Код документа: RU2670348C2
Изобретение относится к области судостроения, более конкретно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки (ПЛ) в обеспечение спасения экипажа ПЛ в случае аварии.
Известны:
- камера спасательная всплывающая (КСВ) (Романов Д.А., Трагедия подводной лодки «Комсомолец», Издательство Русского Христианского Гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1995 г. стр. 166-189).
- Государственный военный стандарт ГОСТ РВ 4220-001-2008 камеры спасательные всплывающие. Общие технические требования.
Камера состоит из прочного корпуса с верхним и нижним входными люками и устройством для крепления КСВ к специальной комингс-площадке ПЛ.
Внутри КСВ размещены сиденья для спасаемого личного состава, все необходимые средства жизнеобеспечения (средства регенерации и вентиляции, освещение, одежда, приборы, радиостанция, питание и др.).
Недостатком данной КСВ является невозможность управляемого снижения избыточного давления по режимам декомпрессии, необходимой в случаях, когда личный состав, покидающий аварийную ПЛ в КСВ, подвергся повышенному давлению. Для снятия давления в КСВ на верхнем входном люке предусмотрен клапан, возможности которого не обеспечивают требуемые скорости снижения давления по режимам декомпрессии.
Единственное практическое использование КСВ при аварии ПЛ «Комсомолец» показало, что всплытие КСВ на поверхность с избыточным давлением весьма вероятно. Отсутствие блокирующего устройства, не позволяющего открыть верхнюю входную крышку КСВ при избыточном давлении в камере, а также отсутствие системы управляющего снижения давления в камере привело к трагическим последствиям.
Для предотвращения декомпрессионной болезни личного состава сброс давления с камеры должен производиться по таблицам декомпрессии и быть управляемым. Должны быть обеспечены:
- скорость снижения давления при переходе на следующий шаг (давление) декомпрессии;
- время выдержки на остановке.
Снижение давления может осуществлять только личный состав, находящийся в камере, который оказался там после борьбы за живучесть ПЛ с большой вероятностью в физически и морально подавленном состоянии. Эти обстоятельства устанавливают дополнительные требования к КСВ по простоте и надежности безопасного сброса давления.
Известны технические решения (схемы) по осуществлению сброса давления с отсеков подводных лодок или глубоководных аппаратов, когда на прочные корпуса отсеков устанавливаются бортовые клапаны с трубопроводами снаружи и внутри отсека. Однако в этих схемах даже с регулятором расхода воздуха не исключается пропуск очередного шага декомпрессии.
Целью изобретения является увеличение эффективности использования КСВ за счет установки специальной системы управляемого снижения давления.
Схема системы представлена на фиг. 1.
В состав системы входит 1 бортовой клапан, 2 клапан запорный (второй запор), 3 регулятор расхода воздуха, 4 устройство с регулятором давления следующего шага декомпрессии, 5 - клапан подачи воздуха на продувку бортового клапана. Для предотвращения попадания воды в трубопровод предусмотрен невозвратный клапан 6.
На крышке верхнего люка должно быть установлено блокирующее устройство 7, не позволяющее открыть верхнюю входную крышку КСВ при избыточном давлении в камере.
Таблицей декомпрессии установлены два типа шагов:
- первый - с большим перепадом давления пять и более метров водяного столба;
- последующие - с шагом 2 метра.
Устройство 4 перекрывает выход воздуха из КСВ после снижения давления в ней на два метра, блокируя тем самым неправильные действия оператора и не позволяя пропустить следующую ступень.
После всплытия КСВ на поверхность система работает следующим образом:
- открывается вручную клапан 1;
- открывается клапан 5 и подается воздух от системы сжатого воздуха КСВ на продувку бортового клапана;
- регулятор расхода 3 устанавливается на необходимый для данного давления в камере расход;
- на устройстве 4 устанавливается вручную давление первого шага декомпрессии;
- устройство 4 вручную открывается и происходит снижение давления в камере. При достижении давления следующей ступени, устройство автоматически закрывается;
- закрывается клапан 2;
- в течение выдержки на ступени декомпрессии регулятор расхода вновь устанавливается на необходимый для данного давления в камере расход и открывается устройство 4, настроенное на давление следующего шага (с разницей 2 метра), давление сбрасывается до заданного, устройство 4 автоматически закрывается.
- процедура повторяется до выравнивания давления в КСВ с внешним.
После выравнивания давления снимается блокировка открытия верхней крышки.
Изобретение относится к области судостроения, а именно к аварийно-спасательному оборудованию подводной лодки в обеспечение спасения экипажа в случае аварии. Камера спасательная всплывающая (КСВ) для подводной лодки представляет собой прочный корпус с верхним и нижним входными люками и устройством для крепления КСВ к комингс-площадке подводной лодки с бортовым клапаном и трубопроводами внутри и снаружи КСВ и с автоматичеким регулятором расхода воздуха системы снижения давления. Между регулятором расхода и бортовым клапаном установлено устройство с регулятором давления следующего шага декомпрессии, автоматически закрывающееся при достижении КСВ давления следующего шага декомпрессии. Достигается безопасное снижение давления в КСВ после всплытия камеры на поверхность. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Камера спасательная всплывающая