Код документа: RU2484006C2
Область техники
Предлагается способ замены цепной звездочки. Более конкретно, данный способ относится к замене цепной звездочки, находящейся на оси. Предлагается также устройство для осуществления данного способа.
Уровень техники
Цепную звездочку, которая используется совместно с якорной цепью на борту судна, часто необходимо заменять, чтобы обеспечивать работу с цепями различных размеров. Кроме того, цепная звездочка подвержена значительному износу, так что ее, как изнашиваемую часть, время от времени нужно заменять или доставлять в мастерскую для ремонта. Цепные звездочки описанного типа являются относительно большими и тяжелыми.
Согласно уровню техники цепные звездочки снимают и устанавливают с помощью подъемного оборудования и ручных инструментов. Такие операции могут представлять опасность, особенно когда судно подвержено сильной качке. Поэтому обычно они осуществляются на берегу, где обращение с цепными звездочками может проводиться безопасно в условиях относительно небольшого доступного пространства.
Задержки и перерывы в процессе замены цепной звездочки приводят к значительным потерям.
Раскрытие изобретения
Изобретение направлено на устранение или ослабление, по меньшей мере, одного из недостатков, свойственных уровню техники.
Данная задача решена созданием изобретения, обладающего признаками, раскрытыми в нижеследующем описании и в прилагаемой формуле.
Согласно изобретению способ замены цепной звездочки, находящейся на оси, характеризуется тем, что включает:
- установку гидроцилиндра на указанную ось;
- сдвигание с помощью гидроцилиндра указанной, первой цепной звездочки с оси;
- прикрепление первой цепной звездочки к транспортирующему устройству при ее удерживании в заданном положении гидроцилиндром;
- связывание второй цепной звездочки с гидроцилиндром при ее удерживании в заданном положении транспортирующим устройством и
- надвигание второй цепной звездочки на ось с помощью гидроцилиндра.
При этом гидроцилиндр может использоваться как направляющая для соответствующей цепной звездочки при ее сдвигании с оси или надвигании на ось.
Способ может включать также доставку первой цепной звездочки после ее отсоединения от гидроцилиндра в помещение, пригодное для ее хранения.
Для осуществления способа по изобретению создано устройство, которое характеризуется тем, что содержит гидроцилиндр, прикрепляемый к оси и связываемый с первой цепной звездочкой посредством адаптера.
При этом гидроцилиндр может быть введен, по меньшей мере, частично внутрь оси, что способствует созданию относительно компактной конструкции.
Гидроцилиндр может служить направляющей для цепной звездочки, что способствует обеспечению плавного перемещения этой звездочки.
Кроме того, гидроцилиндр может взаимодействовать с транспортирующим устройством. При этом во время прикрепления первой цепной звездочки к транспортирующему устройству она остается связанной с гидроцилиндром. Благодаря этому существует лишь незначительный риск смещения цепной звездочки во время данной операции.
Размеры адаптера могут быть выбраны из условия обеспечения возможности его состыковки с гидроцилиндром и с транспортирующим устройством, которое может быть образовано кареткой, способной катиться по рельсам.
Предпочтительно (но необязательно) поместить гидроцилиндр внутри центральной проточки, выполненной в оси. Однако гидроцилиндр должен быть сконструирован так, чтобы он мог поглощать изгибающие моменты, создаваемые весом цепной звездочки.
Способ и устройство по изобретению позволяют производить замену цепной звездочки таким образом, чтобы она была постоянно связана либо с гидроцилиндром, либо с транспортирующим устройством. Благодаря этому замена цепной звездочки будет происходить в контролируемом режиме, без риска ее случайных смещений. Тем самым существенно снижается риск повреждений и обеспечиваются условия для замены цепной звездочки при нахождении судна в открытом море.
Краткое описание чертежей
Далее, в качестве примера, будет описан предпочтительный вариант изобретения, который иллюстрируется прилагаемыми чертежами.
На фиг.1 показана, в перспективном изображении, цепная звездочка, установленная на оси.
На фиг.2 цепная звездочка и ось представлены в осевом разрезе.
На фиг.3 представлен тот же вид, что и на фиг.2, но после того, как цепная звездочка была смещена вдоль оси наружу.
На фиг.4 представлен тот же вид, что и на фиг.2, но после того, как цепная звездочка была снята с оси.
На фиг.5 представлен тот же вид, что и на фиг.2, но после того, как цепная звездочка была полностью отделена от оси, т.е. когда она может быть удалена.
Осуществление изобретения
На фиг.1 цепная звездочка 1 показана установленной на ось 2, снабженную фланцем. Вращение передается цепной звездочке 1 через участок 4, находящийся в ее осевом отверстии 6. Сечению данного участка придана форма многоугольника, полностью соответствующая профилю оси 2, составляющей часть якорной лебедки 8.
Предусмотрена замена представленной первой цепной звездочки второй цепной звездочкой.
