Код документа: RU2721816C2
Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности, к устройствам для подъема затонувших подводных лодок, устанавливаемым в люках подводных лодок.
Известно закладное устройство для подъема затонувших подводных лодок, закрепляемое за комингс люка подводной лодки. Устройство содержит механизм передачи подъемного усилия, выполненный в виде веретена, на верхнем конце которого закреплена серьга с судоподъемными скобами, механизм закрепления устройства в люке подводной лодки, выполненный в виде поперечины, установленной с возможностью поворота на оси, расположенной на нижнем конце механизма передачи подъемного усилия, и приспособление для фиксации поперечины в комингсе люка подводной лодки, выполненное в виде стропа и фиксатора, см., например, закладное устройство для спасательных люков пл, описанное в «Альбоме типовых технологических карт выполнения такелажных и водолазных работ при судоподъеме с малых глубин», Ломоносов, в.ч. 20914, 1999.
Данное устройство может использоваться только для вертикально расположенных комингсов люков, количество которых на корпусе подводной лодки ограничено, т.е. оно имеет ограничение по применению и количеству устанавливаемых на корпусе затонувшей пл ответных частей (люков), что не решает вопрос подъема затопленной подводной лодки с полностью затопленными отсеками.
Известно закладное устройство для подъема затонувших подводных лодок, содержащее механизм закрепления устройства в комингсе люка подводной лодки, механизм передачи подъемного усилия, приспособление для фиксации этого механизма в комингсе люка подводной лодки и механизм закрепления устройства в комингсе люка подводной лодки, выполненного в виде подкрепленного изнутри полого цилиндра, имеющего на одном конце основание с установленным посадочным гнездом для патрона, в который заделан конец подъемного стропа, являющегося механизмом передачи подъемного усилия, а на другом - прорези для установки крючковых болтов, пропущенных через соосные с прорезями отверстия в основании цилиндра, причем ширина цилиндра больше ширины комингса люка, см. например, заявка №2007139665 от 25.10.2007 г., принятое за прототип.
Выполнение механизма закрепления устройства в комингсе люка подводной лодки в виде подкрепленного изнутри полого цилиндра, имеющего на одном конце основание с установленным на нем посадочным гнездом, обеспечивает возможность использовать для подъема подводной лодки, имеющиеся на ней горизонтальные комингсы люков.
Выполнение механизма передачи подъемного усилия в виде подъемного стропа с заделанными в патроны концами обеспечивает возможность его исполнения разной длины, что позволяет использовать механизм для подъема подводных лодок в большом диапазоне глубин нахождения на грунте различными грузоподъемными средствами (плавучими кранами, судоподъемными понтонами и т.д.).
Выполнение цилиндра большей ширины, чем ширина люка обеспечивает более надежное удержание устройства в комингсе люка подводной лодки при приложении подъемных усилий.
Наличие прорезей на одном из концов цилиндра и соосных с ними отверстий на основании цилиндра упрощает закрепление устройства в комингсе люка подводной лодки при отсутствии подъемных усилий.
Однако, принятое в качестве прототипа устройство имеет большую массу, которая затрудняет водолазу работу с ним, а наличие прорези в посадочном гнезде при приложении нагрузки на подъемный строп приводит к появлению в посадочном гнезде усилий на излом, и, как следствие, к выходу посадочного гнезда из строя и выпадению патрона из него.
Задачей изобретения является повышение надежности работы устройства для подъема затонувших подводных лодок и улучшение условий работы с ним.
Задача решается тем, что в известном устройстве, содержащем механизм закрепления устройства в комингсе люка подводной лодки, выполненный в виде подкрепленного изнутри полого цилиндра, имеющего на одном конце основание, с установленным посадочным гнездом для патрона, в который заделан конец подъемного стропа, являющегося механизмом передачи подъемного усилия, а на другом - прорези для установки крючковых болтов, пропущенных через соосные с прорезями отверстия в основании цилиндра, причем ширина цилиндра больше ширины комингса люка, механизм передачи подъемного усилия, отличающееся тем, что полый цилиндр снабжен плавучестью, установленной внутри него, а посадочное гнездо для патрона снабжено крепежными элементами.
Наличие плавучести в полом цилиндре уменьшает массу устройства под водой, а наличие в посадочном гнезде крепежных элементов, исключает появление в нем направленных на излом нагрузок. Все это обеспечивает выполнение задач изобретения.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства для подъема затонувшей подводной лодки.
На фиг. 2 изображен общий вид устройства для подъема затонувшей подводной лодки на виде спереди.
На фиг. 3 изображен общий вид устройства для подъема затонувшей подводной лодки на виде сзади.
На фиг. 4 изображено устройство для подъема затонувшей подводной лодки, установленное в горизонтальном комингсе люка подводной лодки.
