Код документа: RU2647164C2
Область техники изобретения
Настоящее изобретение относится к каяку, включающему легкий корпус, оснащенный отсеком с сиденьем для одного или нескольких пассажиров, который предусматривает кабину для каждого пассажира в плавучем средстве.
Уровень техники изобретения
Как правило, каяк представляет собой легкое плавучее средство с узким корпусом, предназначенное для одного или нескольких пассажиров и приводящееся в движение двухлопастным веслом, которым управляет пассажир плавучего средства, причем данное весло не имеет опоры.
Такая конструкция каяка образует плавучее средство, широко использующееся в спортивных целях, например в гребных гонках на речках, озерах и т.д., ввиду усилий, которые необходимо прилагать для его движения, но которое не подходит для применения в качестве плавучего прогулочного средства на больших водных объектах.
Описание изобретения
Целью настоящего изобретения является каяк, который выполнен таким образом, чтобы для его перемещения не требовалось много усилий, и, прежде всего, который обеспечивает удобство управления пассажиром.
Каяк по настоящему изобретению является плавучим средством, рассчитанным на одного или нескольких пассажиров, которое приводится в движение гребным винтом с приводом от педалей и, одновременно, обычным двухлопастным веслом. Как указано выше, данное плавучее средство предусматривает комбинированное использование обоих двигательных устройств или любого из них.
Каяк по настоящему изобретению включает легкий и узкий корпус с сиденьем для одного или нескольких пассажиров, который оснащен собственными приводными механизмами, включающими один или несколько гребных винтов с приводом от педальных механизмов, находящихся спереди каждого сиденья.
В соответствии с настоящим изобретением, каяк оснащен гребным винтом, установленным внизу корпуса каяка в его задней части, который может приводиться в движение педалями, находящимися спереди и над сиденьем, причем педали и гребные винты соединены трансмиссией.
Корпус каяка по настоящему изобретению оснащен двумя рулями, установленными в его задней части в симметричных положениях по отношению к средней продольной плоскости корпуса, при этом рули могут приводиться в движение вместе с помощью рычага, находящегося на одной стороне сиденья. Трансмиссия между приводным рычагом и рулями может быть выполнена в виде трансмиссионного троса.
В соответствии с вышеописанной конфигурацией, каяк по настоящему изобретению подобен обычному каяку в плане его общей конструкции и удлиненного узкого корпуса, что характерно для обычного каяка с двухлопастным веслом, но первый также оснащен собственными движущими устройствами (педали, зубчатая передача, гребной винт и т.д.), которые могут приводиться в движение пассажиром (-ами) и позволяют перемещаться на большие расстояния с минимальными усилиями.
Согласно другой особенности данного изобретения, корпус каяка за сиденьем образует трюм, доступ к которому осуществляется через верхний люк, закрывающийся крышкой. Данный люк по своему периметру может иметь профиль, к примеру, из пластмассы, на котором располагается крышка, причем крышка предпочтительно изготовлена из упругодеформируемой пластмассы.
В соответствии с еще одной особенностью настоящего изобретения, корпус в его верхней части перед сиденьем имеет углубление, которое продольно пересекает промежуточная двустенная перегородка, выступающая вверх по отношению к поверхности корпуса. На промежуточной перегородке установлены педали, по ее оси проходит двойная стенка, и данная ось имеет жестко закрепленную на ней шестерню, которая находится между двумя стенками промежуточной перегородки. Гребной винт соединен с шестерней через трансмиссию, находящуюся под корпусом в отведенном положении по отношению к шестерне.
Чтобы достичь максимальной устойчивости плавучего средства, корпус каяка по настоящему изобретению в его нижней части образует трехдолевое поперечное сечение, предусматривающее основной центральный корпус и два вспомогательных боковых корпуса. Кабина или ниша для пассажира и задний трюм находятся в основном центральном корпусе. Более того, основной центральный корпус ограничен плоскостью поперечного сечения на корме и заканчивается очень узким носом, который постепенно сужается. Приводной механизм, включающий гребной винт и педали, установлен на основном центральном корпусе.
Вспомогательные боковые корпусы образуют два задних удлинения, начинающихся от плоскости поперечного сечения, которая ограничивает центральный корпус в его задней части, причем на каждом удлинении установлено по одному рулю. Кроме того, вспомогательные боковые корпусы образуют удлинения, которые постепенно сужаются, очень тонки, и проходят по обеим сторонам носа центрального корпуса, имея меньшую длину, чем сам корпус.
Сиденье каяка имеет регулируемое положение, при этом оно установлено на продольных направляющих, встроенных в корпус.
Как уже было указано выше, педали установлены спереди над поверхностью сиденья таким образом, чтобы управление ими осуществлялось в положении, удобном для пассажира плавучего средства, причем для того, чтобы достичь большей эффективности движения плавучего средства, можно также использовать обычное двухлопастное весло.
