Код документа: RU2787896C1
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к плавающей военной техники, и может быть использовано для обеспечения защиты от попадания воды в корпус военной техники через боевое повреждение после воздействия огневых средств противника. Целью изобретения является обеспечение живучести плавающей военной техники при преодолении водной преграды после повреждения средствами огневого поражения противника корпуса машины, снижение времени и трудозатрат при подготовке военной техники к преодолению водных преград.
Устройство для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники содержащее съемную выдвижную штору дополнительно введены футляр с электромагнитным замком открывания, состоящий из корпуса и крышки, содержащей петлю с пружиной, во внутренней части футляра по краям расположены два стержня с закрепленными на них пружинами и две ниши, две гибкие телескопические рейки крепления съемной выдвижной шторы, имеющей уплотнительное основание, крепящееся к внутренней части футляра и гибким телескопическим рейкам, причем каждая гибкая телескопическая рейка крепления съемной выдвижной шторы содержит запорный механизм и пружину в сжатом состоянии, которые расположены в основании телескопической рейки и крепятся в нише футляра, причем запорный механизм телескопической рейки посредством рычага связан с петлей с пружиной крышки футляра, два прижимных устройства, поплавки, электрическая цепь, состоящая из двух электромагнитных реле управления электромагнитным замком открывания футляра, двух выключателей, соединенных электрическими проводами со штатной аккумуляторной батареей и электромагнитными реле управления электромагнитным замком открывания футляра.
Известно изобретение: «Способ сохранения запаса плавучести военной гусеничной машины при затоплении обитаемых отделений» (патент на изобретение РФ №2531112 ПМК B60F 3/00 (20006.01), B62D 55/00 (20006.01), F41H 7/00 (20006.01) от 20.10.2014 г., бюл №29), заключающееся в том, что при затоплении обитаемых отделений сигнал передается по электропроводам с датчика наличия воды, находящегося в обитаемых отделениях, на пульт механика-водителя, механик водитель органом управления, через электромагнит со штоком включает муфту, передающую крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания по валу через муфту на компрессор высокой производительности, который под давлением по системе газораспределения через клапаны заполняет воздухом надувные камеры плавучести, раскрывая складные металлические каркасы, которые автоматически фиксируются, повышая объемное водоизмещение боевой машины, машина удерживается на плаву, исключая затопление.
Недостатком данного изобретения является необходимость обязательной работы двигателя, который по валу через муфту передает крутящий момент на компрессор высокой производительности, под давлением заполняя воздухом по системе газораспределения (трубопроводам) через клапаны надувные камеры плавучести, раскрывая складные металлические каркасы, автоматически зафиксировав, повышают объемное водоизмещение боевой машины. В случае, если двигатель не работает из-за неисправности, либо других причин, отсутствует возможность его пустить, то использование изобретения не представляется возможным. Кроме того, при воздействии средств огневого поражения противником надувные камеры плавучести, находящиеся в складных металлических каркасах, из-за размещения их симметрично по бортам боевой машины в сложенном положении могут быть повреждены, что в свою очередь не позволит изобретению быть использованным по назначению. При этом обеспечение живучести не происходит.
Наиболее близким к предлагаемому изобретению является изобретение: «Плавающий транспортер» (патент на изобретение РФ №2086461 МПК В63В 43/16, B60F 3/00 от 10.08.1997 г.) содержащий корпус с грузовым отделением, силовую установку и ходовую часть, снабженный установленным по периметру грузового отделения с правого и левого бортов съемными выдвижными шторами, выполненными из водонепроницаемой прорезиненной ткани, причем каждая из штор закреплена с одной стороны к подпружиненной оси, установленной в полом корпусе, а с другой к противовесу, при этом в нижней части бортов размещены фиксаторы для установки упомянутых противовесов в рабочем положении штор, а длина штор равна высоте борта грузового отделения, причем транспортер снабжен резиновыми жгутами для прижатия с двух сторон каждой из штор в рабочем положении.
Недостатками данного изобретение является необходимость привлечения для его работы специально подготовленных специалистов в грузовом отделении плавающего транспортера, имеющих навыки в отстегивании карабинчика, резиновых жгутов от скоб, расстегивании ремней удержания противовеса в транспортном положении, запасовывании резиновых жгутов сначала в полые карманы шторы, а затем опускании противовеса вниз борта по жгутам выдвигая штору, и установлении в фиксаторах, имеющих опыт запасовывания резиновых жгутов в петли шторы и крепления карабочником к скобам, прижимая таким образом штору с обоих сторон к борту. Это условие делает невозможным работу изобретения при отсутствии личного состава в грузовом отделении плавающего транспортера при получении им повреждения в период преодоления водной преграды. Кроме того, при воздействии средств огневого поражения противником жгуты, размещенные на правом и левом бортах транспортера в походном положении могут быть повреждены, в результате чего опускание шторы, выполненной из водонепранецаемой прорезиненной ткани будет невозможно. При этом обеспечение живучести не происходит. Так же требуется дополнительное время и трудозатраты на предварительную подготовку изобретения перед преодолением водной преграды, состоящую в установке на правый и левый борта грузового отделения полых корпусов с выдвижными шторами посредством кронштейнов, крепление фиксаторов к днищу грузового отделения болтами и резиновых жгутов к скобам посредством карабинчиков.
