 2.
Однако при такой установке лопаток снижаются водоходные качества гусеницы, так как лопатки работают как против, так и по ходу гусениц.
Цель изобретения - повышение водоходных качеств двигателя.
Цель достигается тем, что в амфибийном движителе, содержащем ведущее и направляющее колеса и опорные катки, обхваченные гусеницей, и гребные лопатки, установленные на внутренней стороне гусеницы и выполненные со скосами, каждая гребная лопатка установлена под острым углом относительно плоскости гусеницы, прикреплена к последней с помощью горизонтального щарннра и снабжена противовесом, размещенным под тупым углом к лопатке внутри гусеницы.
На фиг. 1 схематично изображен амфибийный движитель, общий вид; на фиг. 2 подвижная лопатка, вид сбоку; на фиг. 3 то же, вид сверху; на фиг. 4 - то же, вид сзади.
Амфибийный движитель содержит гусеницу 1, охватывающую ведущее 2 и ведомое 3 колеса, а также опорные катки 4.
На внутренней стороне гусеницы закреплены с помощью болтов 5, крепящих поперечину 6 к резинотканевому элементу 7, кронщтейны 8, на оси 9 которых устанавливаются лопатки 10, снабженные противовесами 11 и втулками ,12. Каждая выполнена как одно целое с противовесом и втулкой , лопатка выполнена фигурной, установлена под острым углом к поверхности гусеницы и имеет скос, выполненный так, что набегающий поток отбрасывается наружу.
Для быстрой установки и снятия лопатки крепленне ее осуществляется с помощью оси 9, которая имеет замок 13 и пружину 14.
Движитель работает следующим образом .
При вращении гусеницы 1 в воде и при нахождении лопатки 10 на нижней ветви на нее действуют силы и моменты, которые устанавливают лопатку в рабочее положение (фиг. 2) и лопатка создает дополнительную гидравлическую силу (упор) нижней ветви .
При нахождении лопатки 10 на верхней ветви противовес 11 устанавливает лопатку в нерабочее положение, тем самым обеспечивая обтекание ее водой, что снижает сопротивление движению лопатки, а в целом и верхней гусеничной ветви.
При наличии на каждом гусеничном обводе 5-6 активных лопаток такой конструкции обеспечивается повышение скорости движения транспортного средства на плаву примерно на 25/о.
АМФИБИЙНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ, содержащий ведущее и направляющее колеса и опорные катки, обхваченные гусеницей , и гребные лопатки, установленные на внутренней стороне гусеницы и выполненные со скосами, отличающийся тем, что, с целью повышения водоходных качеств, каждая гребная лопатка установлена под острым углом относительно плоскости гусеницы, прикреплена к последней с помощью горизонтального шарнира и снабжена противовесом , размешенный под тупым углом к лопатке внутри гусеницы.