Код документа: RU2746050C1
Изобретение относится к области работ по подъему затонувших объектов, а именно к судоподъемным стропам, предназначенным для передачи подъемных усилий от подъемных механизмов, расположенных на обеспечивающем плавсредстве, или от судоподъемных понтонов.
Известен строп-полотенце, представляющий собой двойной строп, состоящий из огонов на концах, сплесня на середине стропа-полотенца, бензелей и схваток [1].
Недостатком данного стропа-полотенца является небольшая ширина стропа-полотенца, которая при приложении подъемных усилий вызывает появление разрушительных сосредоточенных сил, стремящихся разрезать поднимаемый объект, и тем самым исключает подъем затонувших объектов с ослабленным корпусом. Кроме того изготовление стропа-полотенца выполняется с использованием ручного труда такелажников и затратой значительного времени (около 50 ч). Изготовление стропа-полотенца ручным сплесневанием нарушает структуру стального каната, в результате чего прочность изготовленного стропа-полотенца уменьшается на 20% и более.
Известен строп-полотенце, представляющий собой строп, состоящий из огонов на концах, бензелей и схваток, причем концы образующего строп-полотенце стального каната балтийским сплеснем встроены в одну из ветвей стропа на расстоянии, величина которого в поперечном сечении равна длине части корпуса затонувшего объекта в районе киля, непосредственно соприкасающейся со стропом-полотенцем. Контакт стропа-полотенца с корпусом поднимаемого объекта осуществляется в три параллельных нитки стального каната, а не в две, как в предыдущем случае [2].
Данный строп имеет на одну треть большую ширину, чем предыдущий строп-полотенце, и уменьшает сосредоточенные силы, возникающие при приложении усилий на строп-полотенце и способные разрезать корпус поднимаемого объекта, что увеличивает шансы поднять затонувший объект с ослабленным корпусом.
Однако он также изготовляется ручным способом со всеми присущими этому способу недостатками. Кроме того, его конструкция не исключает возможность «складывания» параллельных ниток стального каната из плоскости в треугольник, что приводит к уменьшению на одну треть площади контакта и увеличению сосредоточенной нагрузки на корпус поднимаемого объекта при приложении подъемных усилий.
Задачей изобретения является уменьшение времени изготовления стропа-полотенца, повышение его прочности и обеспечение минимально возможных нагрузок со стороны строп-полотенца на корпус поднимаемого объекта при приложении подъемных усилий.
Задача решается тем, что в известном стропе-полотенце, включающем огоны на концах, бензели, схватки, концы образующего строп-полотенце стального каната на расстоянии друг от друга, равном протяженности контакта стропа-полотенца с корпусом поднимаемого объекта, встроены в одну из ниток стропа-полотенца с помощью втулок, а схватки в средней части стропа-полотенца размещены между втулками в шахматном порядке, попеременно соединяя левую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой и правую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой.
Новыми отличительными признаками предложенного стропа-полотенца являются наличие втулок и размещение схваток на стропе между втулками в шахматном порядке, попеременно соединяя левую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой и правую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой.
Использование втулок сохраняет структуру образующего строп-полотенце стального каната, тем самым увеличивает его прочность, а размещение схваток на стропе между втулками в шахматном порядке, попеременно соединяя левую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой и правую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой, предохраняет от разрушения корпус поднимаемого объекта, так как исключает складывание находящихся в одной плоскости ниток стального каната, образующего строп-полотенце, под килем поднимаемого объекта в треугольник, в результате контакт стропа-полотенца с поднимаемым объектом сокращается до двух ниток стального каната, следствием чего является увеличение сосредоточенной нагрузки на корпус поднимаемого объекта и опасность его разрушения.
На фиг. 1 изображен в сборе строп-полотенце.
Строп-полотенце состоит из стального каната 1, который уложен таким образом, чтобы на концах стропа-полотенца с помощью бензелей 2 были образованы огоны 3. Концы стального каната соединяют с одной из вестей стропа-полотенца с помощью втулок 4. Для исключения возможности самопроизвольного складывания ниток образующего строп-полотенце стального канатав средней части из плоскости в треугольник на строп-полотенце устанавливают схватки 5.
Изготовление стропа-полотенца выполняют следующим образом:
По сечениям, снятым с кораблестроительных чертежей, строят полноразмерные параметрические модели затонувшего объекта и применяемых технических средств судоподъема (судоподъемных понтонов или гаков кранов с элементами подвески, определяющими их пространственное расположение), определяют кривую, описывающей путь прохождения судоподъемного стропа, с привязкой его крайних точек к местам закрепления на понтонах или на гаках и с помощью инструмента расчета длины пространственной кривой, встроенного в существующие программные среды систем автоматизированного проектирования, определяют длину каждого стропа-полотенца. С учетом конструкции стропа-полотенца, имеющего центральный, строенный участок, и радиусов скругления огонов, соответствующих диаметру пальца стропоукорачивающего устройства или радиусу скругления контактной части коромысла строповыравнивающего устройства судоподъемного понтона или гака грузоподъемного устройства, вычисляют длину стального троса для изготовления стропа-полотенца. Потом отрезают часть стального каната 1 нужной длины. Затем отмеряют длину подкильного участка стропа-полотенца и делают разметку мест образования огонов 3 и мест установки втулок 4. После этого начинают изготавливать сам строп-полотенце путем складывания стального каната. Концы стального каната вставляют во втулки 4, причем один конец каната оставляют у края втулок 4, а другой протягивают на расстояние, равное длине строенного участка стропа-полотенца. В таком положении втулки закрепляются на стропе-полотенце путем запрессовки. Огоны строп-полотенца образуют с помощью бензелей 2. В конце изготовления на стропа-полотенце накладывают схватки 5, причем в его центральной, строенной части, контактирующей с корпусом затонувшего объекта, схватки 5 накладываются в шахматном порядке, попеременно соединяя левую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой и правую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой. Строп-полотенце готов к использованию. С помощью проводников, заведенных под корпус затонувшего объекта одним из известных способов, строп-полотенце протаскивается под корпусом затонувшего объекта и закрепляет на техническом средстве судоподъема (судоподъемном понтоне, гаке грузоподъемного устройства и т.п.).
Литература:
1. Бобрицкий Т.И. Такелажные работы аварийно-спасательной службы. М., Воениздат, 1956, стр. 196-199.
2. Бобрицкий Т.И. Такелажные работы аварийно-спасательной службы. М., Воениздат, 1956, стр. 198-199.
Изобретение относится к области работ по подъему затонувших объектов, а именно к судоподъемным стропам, предназначенным для передачи подъемных усилий от подъемных механизмов, расположенных на обеспечивающем плавсредстве, или от судоподъемных понтонов. Строп-полотенце, включающий огоны на его концах, бензели, схватки, отличающийся тем, что концы образующего строп-полотенце стального каната на расстоянии друг от друга, равном протяженности контакта стропа-полотенца с корпусом поднимаемого объекта, встроены в одну из ниток стропа-полотенца с помощью втулок, а схватки в средней части стропа-полотенца размещены между втулками в шахматном порядке, попеременно соединяя левую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой и правую нитку образующего строп стального каната с центральной его ниткой. Достигается повышение прочности строп-полотенца и обеспечение минимально возможных нагрузок со стороны строп-полотенца на корпус поднимаемого объекта при приложении подъемных усилий. 1 ил.