В центральную проточку 12, выполненную в оси 2, установлен гидроцилиндр 10. Проточка 12 открыта со стороны свободного концевого отрезка 14 оси 2. Гидроцилиндр 10 (который предпочтительно удаляется из оси 2 в режиме нормального функционирования) присоединяется к ней посредством первого болтового соединения 16, в составе которого может иметься несколько болтов.
У гидроцилиндра 10 имеется корпус 18 с первой направляющей втулкой 20 и шток 22 поршня, который может перемещаться в направляющей втулке 20 и который присоединен к поршню 24. Поршень 24 установлен подвижно в корпусе 18 гидроцилиндра. Необходимые уплотнения направляющей втулки 20 и поршня 24 на чертежах не показаны. Поршень 24 известным образом разделяет полость корпуса гидроцилиндра на "плюсовую" камеру 26 и "минусовую" камеру 28. Направляющая втулка 20 и поршень 24 образуют подшипники скольжения относительно сопрягающихся с ними компонентов.
Первый канал 30 для гидравлической жидкости проходит сквозь шток 22 поршня вдоль его оси и заканчивается в плюсовой камере 26, тогда как второй канал 32 для гидравлической жидкости, проходящий сквозь шток 22 поршня, заканчивается в минусовой камере 28.
Каналы 30, 32 подведены, известным образом, к гидроагрегату (не изображен).
Шток 22 поршня присоединен посредством второго болтового соединения 34 к адаптеру 36, который, в свою очередь, может быть присоединен к цепной звездочке 1 посредством неизображенного резьбового соединения.
Адаптер 36 может также вводиться в транспортирующее устройство 38 в форме каретки, с которым он может быть связан посредством третьего болтового соединения 40 (см. фиг.4).
Транспортирующее устройство 38 снабжено колесиками (или роликами) 42, которые могут двигаться по горизонтальным рельсам 44, закрепленным на смежной конструкции 46.
На фиг.2 показан направляющий стержень 48. Он используется, когда требуется установить цепную звездочку 1 на ось 2, обеспечивая желательное угловое положение цепной звездочки относительно оси 2.
Когда нужно заменить цепную звездочку 1, сначала удаляют не изображенные средства ее фиксации на оси 2. Затем в центральную проточку 12 оси 2 устанавливают гидроцилиндр 10 и прикрепляют его к оси 2 посредством первого болтового соединения 16.
После этого к цепной звездочке 1 присоединяют адаптер 36, который прикрепляют также, посредством второго болтового соединения 34, к штоку 22 поршня (см. фиг.2).
Затем по первому каналу 30 нагнетают гидравлическую жидкость в плюсовую камеру 26, в результате чего поршень 24 сдвигает шток 22 поршня, адаптер 36 и, следовательно, цепную звездочку 1 вдоль оси 2 наружу (см. фиг.3).
При своем дальнейшем перемещении адаптер 36 упирается в транспортирующее устройство 38, после чего его прикрепляют к данному устройству посредством третьего болтового соединения 40 (см. фиг.4). При этом цепная звездочка 1 сходит с оси 2.
Шток 22 поршня отсоединяют от адаптера 36, разбирая второе болтовое соединение 34. Подавая гидравлическую жидкость под давлением в минусовую камеру 28 по второму каналу 32 при одновременном сливе гидравлической жидкости из камеры 26 по первому каналу 30, втягивают шток 22 поршня в корпус 18 гидроцилиндра. После этого цепную звездочку 1 можно откатить по рельсам 44 в направлении, поперечном оси 2 (см. фиг.5).
Когда цепную звездочку нужно установить на ось 2, описанные операции выполняются в обратном порядке. Как было упомянуто, наличие направляющего стержня 48 упрощает монтажные операции.
Изобретение относится к судостроительным механизмам подъема цепи, а точнее к способу замены цепной звездочки. Способ замены цепной звездочки (1), находящейся на оси (2), включает установку гидроцилиндра (10) на указанную ось (2). Затем сдвигание с помощью гидроцилиндра (10) указанной первой цепной звездочки (1) с оси (2). Далее прикрепление первой цепной звездочки (1) к транспортирующему устройству (38) при ее удерживании в заданном положении гидроцилиндром (10). Затем связывание второй цепной звездочки с гидроцилиндром (10) при ее удерживании в заданном положении транспортирующим устройством (38) и надвигание второй цепной звездочки на ось (2) с помощью гидроцилиндра (10). Устройство для замены цепной звездочки, находящейся на оси (2), содержит гидроцилиндр (10) и адаптер. Гидроцилиндр прикреплен к оси (2) и связан с указанной первой цепной звездочкой (1) посредством адаптера (36). Достигается отсутствие риска смещения звездочки, следовательно, снижается риск повреждений и обеспечивается возможность замены звездочки при нахождении судна в открытом море. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 5 ил.