Код документа: RU2084968C1
Изобретение относится к средствам корабельной звукоизоляции, применяемой, например, на рыболовецких судах во избежание распугивания ловимой рыбы шумом работающих корабельных механизмов (установленных в машинном отделении двигателей, оборудования и т.п.), и, что значительно важнее, на боевых кораблях с целью затруднения их шумопеленгации и уничтожения акустическими самонаводящимися минами и торпедами противника.
Известна конструкция корпуса кораблей и судов, при которой они имеют двойное дно и двойные борта, например для целей повышения живучести, причем как наружное, так и внутреннее (второе) дно или борта являются герметичными и водонепроницаемыми, при этом элементы набора корпуса, расположенные в междудонном пространстве флоры, переходящие в шпангоуты, и стрингеры, также являются герметичными и водонепроницаемыми и делят указанное междудонное пространство на отсеки (коффердамы), которые используются для хранения жидкого топлива, котельной и питьевой воды, смазочных масел (Суворов Н.С. Иванов В. Д. Федоров В. П. Современные боевые корабли. М. Из-во ДОСААФ СССР, 1978, с. 110).
Известно устройство для препятствования распространения шума от работающих механизмов судна или корабля через его корпус в воду в виде шумоизолирующего коффердама, представляющего собой двустенную конструкцию с воздушным пространством между стенками (Справочник по судовой акустике, под ред. Клюкина И.И. и Боголепова И.И. Л. Судостроение, 1978 с. 315-323). Его основным недостатком является низкая звукоизолирующая способность, обусловленная наличием воздушного пространства с атмосферным давлением в нем. Безусловно, в этом пространстве звук ослабляется некоторым образом за счет поглощения и рассеяния на молекулах воздуха, однако, он, как и все другие газы, является средой, проводящей звук, что и влечет за собой низкую звукоизолирующую способность такого коффердама.
Прототипом
изобретения является
шумоизолирующий коффердам судна, содержащей герметичный отсек, ограниченный непроницаемыми стенками [1]
Данный коффердам имеет тот же недостаток, что и отмеченные выше
устройства, и, кроме
того, сложен и неудобен при пользовании за счет возможного отсутствия съемного пола в машинном отделении корабля. Для доступа людей внутрь, например, для ремонта, можно
предусмотреть люки и горловины
и т.п. а возможность уменьшить звукоизолирующую способность за счет разборки одной из стенок коффердама практически не имеет никакого значения, т.к. это только ухудшает
и без того низкие акустические
характеристики корабля, оснащенного такими коффердамами. Отсутствует также взаимосвязь между живучестью корабля и его съемным полом.
Техническим результатом от использования изобретения является обеспечение максимальной звукоизолирующей способности корпуса судна в сочетании с обеспечением требований его живучести и наиболее рационального использования имеющихся в наличии конструктивных элементов.
Данный результат достигается за счет того, что в шумоизолирующем коффердаме, содержащем герметичный отсек, ограниченный непроницаемыми стенками, одна из стенок отсека совмещена с обшивкой наружного дна или борта судна, имеющего двойное дно или борта, другая стенка совмещена с обшивкой внутреннего дна или борта судна и имеет люк с герметично закатываемой крышкой для доступа людей внутрь отсека и клапан для вакуумирования, совмещенный с приемником для забора воды судовой аварийной водоотливной системы, остальные стенки отсека совмещены с флорами или шпангоутами и стрингерами в междудонном или междубортном пространстве судна, причем внутри отсека поддерживается средний вакуум, т. е. соблюдается условие l≥d, где d наименьшее расстояние между наружным и внутренним дном или бортом, м; l длина свободного пробега молекул, м.
Изобретение поясняется чертежом.
Шумоизолирующий коффердам содержит стенки, совмещенные с обшивкой наружного дна или борта 1, флорами (поперечными днищевыми балками) 2, или шпангоутами 3, а также со стрингерами (продольными балками) 4 с обшивкой внутреннего дна или борта 5, вакуумированное междудонное пространство 6, на обшивке 5 размещен люк для доступа людей внутрь коффердама 7, герметически закрываемый крышкой 8, и клапан для вакуумирования, совмещенный с приемником для забора воды судовой аварийной водоотливной системы 9.
Устройство работает следующим образом.
При работе источника шума внутри судна (двигателя и т.п.) звуковые волны распространяются от него в толще внутреннего дна или борта 5. Однако, войдя в междонное пространство 6, они затухают из-за отсутствия в нем частиц упругой среды, способных проводить звук. Таким образом предотвращается передача шума от обшивки наружного дна или борта 1 в воду.
Изобретение может быть применено практически на любом корабле или судне, снабженном двойным дном, корпус которого обладает необходимым запасом прочности.
Использование: для корабельной звукоизоляции. Сущность изобретения: устройство содержит отсек с непроницаемыми стенками, причем одна из стенок совмещена с обшивкой наружного дна или борта судна, имеющего двойное дно, другая - с обшивкой внутреннего дна или борта и имеет люк для доступа людей внутрь отсека, герметически закрываемый крышкой, и клапан для вакуумирования, совмещенный с приемником для забора судовой аварийной водоотливной системы, остальные стенки отсека совмещены с флорами или шпангоутами и стрингерами, причем в межудонном пространстве поддерживается средний вакуум. 1ил.