Код документа: RU2657618C1
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для транспортировки объектов по внутренним водным путям, под мостами, эстакадами и мелководью.
Известна система для транспортировки объектов, включающая транспортируемый объект, подъемно-транспортные понтоны, содержащие корпус, выполненный в форме полутрапеции и разделенный на отсеки, сообщающиеся между собой в нижней части через шпигаты в поперечных переборках, воздушные ящики, строповые ниши, системы затопления и продувки понтонов, приспособления для закрепления понтонов у борта объекта, и их найтовки, опорные подушки, выполненные по форме корпуса объекта, кронштейны и балки, укладываемые на палубе поперек объекта и закрепленные стропами, пропущенными под днищем объекта, см., например, систему, описанную в книге Э.Р. Гольдина, В.П. Козлова, Ф.П. Челышева. Подводно-технические и судоподъемные аварийно-спасательные работы. - М.: Транспорт. - 1990, с. 191-194.
В данной системе обеспечена возможность изменения осадки системы объект-понтоны при прохождении шлюзов и под мостами; упрощена технология закрепления понтонов и опорных подушек к корпусу транспортируемого объекта, но из-за некоторого удлинения стропов может происходить их смещение по вертикали. Такое явление возникает за счет выборки остаточной слабины стропов, происходящей при обжатии деревянной обшивки, клиньев, подкладных брусьев во время наращивания подъемной силы понтона до расчетного значения. Ввиду этого требуется выполнение постоянного контроля над положением понтонов и опорных подушек при переводе объекта на всем маршруте перехода. Это приводит к снижению надежности, увеличению времени транспортировки и ее стоимости.
Известна система для транспортировки объектов, содержащая транспортируемый объект, на корпусе которого смонтированы крепежные узлы, подъемно-транспортные понтоны, включающие корпус, разделенный на балластные отсеки, сообщающиеся между собой в нижней части через шпигаты в поперечных переборках, воздушные ящики, строповые ниши, систему затопления и продувки балластных отсеков, приспособления для закрепления понтонов у борта объекта, набор со сменными шпангоутами, форма которых соответствует обводам объекта в месте контакта каждого понтона с объектом, и узлы крепления, взаимодействующие при формировании системы с крепежными узлами, установленными на корпусе объекта, стропы для прижатия понтонов к корпусу объекта, см., например, систему по заявке на изобретение №2015114132 от 16.04.2015 г., принятую за прототип.
Система обеспечивает плотное прилегание понтонов к корпусу транспортируемого объекта и возможность многократного использования понтона независимо от обводов объекта, а также надежное закрепление каждого понтона у борта объекта, что повышает эксплуатационную безопасность системы при изменении ее осадки при прохождение мелководных участков, шлюзов и под мостами.
При всех достоинствах известной системы для транспортировки объектов возможно повреждение корпуса объекта в результате трения стропов, обтянутых вокруг него. Из-за возможных ошибок в установке крепежных узлов на корпусе объекта не будет достигнуто нужное положение понтонов у корпуса объекта, т.е. не будет достигнута требуемая осадка системы и тем самым не будет обеспечено безопасное транспортирование системы объект-понтоны по мелководью и под мостами. Кроме того, просвет между понтонами во время движения системы увеличивает ее сопротивление набегающему потоку воды, в результате чего увеличивается мощность буксира и расход топлива.
Задачей изобретения является повышение сохранности, безопасности системы при транспортировке по внутренним водным путям и экономичности.
Задача решается тем, что в известной системе для транспортировки объектов, содержащей транспортируемый объект, на корпусе которого смонтированы крепежные узлы, подъемные стропы, подъемно-транспортные понтоны, включающие корпус, на котором установлены приспособления для закрепления понтонов у борта объекта, набор со сменными шпангоутами, форма которых соответствует обводам объекта в месте контакта каждого понтона с объектом, узлы крепления, взаимодействующие при формировании системы с крепежными узлами, установленными на корпусе объекта, стропы для прижатия понтонов к корпусу объекта, система снабжена двойными обухами, установленными на корпусе объекта, полотенцами для укладки на них подъемных стропов при монтаже системы объект-понтоны, концы которых снабжены обухами, взаимодействующими с двойными обухами через приспособление для обтяжки полотенец, крепежные узлы на корпусе объекта установлены таким образом, чтобы соблюдались условия обеспечения минимальной осадки при транспортировке объекта по мелководью и увеличения осадки при прохождении системы объект-понтоны под неразводными мостами, а между оконечностями понтонов с их внешних сторон установлены вставки, закрывающие пространство между понтонами.
Указанные отличительные признаки исключают повреждения корпуса и обеспечивают безопасное транспортирование объекта по внутренним водным путям.
На фиг. 1 изображена система объект-понтоны в сборе, готовая к транспортировке.
На фиг. 2 изображен вид понтона сверху.
На фиг. 3 показан узел крепления понтона системы к корпусу транспортируемого объекта.
