Код документа: RU2618560C1
Изобретение относится к водному транспорту леса, а именно к формированию секционных сортиментных плотов и может быть использовано лесосплавными и лесозаготовительными предприятиями.
Известен способ формирования секционного плота без оплотника с продольной постановкой пучков в секции, при котором пучки устанавливают в поперечном ряду секции последовательно с чередованием пучков по группам осадок, т.е. начиная с бортовых пучков минимальной осадки с постепенным увеличением осадки до максимальной в середине ряда и уменьшением к противоположному борту [Патент РФ на изобретение №1388372, МПК B65G 69/20, 1986 г.].
Наиболее близким к заявленному решению является способ формирования секций малогабаритного плота, заключающийся в том, что на первый, поперечно установленный, пучок бортовой линейки секции крепят бортлежень, закрепленный на формировочном устройстве, бортлежень стравливают и формируют бортовую линейку, затем формируют внутренние линейки секции из продольно установленных пучков [Водный транспорт леса: учебник для вузов / А.А. Камусин, Ю.А. Дмитриев, А.Н. Минаев и др.; Под ред. В.И. Патякина. - 2-е изд., стереотип. - М.: МГУЛ, 2000. - 433 с.]. Данный способ принят за прототип.
Недостаток прототипа - большие трудозатраты и необходимость использования достаточно большого количества наплавных сооружений, специальных дорогостоящих машин и механизмов.
Задача изобретения - повышение эффективности сплава путем снижения трудозатрат и уменьшения количества необходимых наплавных сооружений для формирования плота.
На фиг. 1 приведена схема осуществления предлагаемого способа формирования секций малогабаритных плотов, формирование бортовой линейки секции, на фиг. 2 - формирование внутренней линейки секции, начальное положение, на фиг. 3 - то же, конечное положение, на фиг. 4 - сформированная секция.
Формирование бортовой линейки 1 секции производится следующим образом. Сплотку пучков 2 выполняют в челюстном захвате лесопогрузчика. Этим же погрузчиком пучки доставляют к месту сброски, где пучки 2 укладывают между формировочным устройством 3, закрепленным за береговые опоры 4, и вспомогательными пучками 5, которые выполняют роль направляющей, служат упором при развороте пучков, устанавливаемых в бортовую линейку 1, обеспечивают подход рабочих к формируемой линейке. На первом пучке 2 бортовой линейки 1 бортлежнем 6 делают шлаг, фиксируемый после утяжки двумя дуговыми сжимами. Затем первый ошлагованный пучок 2 разворачивают вокруг угла вспомогательного пучка 5 и отпускают его вниз по течению до натяжения бортлежня 6. Далее опускают в воду следующий пучок, разворачивают его и, подправляя багром, сопровождают до контакта с первым пучком. По аналогии продолжают набор бортовой линейки 1 с периодическим стравливанием бортлежня 6. Пучки крепят к бортлежню в соответствии с ТУ. На заключительном этапе формирования бортовой линейки 1 (фиг. 1) к концу бортлежня 6 на заданном расстоянии от коуша тремя дуговыми сжимами крепят вспомогательный канат 7, связанный с ближним анкером 8. Это позволяет выполнить шлаговку крайнего пучка бортовой линейки 1 свободным концом бортлежня 6. После этого ближний конец бортлежня 6 соединяют с концом вспомогательного каната 7, закрепленного на дальнем от берега анкере 8. Рекомендуется в качестве такого каната использовать бортлежень следующей секции. Затем бортовую линейку 1 переводят от берега в требуемое положение (на фиг. 1 показано пунктиром). Для этого стравливают вспомогательный канат 7 на ближнем от берега анкере. После завершения перевода бортовой линейки 1 вспомогательный канат 7 с береговой стороны открепляют от бортлежня 6 линейки секции. Затем формируют внутреннюю линейку секции 9 (фиг. 2). Для обеспечения более удобных условий работы к формировочному устройству 3 подвешивают еще один вспомогательный пучок 5, который располагают с речной стороны у ближнего к берегу анкера 8. Конец вспомогательного каната 7 после двух-трех оборотов вокруг анкера 8 укладывают на ближний вспомогательный пучок 5. К нему подают первый пучок 10 для внутренней линейки. На нем делают концом вспомогательного каната 7 два шлага (у обвязок) таким образом, чтобы вспомогательный канат 7 оставался наверху, размещаясь по оси пучка. Затем стравливают вспомогательный канат 7. Вновь подаваемые пучки крепят к вспомогательному канату 7 при помощи временных проволочных хомутов 11 (фиг. 2). Действия продолжают по аналогии до набора нужной длины линейки (фиг. 3), соответствующей длине бортовой линейки 1. Готовую внутреннюю линейку 9 переводят к бортовой линейке 1 (на фиг. 3 показано пунктиром). Для этого к используемому вспомогательному канату 7 (далее береговому) крепят на крайнем пучке линейки аналогичный канат (далее речной), второй конец которого фиксируют на вспомогательном анкере 12 формировочного устройства 3 на соответствующем расстоянии от каната бортовой линейки 1. После этого стравливают береговой вспомогательный канат 7. При подходе внутренней линейки 9 к бортовой линейке 1 при необходимости стравливают речной вспомогательный канат 7, добиваясь требуемого взаимного расположения линеек по длине. Далее верхний конец берегового вспомогательного каната открепляют, переносят к верхнему концу речного вспомогательного каната и фиксируют рядом с ним на вспомогательном анкере 12. После этого речной вспомогательный канат 7 может быть освобожден. Далее по аналогии набирают и устанавливают в требуемое положение остальные внутренние линейки и формируют вторую бортовую линейку. Полностью сформированная секция показана на фиг. 4.
Бревна или полухлысты для брустверов рекомендуется укладывать на соответствующие крайние пучки плота в процессе формирования линеек у формировочного устройства. Их следует крепить к обвязкам пучков временными проволочными хомутами.
Завершают накладывание формировочного такелажа, На крайних секциях устраивают брустверы. Затем снимают вспомогательные канаты, временные проволочные хомуты.
Изобретение относится к водному транспорту леса, а именно к формированию секционных сортиментных плотов и может быть использовано лесосплавными и лесозаготовительными предприятиями. Способ формирования секций малогабаритных плотов заключается в том, что на первом пучке бортовой линейки бортлежнем делают шлаг, фиксируемый после утяжки двумя дуговыми сжимами, затем первый ошлагованный пучок разворачивают вокруг угла вспомогательного пучка и отпускают его вниз по течению до натяжения бортлежня и далее опускают в воду следующий пучок, разворачивают его и, подправляя багром, сопровождают до контакта с первым пучком. По аналогии продолжают набор бортовой линейки с периодическим стравливанием бортлежня, затем формируют внутреннюю линейку секции, далее к формировочному устройству подвешивают еще один вспомогательный пучок, который располагают с речной стороны у ближнего к берегу анкера. Конец вспомогательного каната после двух-трех оборотов вокруг анкера укладывают на ближний вспомогательный пучок. Затем к нему подают первый пучок для внутренней линейки, на нем делают концом вспомогательного каната два шлага у обвязок таким образом, чтобы вспомогательный канат оставался наверху, размещаясь по оси пучка, и затем стравливают вспомогательный канат. Вновь подаваемые пучки крепят к вспомогательному канату при помощи временных проволочных хомутов, аналогично продолжая действия до набора нужной длины линейки, соответствующей длине секции. Изобретение обеспечивает снижение трудозатрат и уменьшение количества необходимых наплавных сооружений для формирования плота. 4 ил.
Комментарии