Код документа: RU191549U1
Полезная модель относится к оборудованию для судов, а более конкретно к устройствам, предназначенным для герметизации отверстий в подводной части корпуса судна, и может быть использована для предотвращения поступления забортной воды в корпус судна при замене гидроакустической антенны эхолота, абсолютного лага и подобных им узлов и оборудования.
Известно герметизирующее устройство [1], содержащее заглушку, средство ее герметизации и фиксации на внешней стороне корпуса судна, выполненное в виде связующего элемента, укладываемого по периметру заглушки, и механизм разгерметизации, выполненный в виде размещенной внутри связующего элемента эластичной трубки, сообщающейся с источником сжатого воздуха.
Использование данного устройства для установки гидроакустической антенны потребует последующей очистки поверхности днища судна от связующего элемента. В противном случае, прилипший к днищу судна вокруг гидроакустической антенны связующий элемент во время движения судна ухудшит контакт антенны с водой вследствие образования завихрений, что снизит эффективность работы гидроакустической системы.
Известно также герметизирующее устройство [2], содержащее заглушку преимущественно круглой формы, выполненную из твердого материала. С помощью гибких связей по периметру заглушки закреплены средства ее фиксации, выполненные в виде постоянных магнитов. К заглушке прикреплено средство герметизации, выполненное в виде торообразного элемента из пористой резины или наполненной воздухом резиновой камеры или камеры с наклеенной на ее прижимной поверхности пористой резиной. Дополнительно на заглушке закреплены, по меньшей мере два ушка для страховочных подкильных тросов.
Данное устройство не обеспечивает полную герметизацию отверстия в подводной части судна, если его днище подвергнуто обрастанию с крупными неровностями, так как уплотнение происходит только за счет упругой деформации торообразного эластичного элемента под действием гидростатического давления по кольцевой поверхности тора и может допустить проникновение воды через неровности корпуса в герметизируемую полость.
Известно взятое за прототип судовое герметизирующее устройство [3], содержащее плоскую заглушку произвольной формы, средство герметизации и прикрепленные к заглушке средства ее фиксации в виде постоянных плоских магнитов, а в качестве средства герметизации в состав устройства включен плоский эластичный элемент, закрепленный по всей поверхности заглушки со стороны, прилегающей к днищу судна.
Недостатком данного устройства является дефект конструкции крепления средства фиксации (магнитов), заключающийся в том, что оно осуществляется с помощью изогнутой пластины таким образом, что при установке герметизирующего устройства на днище судна они находятся на одном уровне с эластичным элементом средства герметизации (см. фиг. 1). В этом случае прижатие герметизирующего устройства (а) затруднено, т.к. невозможно переместить магниты по поверхности днища (б).
Целью и техническим результатом полезной модели является обеспечение герметичности контакта эластичного элемента средства герметизации и корпуса судна.
Указанный технический результат достигается тем, что пластины крепления плоских магнитов на корпусе (2) выполнены не изогнутыми, а плоскими.
Благодаря такому исполнению устройства, обеспечивается дополнительная герметизация, что препятствует просачиванию воды через недостаточное уплотнение на днище.
Конструкция поясняется рисунком, где обозначено: 1- заглушка, 2 - пластины крепления плоских магнитов на корпусе, 3 - постоянные магниты, 4 - ушки, 5 - твердая крышка, 6 - средство герметизации, 7 - днище судна, 8 - посадочное место.
По сигналу водолаза со стороны отсека судна разгерметизируют посадочное место 8. При этом воздействующее на заглушку 1 гидростатическое давление прижимает ее к средству герметизации 6, а последнее к днищу 7 судна, исключая тем самым поступление забортной воды в отсек судна.
Герметизирующее устройство функционирует следующим образом. Посредством подкильных страховочных тросов (на чертеже не показаны), закрепленных за ушки 4, подводят устройство в зону посадочного места 8 антенны (не показана). С помощью водолаза размещают заглушку 1 с закрепленным на ней средством герметизации 6 под посадочным местом 8 и фиксируют на днище 7 судна посредством последовательного нажатия (в) и нажатия (г) на постоянные магниты 3. таким образом разгерметизируют посадочное место 8. При этом воздействующее на заглушку 1 гидростатическое давление прижимает ее к средству герметизации 6, а последнее к днищу 7 судна, исключая тем самым поступление забортной воды в отсек судна. После этого антенна может быть извлечена для осмотра или замены. При извлечении антенны эластичный элемент средства герметизации 6 деформируется внутрь посадочного места 8 по его кромке, что дополнительно препятствует просачиванию воды в случае недостаточного уплотнения на неровностях днища 7. Удалив из надзаглушечного пространства воду, вновь устанавливают антенну в посадочное место 8 и герметизируют последнее со стороны отсека судна. После чего, с помощью водолаза снимают с днища 7 судна магниты 3, удаляют и поднимают на борт судна заглушку 1 с средством герметизации 6.
Заявляемое герметизирующее устройство было изготовлено, прошло испытания и показало высокую эффективность.
Источники информации:
1 Миронов В.Л, Копытенков В.И., Сальник П.С. Герметизирующее устройство. Патент РФ на изобретение №1763287
2 Осюхин Б.А., Правдин К.А., Тхоржевская Н.О. Герметизирующее устройство. Патент РФ на полезную модель №40987
3.Тхоржевская Н.О., Осюхин Б.А., Фантиков В.С., Судовое герметизирующее устройство. Патент РФ на полезную модель № 90041.
Полезная модель относится к оборудованию для судов, а более конкретно к устройствам, предназначенным для герметизации отверстий в подводной части корпуса судна, и может быть использовано для предотвращения поступления забортной воды при замене гидроакустической антенны эхолота, абсолютного лага и подобных им узлов и оборудования. Оно содержит заглушку, средство герметизации и прикрепленные к заглушке средства ее фиксации, причем средство герметизации выполнено в виде плоского эластичного элемента, закрепленного по всей поверхности заглушки со стороны, прилегающей к днищу судна. Эластичный элемент может быть выполнен из нескольких слоев различной упругости, причем упругость слоя, прилегающего к днищу судна, меньше упругости последующих слоев, а к внешней поверхности заглушки может быть прикреплен элемент с удельным весом, меньшим удельного веса воды.Заглушка может быть снабжена двумя ушками для крепления страховочных подкильных тросов.