Код документа: RU2753985C1
Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к конструкции сухих доков.
Известен сухой док - вырытый в грунте водонепроницаемый котлован (камера), примыкающий к акватории, от которой отделяется шлюзом с затвором (батопортом). (А.О. Шабалин и др. «Справочник по морской практике», Военное издательство Министерства Обороны, Москва, 1969 г., глава 15.2, рис. 15.2, 15.3).
Сухой док оборудуется плавучим затвором (батопортом), например, по патенту СССР №1289749, В63С 1/08, 1985 г. или по патенту РФ №2355846, В63С 1/08, 2007 г., содержащим корпус, разделенный на отсеки, твердый балласт, балластную систему и уплотнение по периметру ворот дока. Недостатком известного технического решения с использованием плавучего затвора (батопорта) является высокая трудоемкость его использования при вводе судна в сухой док, необходимость балластировки затвора, его отвода для открытия сухого дока и подвода при закрытии сухого дока.
Снижение трудоемкости открытия/закрытия сухого обеспечивает техническое по А.С. СССР №285531, В63С 1/08, 1968 г. - «Откидной затвор» сухого дока.
Аналогичное техническое решение описано в статье «Ворота сухого дока для строительства крупнотоннажных судов» (А.В. Кискин, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, журнал Alfabuild, №2(2), 2017 г., стр. 49-53.). Откидной затвор представляет собой щит, поворачивающийся на двух шарнирных опорах относительно горизонтальной оси, располагающийся вблизи порога головной секции дока.
Известно техническое решение по А.С. СССР №1006305, В63С 1/08, 1980 г. «Затвор сухого дока откидного типа», отличающееся тем, что затвор выполнен поворотным с горизонтальной осью поворота и содержит балластную систему для продувания отсеков затвора. При необходимости открытия сухого дока, его заполняют водой, после чего балластируют затвор, последний разворачивается благодаря горизонтальной оси поворота, ложится на дно и открывает сухой док. При необходимости закрытия сухого дока, затвор продувают, он разворачивается, прижимается к торцам сухого дока, чем обеспечивается закрытие дока, после чего вода из сухого дока откачивается, затвор прижимается к торцам сухого и герметизирует внутреннее пространство дока, после чего возможно проведение ремонтных или строительных работ с кораблем, установленным в сухом доке.
Указанное техническое решение по А.С. СССР №1006305, В63С 1/08, 1980 г. «Затвор сухого дока откидного типа» принято за прототип.
Недостатком технического решения, принятого за прототип является следующее. Разворот затвора вокруг горизонтальной оси поворота требует подготовки, углубления и постоянного контроля дна акватории у входа в сухой док. Кроме того при открытом состоянии затвора отсутствует возможность контроля его состояния.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно - упрощение конструкции, ускорение выполнения работ и контроль за состоянием затвора при его открывании и закрывании.
Указанная цель достигается тем, что в отличие от прототипа корпус откидного затвора поворотно с вертикальной осью поворота, закреплен на торце сухого дока, при этом снабжен движителем, например гребным винтом с приводом его вращения, закрепленным на корпусе батопорта, а движитель закреплен на стенке откидного затвора обращенной к сухому доку.
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на Фиг. 1, 2 показан откидной затвор сухого дока, вид сверху.
Откидной затвор сухого дока содержит корпус 1, разделенный на отсеки, балластную систему, уплотнение 2 по периметру ворот сухого дока. Корпус 1 откидного затвора поворотно с вертикальной осью 3 поворота, закреплен на торце 4 сухого дока, при этом снабжен движителем 5, например гребным винтом с приводом 6 его вращения, закрепленным на корпусе 1 батопорта в точке максимально удаленной от оси поворота корпуса батопорта. Движитель 5 закреплен на стенке корпуса 1 откидного затвора обращенной к сухому доку.
При необходимости ввода или вывода судна в сухой док, последний заполняется водой, после выравнивания уровня воды в сухом доке и в акватории осуществляется открытие откидного затвора сухого дока. При помощи движителя 5, снабженного приводом 6 осуществляется разворот корпуса 1 откидного затвора вокруг вертикальной оси 3 разворота. После открытия откидного затвора вводят (или выводят) судно 7 в сухой док. После этого при помощи движителя 5, снабженного приводом 6 осуществляется разворот корпуса 1 откидного затвора вокруг вертикальной оси 3 разворота до касания корпуса 1 откидного затвора торцов стенок сухого дока. После этого осуществляется откачка воды из сухого дока, давлением воды в акватории корпус 1 откидного затвора прижимается к торцевым частям сухого дока. Движитель 5 закреплен на стенке корпуса 1 откидного затвора обращенной к сухому доку, что обеспечивает контроль и, при необходимости, регламент движителя 5 с приводом 6 в осушенном сухом доке. Закрепление движителя 5 с приводом 6 на корпусе батопорта в точке максимально удаленной от оси поворота корпуса батопорта обеспечивает максимальную эффективность при развороте корпуса откидного затвора.
Таким образом, отличительные признаки предложенного технического решения, а именно - корпус откидного затвора поворотно с вертикальной осью поворота, закреплен на торце сухого дока, при этом снабжен движителем, например гребным винтом с приводом его вращения, закрепленным на корпусе батопорта в точке максимально удаленной от оси поворота корпуса батопорта, а движитель закреплен на стенке корпуса откидного затвора обращенной к сухому доку, обеспечивает заявленный положительный эффект - упрощение конструкции, ускорение выполнения работ и контроль за состоянием затвора при его открывании и закрывании.
Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкции сухих доков. Откидной затвор сухого дока содержит корпус, разделенный на отсеки, балластную систему и уплотнение по периметру ворот дока. Корпус откидного затвора поворотно с вертикальной осью поворота закреплен на торце сухого дока, при этом снабжен движителем, например гребным винтом с приводом его вращения, закрепленным на корпусе откидного затвора в точке, максимально удаленной от оси поворота корпуса откидного затвора. Достигается упрощение конструкции, ускорение выполнения работ и контроль за состоянием затвора при его открывании и закрывании. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.