На фиг. 4 показан узел крепления на корпусе транспортируемого объекта.
На фиг. 5 показана схема соединения узел крепления понтона и узла крепления объекта.
На фиг. 6 показан узел закрепления полотенца на корпусе транспортируемого объекта.
На фиг. 7 показана схема остропки подъемно-транспортного понтона к корпусу транспортируемого объекта в сборе.
Система для транспортировки объектов включает объект 1 и подъемно-транспортные понтоны 2.
На корпусе понтона 2 в зоне его контакта с транспортируемым объектом установлен набор 3 со сменными шпангоутами 4, форма которых соответствует лекальной поверхности корпуса транспортируемого объекта в районе установки понтона. На палубе понтона установлены обухи 5 для закрепления прижимных стропов 6, узлы крепления 7 для закрепления на понтоне подъемных стропов 8, узлы крепления 9 для прикрепления понтона к корпусу транспортируемого объекта 1.
На корпусе транспортируемого объекта 1 на требуемых проектом шпангоутах закреплены узлы крепления 10, а также двойные обухи 11. Вокруг корпуса объекта 1 проложены полотенца 12, на концах которых установлены обухи 13, с помощью которых через приспособления 14 для обтяжки полотенец 12 последние взаимодействуют с двойными обухами 11.
Подготовка системы к транспортировке выполняется следующим образом.
На корпусе транспортируемого объекта 1 закрепляют двойные обухи 11, к которым подсоединяют приспособления для обтяжки 14. Затем к обухам 13 полотенец 12 с помощью скоб 15 присоединяют проводник 16 и протаскивают полотенца 12 под корпусом объекта 1. После протаскивания концы полотенец 12 закрепляют в приспособлениях 14 и обтягивают втугую с помощью приспособлений 14.
После этого к корпусу объекта 1 прикрепляют узлы крепления 9 понтона.
Затем понтон 2 подводят к корпусу объекта 1, подтапливают его до тех пор, пока его палуба не будет находиться на уровне узла крепления 10 на корпусе объекта 1. После этого стыкуют узлы 9 и 10 и соединяют между собой. Аналогично производится установка понтона 2 с другого борта объекта 1.
После установки первой пары понтонов 2 с помощью проводников протаскивают подъемные стропы 8 и закрепляют их в узлах крепления 7. Затем с помощью проводников под системой «объект-понтоны» заводят прижимные стропы 6 и закрепляют их втугую в узлах крепления 5. После этого обтягивают подъемные стропы 8 и с помощью известных приспособлений втугую закрепляют в узлах крепления 7.
Эта операции повторяются и с другими парами понтонов 2 системы.
После этого выполняется продольная найтовка всех понтонов, а между понтонами 2 устанавливают вставки 17.
Система готова к проводке.
При прохождении системы на низкой воде и под мостами изменение ее осадки осуществляют путем заполнения (или осушения) балластных отсеков понтонов 2. В случае если не удается придать нужную осадку при проходе под мостами, дополнительно заполняют их воздушные ящики.
Технико-экономическое преимущество предложенной системы для проводки объекта по сравнению с известной системой по заявке на изобретение №2015114132 от 16.04.2015 г., принятой за прототип, заключается в повышении сохранности системы, обеспечении безопасного транспортирования объекта по внутренним водным путям под низко расположенными неразводными мостами, а также повышении экономичности за счет снижения буксировочного сопротивления.
В настоящее время изготовлены и испытаны все элементы системы, произведена сборка и испытания системы, выполнено транспортирование негабаритного объекта по внутренним водным путям от г. Зеленодольска до г. Санкт-Петербурга.
Изобретение относится к водному транспорту и касается проводки объектов по внутренним водным путям. Предложена система для транспортировки объектов, содержащая транспортируемый объект, на корпусе которого смонтированы крепежные узлы, подъемные стропы, подъемно-транспортные понтоны, включающие корпус, на котором установлены приспособления для закрепления понтонов у борта объекта, набор со сменными шпангоутами, форма которых соответствует обводам объекта в месте контакта каждого понтона с объектом, узлы крепления, взаимодействующие при формировании системы с крепежными узлами, установленными на корпусе объекта, стропы для прижатия понтонов к корпусу объекта, при этом система снабжена двойными обухами, установленными на корпусе объекта, полотенцами для укладки на них подъемных стропов при монтаже системы объект-понтоны, концы которых снабжены обухами, взаимодействующими с двойными обухами через приспособление для обтяжки полотенец, крепежные узлы на корпусе объекта установлены таким образом, чтобы соблюдались условия обеспечения минимальной осадки при транспортировке объекта по мелководью и увеличения осадки при прохождении системы объект-понтоны под неразводными мостами, а между оконечностями понтонов с их внешних сторон установлены вставки, закрывающие пространство между понтонами. Технический результат заключается в повышении безопасности транспортирования объекта по внутренним водным путям. 7 ил.
Понтон для поддержания на плаву аварийных объектов