Краткое описание чертежей
В качестве примера на следующих чертежах изображен каяк по настоящему изобретению, где:
Фиг. 1 - вид сверху каяка.
Фиг. 2 - вертикальный вид сбоку плавучего средства.
Фиг. 3 - продольный схематичный разрез каяка по ее средней продольной плоскости.
Фиг. 4 - разрез люка для доступа в трюм с закрывающей крышкой по линии разреза IV-IV согласно фиг. 1.
Фиг. 5-11 - схематичные поперечные разрезы плавучего средства с точками от 5 до 11 по фиг. 1, показывающие изменение форм корпуса.
Подробное описание варианта осуществления изобретения
На фиг. 1-2 показан вид сверху и вертикальный вид сбоку каяка по настоящему изобретению, включающего корпус, который, как изображено на фиг. 5-11, в своей внутренней части образует трехдолевое поперечное сечение с основным центральным корпусом (1) и двумя вспомогательными боковыми корпусами (2 и 3). Центральный корпус (1) имеет примерно одинаковую высоту между секциями (9 и 11), в то время как дно имеет восходящий уклон от секции 9, сокращая высоту корпуса, и заканчивается плоскостью поперечного сечения (4), которая ограничивает центральный корпус в его задней части. Между тем, вспомогательные боковые корпусы (2 и 3) имеют примерно одинаковую высоту на всей своей протяженности и проходят практически параллельно друг другу от плоскости поперечного сечения (4), ограничивающей центральный корпус (1) в его задней части, с участками (5 и 6), на каждом из которых установлен руль (7), как лучше видно на фиг. 2.
С другой стороны, центральный корпус (1) образует нос (8), который постепенно сужается к концу, а два боковых корпуса (2 и 3) образуют два передних удлинения (9 и 10), практически параллельных друг другу, которые проходят по обеим сторонам носа (8) центрального корпуса, не достигая его конца.
Таким образом, благодаря боковым корпусам (2 и 3) улучшается устойчивость плавучего средства.
Центральный корпус (1) в его верхней части оснащен промежуточной платформой, поверх которой на продольных направляющих (12), позволяющих регулировать положение сиденья (-ий), установлено одно или несколько сидений (11) (в зависимости от количества пассажиров, на которое рассчитано данное плавучее средство).
За сиденьем (11) центральный корпус (1) образует трюм (13) с люком (см. фиг. 4), по периметру которого находится кольцо (14), например, изготовленное из пластмассы, на котором размещается закрывающая крышка (15), предпочтительно изготовленная из эластичного гибкого материала.
Перед сиденьем (11) центральный корпус (1) плавучего средства имеет углубление (16) (см. фиг. 1 и 9), которое продольно пересекает промежуточная перегородка (17) с двойной стенкой (18). В промежуточной перегородке устанавливается педальный механизм (19), чья ось (20) проходит перпендикулярно через две стенки (18), между которыми находится шестерня (21) педального механизма.
Как видно на фиг. 3, корпус в его задней части на участке меньшей высоты имеет центральный выступ (22), на котором крепится гребной винт (23), приводящийся в движение педальным механизмом (19) через трансмиссию (24), проходящую внутри промежуточной перегородки (17).
Как видно на фиг. 2 и 3, педальный механизм (19) находится спереди и слегка выше поверхности сиденья (11).
Рули (7) могут приводиться в движение тросом (не показан) с помощью рычага (25), находящегося на одной стороне сиденья (11), причем оба руля (7) приводятся в движение вместе.
Исходя из такой конфигурации, каяк по настоящему изобретению может легко приводиться в движение человеком в удобном положении на сиденье (11) с помощью рычага (25) для управления рулями (7) в доступном месте. Кроме того, каяк по настоящему изобретению также может приводиться в движение двухлопастным веслом с обычной конструкцией и способом управления.
В то же время трюм (13) с водонепроницаемой крышкой (15) позволяет транспортировать различные предметы или грузы без риска их намокания.
Хотя в примере, представленном на чертежах, каяк оснащен только одним сиденьем для пассажира, данное плавучее средство может иметь два или более сиденья с педальным механизмом, соединенным с цепью или трансмиссией для управления гребным винтом, при этом наличие нескольких сидений увеличивает длину корпуса.
Изобретение относится к малому судостроению, используемому для отдыха на воде и занятия спортом. Каяк включает легкий и узкий корпус с сиденьем для пассажира и оснащен гребным винтом и двумя педалями. Винт установлен внизу корпуса в его задней части и приводится в движение педалями, которые установлены спереди и над сиденьем. Педали и гребной винт соединены трансмиссией, которая проходит внутри корпуса под его поверхностью. Рули установлены в задней части симметрично по отношению к средней продольной плоскости корпуса и приводятся в движение вместе с помощью рычага, который находится на одной стороне сиденья, через трансмиссионный трос. Достигается удобное управление каяком и его перемещение. 4 з.п. ф-лы, 11 ил.
Разборный каяк