Код документа: RU184339U1
Полезная модель устройства обеспечения работы дизеля, размещаемого на подводном объекте, относится к вспомогательным судовым системам, в частности к системам подачи воздуха к дизелю (в общем случае тепловому двигателю), расположенному на его подводном носителе с приповерхностного слоя над водой.
В подводном кораблестроении широко известно и принято авторами за прототип РДП - устройство, обеспечивающее работу дизеля под водой установленного на дизель-электрической подводной лодке (ПЛ) при ее нахождении на перископной глубине путем забора воздуха к нему через выдвижную шахту и выброса отработанных газов в воду через специальный газопровод (см. Военно-морской энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Куроедова. М.: Воениздат, 2003). Такое устройство приемлемо до глубин порядка 20 м и не может применяться на больших глубинах вследствие сложности реализации выдвижной шахты на движущейся ПЛ.
Технический результат предлагаемого устройства заключается в увеличении длительности обеспечения, при необходимости, малого движущегося автономно подводного объекта достаточной для этого энергией, а также внешней связи с управляющим Центром.
Технический результат достигается установкой на подводном объекте дизеля необходимой мощности с эпизодически подзаряжаемым бортовым источником электроэнергии и устройства обеспечения работы дизеля под водой, содержащего клапанное устройство забора воздуха из его приповерхностного слоя над водой, трубопровод подачи воздуха к двигателю, установленному на его подводном носителе, газопровод с невозвратным клапаном выброса выхлопных газов двигателя в воду, причем клапанное устройство снабжено системой наддува воздуха с блоком сепарации воды, которая включает вентилятор с электроприводом, при этом клапанное устройство забора воздуха и его система наддува размещены на плавучем понтоне, оснащенном антеннами связи подводного носителя дизеля с внешними абонентами, трубопровод подачи воздуха выполнен в виде гибкого шланга с упрочняющей металлической арматурой, металлическая арматура использована в качестве кабеля подачи электропитания к приводу вентилятора дизеля с антеннами внешней связи на плавучем понтоне, трубопровод подачи воздуха с обои концов оснащен быстроразъемными соединениями с подводным носителем дизеля и плавучим понтоном, совмещенными с размыкателями электропитания и проводной связи с антеннами внешней связи.
Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежами:
фиг. 1 - концептуальное техническое решение системы обеспечения работы дизеля на подводном объекте;
фиг. 2 - схема состава и функционально-логических связей элементов блока системы обеспечения работы дизеля под водой, размещаемого на подводном объекте.
На фигуре 1 схематично изображен автономный мобильный подводный объект 1 с встроенным в его корпус блоком 2 системы обеспечения работы дизеля под водой гибким трубопроводом 3 подачи воздуха к дизелю быстроразъемными соединениями 4, связанным с буксируемым плавучим понтоном 5, на котором помещены воздухозаборная с невозвратным клапаном коробка 6, воздухонагнетатель 7, совмещенный с вихревым водоотделителем и приводимый во вращение электроприводом 8. На коробке жестко установлена аппаратура 9 с антеннами 10 и 11 космической и радиорелейной связи.
Буксируемый понтон 5 оснащен дистанционно работающим рулевым устройством 12, флажком 13 и проблесковым маячком 14.
На фигуре 2 показан блок 2, разделенный на две внутренние камеры: приемную 15 с водоотделителем 16 и выпускную 17, включающий компрессор 18 с приводным электродвигателем 19. Выходной патрубок 20 в приемную камеру 15 быстроразъемным соединителем 4 соединен с трубопроводом 3. Гибкий трубопровод 3 из эластичного практика для прочности армирован металлическими токоприемниками 24, 25 и проводниками 23, 24. Патрубок 21 выпускной камеры 17 снабжен невозвратным клапаном 27, установленном на выходном патрубке компрессора 18. Для сброса отработанных газов из патрубка 21 в воду предусмотрен рассекатель 28. На расположенном внутри камеры 15 входном патрубке 20 расположено контактно-распределительное устройство 25 с штекерным разъединителем 26 для его подключения к электросистемам связи 28 подводного объекта 1 (фиг. 1) с антеннами 10 и 11 космической и радиорелейной связи, а также с проблесковым маячком 14. Токопровод 23 обеспечивает подачу энергии к электродвигателю 8, а токопровод 24 - управление рулями 12.
Быстроразъемные соединения 4 совмещены с герметичными электроразъемами фишек токопроводов 23 и 24, а также проводников 25 и 26.
Устройство обеспечения работы дизеля под водой работает следующим образом.
Во время спуска подводного объекта 1 (фиг. 1) в воду к нему с помощью быстроразъемного соединения 4 подсоединяют трубопровод 3, связанный с плавучим понтоном 5, который затем также переводят в воду. Далее радиорелейно управляемый подводный объект 1 функционирует автономно, буксируя понтон 5 по поверхности акватории, который служит визуальным ориентиром местонахождения подводного объекта 1.
По сигналу от антенн 9 или 10 внешней связи, транслируемому по проводникам 23 и 24 через контактно-распределительное устройство 24 и штекерный разъединитель 25 к бортовому не показанному на фигурах 1 и 2 управляющему блоку, с помощью которого одновременно с включением в работу на подводном объекте 1 дизеля на плавучем понтоне 5 от его бортового энергоблока по токопроводу 24 (фиг. 2) подают питание на электродвигатель 8. Воздухонагнетатель 7 из клапанной коробки 6 нагнетает сепарированный от воды атмосферный воздух в трубопровод 3, который поступает по патрубку 20 (фиг. 2) в приемную камеру 15 с водоотделителем 16 образуемого при расширении воздуха конденсата. Из камеры 15 воздух транспортируется к дизелю.
Отработанные газы от не показанного на фигурах выхлопного патрубка дизеля поступают к компрессору 18, работающего от электродвигателя 19. Под повышенным давлением они через невозвратный клапан 27 и патрубок 21 сбрасываются в воду с использованием рассекателя 28.
Для исключения столкновения плавучего понтона с какими-либо плавающими предметами предусмотрена возможность управления им по курсу с помощью рулевого устройства 12, питаемого со стороны энергоблока подводного объекта 1 по проводнику 24 трубопровода 3.
Предлагаемая система обеспечения работы дизеля / теплового двигателя под водой может применяться для периодического энергообеспечения автономных электроисточников питания и для стационарных платформ, например, устанавливаемых на грунте шельфа подо льдом.
Таким образом, достигается увеличение глубины, на которой может работать бортовой дизель.
Полезная модель устройства обеспечения работы дизеля, размещаемого на подводном объекте, относится к вспомогательным судовым системам, в частности к системам подачи воздуха к дизелю (в общем случае тепловому двигателю), расположенному на его подводном носителе, с приповерхностного слоя над водой и содержит клапанное устройство забора воздуха, включающее вентилятор наддува и блок сепарации воды, которое размещено на плавучем понтоне, трубопровод для воздуха в виде гибкого шланга с упрочняющей токопроводящей металлической арматурой, оснащенного по концам быстроразъемными соединениями, совмещенными с размыкателями электропитания и проводной связи с антеннами, а газопровод выхлопных газов оснащен компрессором и невозвратным клапаном.Техническим результатом предлагаемого устройства является увеличение длительности работы под водой любого движущегося автономно подводного объекта с дизелем за счет обеспечения достаточной для этого энергией и внешней связи с управляющим Центром.