Технический результат направлен на обеспечение живучести плавающей военной техники при преодолении водной преграды после повреждения средствами огневого поражения противника корпуса машины, снижение времени и трудозатрат при подготовке военной техники к преодолению водных преград.
Технический результат достигается тем, что из прототипа исключили корпус с грузовым отделением, силовую установку и ходовую часть, при этом корпус с грузовым отделением, силовая установка и ходовую часть являются элементами плавающей военной техники, в которой предлагается использовать предлагаемое изобретение, подпружиненные оси, установленные в полом корпусе, полый корпус, противовесы, фиксаторы для установки упомянутых противовесов в рабочем положении штор, резиновые жгуты для прижатия с двух сторон каждой из штор в рабочем положении, дополнительно введены футляр с электромагнитным замком открывания, состоящий из корпуса и крышки, содержащей петлю с пружиной, во внутренней части футляра по краям расположены два стержня с закрепленными на них пружинами и две ниши, две гибкие телескопические рейки крепления съемной выдвижной шторы, имеющей уплотнительное основание, крепящееся к внутренней части футляра и гибким телескопическим рейкам, причем каждая гибкая телескопическая рейка крепления съемной выдвижной шторы содержит запорный механизм и пружину в сжатом состоянии, которые расположены в основании телескопической рейки и крепятся в нише футляра, причем запорный механизм телескопической рейки посредством рычага связан с петлей с пружиной крышки футляра, два прижимных устройства, поплавки, электрическая цепь, состоящая из двух электромагнитных реле управления электромагнитным замком открывания футляра, двух выключателей, соединенных электрическими проводами со штатной аккумуляторной батареей и электромагнитными реле управления электромагнитным замком открывания футляра.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемое устройство для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники отличается изменением конструкции, а именно исключением из прототипа корпуса с грузовым отделением, силовой установки и ходовой части, подпружиненных осей, установленных в полом корпусе, полого корпуса, противовесов, фиксаторов для установки упомянутых противовесов в рабочем положении штор, резиновых жгутов для прижатия с двух сторон каждой из штор в рабочем положении, введением в конструкцию дополнительных элементов: футляра с электромагнитным замком открывания, состоящего из корпуса и крышки, содержащей петлю с пружиной, во внутренней части футляра по краям расположены два стержня с закрепленными на них пружинами и две ниши, двух гибких телескопических реек крепления съемной выдвижной шторы, имеющей уплотнительное основание, крепящееся к внутренней части футляра и гибким телескопическим рейкам, причем каждая гибкая телескопическая рейка крепления съемной выдвижной шторы содержит запорный механизм и пружину в сжатом состоянии, которые расположены в основании телескопической рейки и крепятся в нише футляра, причем запорный механизм телескопической рейки посредством рычага связан с петлей с пружиной крышки футляра, двух прижимных устройств, поплавков, электрической цепи, состоящей из двух электромагнитных реле управления электромагнитным замком открывания футляра, двух выключателей, соединенных электрическими проводами со штатной аккумуляторной батареей и электромагнитными реле управления электромагнитным замком открывания футляра.
Изменение конструкции прототипа, а именно исключение ряда элементов и введение новых позволит обеспечить живучесть плавающей военной техники при преодолении водной преграды после повреждения средствами огневого поражения противника корпуса машины, снизить время и трудозатраты при подготовке военной техники к преодолению водных преград и позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники критерию: «Существенные отличия».
Устройство поясняется чертежами:
На фиг. 1 представлен вид сбоку устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники в исходном положении, фиг. 2 отображен вид сбоку устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники в рабочем состоянии при боевом повреждении после воздействия огневых средств противника, фиг. 3 отображен вид спереди устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники в рабочем состоянии при боевом повреждении после воздействия огневых средств противника, на фиг. 4 представлена схема электрической цепи работы устройства, где 1 - съемная выдвижная штора; 2 - гибкая телескопическая рейка крепления съемной выдвижной шторы; 3 - прижимное устройство; 4 -электромагнитный замок открывания футляра; 5 - петля с пружиной крышки футляра; 6 - футляр; 7 - поплавки; 8 - уплотнительное основание съемной выдвижной шторы, крепящееся к внутренней части футляра и гибким телескопическим рейкам, 9 - стержень, с закрепленной на нем пружиной; 10- корпус военной техники; 11 - выключатели; 12 - электромагнитные реле; 13 - аккумуляторная батарея.