На фиг. 5 изображено устройство для подъема затонувшей подводной лодки в работе.
Устройство для подъема затонувших подводных лодок состоит из цилиндра 1, с подкреплением изнутри 2. Диаметр цилиндра соответствует диаметру комингса 3 люка подводной лодки, а его ширина больше ширины комингса люка. На торце цилиндра, обращенного внутрь корпуса подводной лодки, выполнены прорези 4, а на противоположном торце закреплено основание 5, в котором на продольных и поперечных стойках 6 и 7, а также вертикальной стенке 8 смонтировано посадочное гнездо 9 для патрона 10 конца стропа 11. В вертикальной стенке 8 выполнена прорезь 12 для каната стропа 11, а в основании 5 - отверстия 13, соосные с прорезями 4. В продольных стойках 6 выполнены отверстия 14 для фиксатора 15. Внутри цилиндра закреплена плавучесть 16, в посадочном гнезде 9 поперек прорези 12 установлены крепежные элементы 17, а отверстиях 13 - крючковые болты 18.
Устройство используется следующим образом:
После принятия решения о подъеме затонувшей подводной лодки с использованием предлагаемого устройства, разработки проекта на проведение работ по подъему, а также прибытия всех назначенных сил и средств в район работ производится спуск водолаза на затонувшую подводную лодку в район освободившейся шахты КСВ для закрепления в ней направляющего проводника и обследования состояния люков 3. Если люки закрыты, то водолаз открывает их и закрепляет крышки полностью открытыми. В это время на палубе обеспечивающего судна производится подготовка устройства к спуску на затонувшую лодку. Подготовка устройства заключается в установке крючковых болтов 18 в отверстия 13, закреплении на устройстве фиксатора 15 и присоединении устройства к направляющему проводнику. Затем по проводнику подготовленное к установке устройство опускают в шахту КСВ подводной лодки. После того, как устройство будет опущено в шахту КСВ водолаз вставляет его в один из комингсов 3 люков и заталкивает его до полного контакта основания 5 с ребордой комингса люка. После достижения контакта водолаз проталкивает крючковые болты внутрь цилиндра, вставляет крючки болтов в прорези 4 и производит предварительное закрепление устройства в комингсе люка 3. Установка устройства в другой комингс люка шахты КСВ выполняется аналогично. После установки устройств в комингсах люков шахты КСВ с плавкрана производится спуск к подводной лодке стропов 11, закрепленных на траверсе 19, к которой закреплен грузовой канат 20, навешенный на гак 21 плавкрана. Когда стропы 11 опустятся в шахту КСВ, водолаз заводит один из стропов в прорезь 12 и дает команду наверх о приложении небольшой нагрузки на строп до того момента, пока патрон 9 полностью войдет в гнездо 8. Затем, вставив фиксатор 14 в отверстия 13, водолаз производит фиксацию патрона в гнезде, после чего устанавливает крепежные элементы 17 в отверстия посадочного гнезда и закрепляет их там. После этого дает команду наверх о снятии нагрузки и производит окончательное закрепление устройства в комингсе люка путем закручивания до упора гаек крючковых болтов 18. Закрепление другого стропа и устройства водолаз выполняет аналогично. После закрепления устройств в комингсах люков шахты КСВ на гак плавкрана дается нагрузка, соответствующая грузоподъемности устройства, и приложением подъемных усилий к другим подъемным устройствам, установленным на подводной лодке согласно проекту подъема, производится ее подъем на поверхность.
Технико-экономические преимущества предложенного устройства по сравнению с закладным устройством, описанном в заявке на изобретение №2007139665 от 25.10.2007 г., принятым за базовый объект и прототип, заключаются в повышении надежности работы устройства и улучшении условий работы с ним.
Изобретение находится на стадии выполнения исследовательских и конструкторских проработок технического предложения.
Источники информации:
1. Альбоме типовых технологических карт выполнения такелажных и водолазных работ при судоподъеме с малых глубин», Ломоносов, в.ч. 20914, 1999.
2. Заявка на изобретение №2007139665 от 25.10.2007 г.
Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших подводных лодок. Предложено устройство для подъема затонувшей подводной лодки, содержащее механизм закрепления устройства в комингсе люка подводной лодки, выполненный в виде подкрепленного изнутри полого цилиндра, имеющего на одном конце основание с установленным посадочным гнездом для патрона, в котором заделан конец подъемного стропа, являющегося механизмом передачи подъемного усилия, а на другом - прорези для установки крючковых болтов, пропущенных через соосные с прорезями отверстия в основании цилиндра, причем ширина цилиндра больше ширины комингса люка, при этом полый цилиндр снабжен плавучестью, установленной внутри него, а посадочное гнездо для патрона снабжено крепежными элементами. Обеспечивается повышение надежности работы устройства и улучшение условий работы с ним. 5 ил.