Устройство крепится к каждому из двух бортов у основания корпуса плавающей военной техники, содержит: съемную выдвижную штору 1, крепящуюся к двум гибким телескопическим рейкам 2 крепления съемной выдвижной шторы, причем высота гибких телескопических реек 2 больше двух третьих высоты корпуса 10 плавающей военной техники, футляр 6 с электромагнитным замком открывания 4, состоящий из корпуса и крышки, содержащей петлю 5 с пружиной, во внутренней части футляра 6 по краям расположены два стержня 9 с закрепленными на них пружинами и две ниши, два прижимных устройства 3, расположенные напротив стержней 9 и жестко прижатые пружинами, закрепленными на стержнях 9 к гибким телескопическим рейкам 2, каждая из которых содержит запорный механизм и пружину в сжатом состоянии, которые расположены в основании телескопической рейки и закреплены в нише футляра 6, причем запорный механизм телескопической рейки 2 посредством рычага связан с петлей 5 с пружиной крышки футляра 6, поплавки 7, электрическую цепь, состоящую из двух электромагнитных реле 12 управления электромагнитным замком 4 открывания футляра, двух выключателей 11, соединенных электрическими проводами со штатной аккумуляторной батареей 13 и электромагнитными реле 12 управления электромагнитным замком 4 открывания футляра.
Работа устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники осуществляется следующим образом:
При включении штатной аккумуляторной батареи 13 начинают работать электромагнитные реле 12 управляя состоянием устройств, закрепленных на каждом из двух бортов корпуса 10 военной техники воздействуя на электромагнитный замок 4 открывания футляра 6, который в свою очередь плотно удерживает крышку футляра в закрытом положении не давая ей открыться за счет петли 5 с пружиной, предназначенной для ее быстрого открывания и связанной посредством рычага с запорными механизмами гибких телескопических реек 2 крепления съемной выдвижной шторы 1. При преодолении водной преграды военной техникой, после воздействия огневых средств поражения противника и пробития корпуса 10 в районе ватерлинии или ниже вода через пробоину начинает поступать внутрь плавающей военной техники, что приводит к увеличению массы машины, ее более глубокой просадке, увеличению сопротивления движению и уменьшению ходкости. В это время механик-водитель нажимает на один из выключателей 11 в зависимости от появления пробоины в одном из двух левом, либо правом борту корпуса 10 военной техники, тем самым размыкая электрическую цепь воздействует на одно из электромагнитных реле 12 прекращая его работу, что приводит к открыванию крышки футляра 6 устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники за счет прекращения действия удерживающей силы электромагнитного замка 4 и опрокидывающей силы петли 5 с пружиной крышки футляра 6. Открывая крышку футляра 6 петля 5 с пружиной рычагом воздействует на запорные механизмы телескопических реек 2, которые срабатывают, обеспечивая возможность разжатия пружин телескопических реек 2, находящихся до этого в сжатом состоянии, расположенных в основании телескопических реек и крепящихся в нише футляра 6, в результате которого от пружины на внутренние секции гибких телескопических реек 2 будет передана механическая энергия, вызывающая воздействие секций большего диаметра на секции с меньшим диаметром, что обеспечит полное раскрытие гибких телескопических реек 2 совместно со съемной выдвижной шторой 1, имеющей уплотнительное основание 8, крепящееся к внутренней части футляра 6 и гибким телескопическим рейкам 2, всплытие поплавков 7, которые будут удерживать съемную выдвижную штору 1 у уреза воды. Прижимные устройства 3, расположенные напротив стержней 9, жестко прижимают под воздействием пружин, закрепленных на стержнях 9, гибкие телескопические рейки 2 к внутренней части футляра 6 и корпусу 10 военной техники. Съемная выдвижная штора 1 под действием напора воды, стремящегося в корпус военной техники 10 затягивается в повреждение и останавливает воду, что позволит обеспечить выход плавающей военной техники на берег.
Дополнительного времени и трудозатрат, при подготовке военной техники к преодолению водных преград с использованием устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники, не требуется.
Таким образом, при использовании устройства для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники, достигается обеспечение живучести плавающей военной техники при преодолении водной преграды после повреждения средствами огневого поражения противника корпуса машины, снижение времени и трудозатрат при подготовке военной техники к преодолению водных преград.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для защиты от проникновения воды в корпус поврежденной военной техники содержит съемную выдвижную штору, футляр с электромагнитным замком открывания, состоящий из корпуса и крышки, содержащей петлю с пружиной. Во внутренней части футляра по краям расположены два стержня с закрепленными на них пружинами и две ниши, две гибкие телескопические рейки крепления съемной выдвижной шторы, имеющей уплотнительное основание, крепящееся к внутренней части футляра и гибким телескопическим рейкам. Каждая гибкая телескопическая рейка крепления съемной выдвижной шторы содержит запорный механизм и пружину в сжатом состоянии. Запорный механизм телескопической рейки посредством рычага связан с петлей с пружиной крышки футляра. Электрическая цепь состоит из двух электромагнитных реле управления электромагнитным замком открывания футляра, двух выключателей, соединенных электрическими проводами со штатной аккумуляторной батареей и электромагнитными реле управления электромагнитным замком открывания футляра. Достигается обеспечение живучести плавающей военной техники. 4 ил.