Надувная моторная лодка - RU177429U1

Код документа: RU177429U1

Чертежи

Описание

Описание полезной модели

Назначение и область применения

Полезная модель относится к средствам передвижения по воде, в частности к надувным лодкам с подвесными моторами, в том числе гребным мотором, водометными двигателями, в том числе, эксплуатируемым в условиях мелководья.

Предшествующий уровень техники

Известны надувные лодки (например, РФ № 71623, МПК B63B 7/08, опубликован 20.03.2008 г.), содержащие корпус U-образной формы в плане, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, присоединенное снизу к корпусу надувное днище и установленный в кормовой части лодки транец. К числу существенных недостатков данного решения можно отнести ограниченную возможность ее применения на небольших глубинах и мелководье, т.к. гребной винт установленного на ней подвесного мотора для обеспечения нормальной работы должен быть расположен ниже уровня днища.

Известна также надувная моторная лодка (RU 154960 U1, B63B 7/08, B63B 35/73, 20.09.2015), часть надувного днища которой выполнена с осесимметричным продольным пазом М-образного профиля в поперечном сечении, включающим два канала, причем паз выполнен таким образом, что точка, расположенная на центральной продольной оси паза, находится ниже самых высоких точек каналов, соответствующего поперечного сечения паза, и выше самых низких точек днища. Недостатком известной надувной лодки является ограничение возможности прохождения данного судна по мелководью, поскольку, вследствие конструктивных особенностей лодки, невозможно установить подвесной мотор на достаточной для его безопасного функционирования высоте, а заниженная установка может приводить к повреждению редуктора, винта или водозаборника мотора.

Наиболее близким, принятым за прототип по совокупности существенных признаков, является известное решение надувной моторной лодки (RU 145840 U1, B63B 7/00, 27.09.2014), в надувном днище которой, присоединенном снизу к корпусу, со стороны плоскости, сопрягаемой с водой, выполнен начинающийся от кормового торца продольный осесимметричный паз клинообразной в вертикальном сечении формы с равномерным уменьшением его глубины к носовой части лодки, длина которого составляет от 5 до 50% от всей длины лодки, а глубина на кормовом торце днища от 2 до 10 см. К числу недостатков данного решения следует отнести, ограниченные возможности по применению подвесного мотора с гребным винтом, с предпочтительным использованием в составе конструкции водометного движителя, завоздушивание паза водоводного туннеля в процессе движения лодки и потере упора движителя (мотора) за счет попадание воздуха в водозаборник движителя и избыточное замывание водозаборника создающее сопротивление движению, что существенно снижает эксплуатационные характеристики лодки, а также ограничивает возможности прохождения данного судна по мелководью.

Сущность заявленной полезной модели

Техническая задача, решаемая заявленной полезной моделью, заключается в расширении арсенала известных технических средств, предложении простой и эффективной в практическом применении надувной лодки, оснащенной подвесным мотором и обладающей улучшенными эксплуатационными характеристиками, в том числе, при ее использовании на мелководье.

Технический результат, достигаемый заявленным решением полезной модели, заключается в повышении проходимости лодки на мелководье и каменистых участках за счет формирования на днище, в притранцевой области, паза фигурной формы, позволяющем оптимизировать размещение подвесного двигателя, как гребного, так и водометного, без риска его повреждения.

Заявленный технический результат достигается тем, что используют надувную моторную лодку, содержащую корпус U-образной в плане формы, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, установленный в кормовой части лодки транец, и присоединенное снизу к корпусу надувное днище, содержащее со стороны поверхности, сопрягаемой с водой продольный осесимметричный паз, прилегающий к кормовому торцу, полость которого ограничена сводом, образованным боковыми стенками, сопряженными с верхней поверхностью паза. При этом отличающуюся от прототипа тем, что паз выполнен фигурной формы, верхняя поверхность которого со стороны кормового торца содержит прямой в продольном, вертикальном сечении участок, образующий плоскую поверхность, параллельную верхней поверхности днища, плавно переходящий в наклонный в продольном, вертикальном сечении участок с уменьшением глубины паза к носовой части лодки.

При этом в одном из предпочтительных вариантов осуществления полезной модели наклонный в продольном, вертикальном сечении участок паза выполнен линейным с формированием плоской наклонной поверхности и равномерным уменьшением глубины паза к носовой части. При этом ширина паза в зоне прямого в продольном, вертикальном сечении участка, предпочтительно, выполнена постоянной и уменьшающейся в зоне наклонного в продольном, вертикальном сечении участка

В еще одном предпочтительном варианте осуществления полезной модели, наклонный участок паза в продольном, вертикальном сечении выполнен дугообразно выгнутым с плавным сопряжением с прямым в продольном, вертикальном сечении участком и формированием торцевой поверхности паза со стороны носовой части, сопряженной с торцевыми сторонами боковых сторон паза. При этом ширина паза в зоне прямого участка может быть выполнена постоянной и уменьшающейся в зоне наклонного участка. В другом варианте осуществления, ширина паза может быть выполненной уменьшающейся по его длине к носовой части.

Возможен также вариант осуществления, в котором боковые поверхности паза выполнены дугообразно выгнутыми, в частности, внутрь паза.

В другом возможном варианте осуществления полезной модели боковые поверхности паза выполнены наклонными по отношению к диаметральной плоскости и встречно направленными в верхней части с сужением полости паза кверху. При этом в еще одном возможном варианте осуществления полезной модели верхняя поверхность и боковые поверхности паза выполнены с плавным сопряжением, образуя в своих поперечных сечениях плавные криволинейные обводы, например, с формированием дугообразного свода с уменьшением глубины паза к носовой части.

В одном из возможных вариантов осуществления длина паза может быть более 50% все длины лодки.

В другом возможном варианте осуществления заявленной полезной модели, формообразование паза выполнено в виде кроя из материала нижней поверхности днища, тогда, как в другом варианте, форма паза может быть выполнена путем вставки из жесткого листового материала, например, стеклопластика, армированного эластичного материала, эластичного полимерного материала. При этом вставка, формирующая паз может быть вклеена, вшита, вшнурована или вставлена, закреплена снаружи днища, с поджатием формы днища снизу, любым другим способом, обеспечивающим фиксацию ее в установленном месте.

Краткое описание чертежей.

Полезная модель поясняется чертежами, где

фиг.1. - общий вид лодки сверху;

фиг.2 - общий вид лодки снизу (без транца);

фиг. 3 – вид кормы лодки сзади;

Фиг.4 – продольный вертикальный разрез лодки (без транца): а) общий вид лодки снизу(без транца); б) вид сбоку(без транца).

Чертежи, представленные на фиг.2 и 4 а); б), не содержат изображение транца для более наглядного представления формообразования паза днища.

Следует отметить, что прилагаемые чертежи иллюстрируют только один из наиболее предпочтительных вариантов выполнения полезной модели и не могут рассматриваться в качестве ограничения содержания полезной модели, которое включает и другие варианты осуществления.

Осуществимость полезной модели

Надувная моторная лодка содержит корпус 1, надувное днище 2 с пазом 3 расположенным со стороны кормового торца 4, транец 5, предназначенный для установки на него подвесного мотора, предпочтительно с гребным винтом (на чертежах не представлен). Согласно представленному на чертежах 1-4 примеру осуществления, паз 3 содержит со стороны кормового торца прямой в продольном вертикальном сечении прямой 6 участок верхней 7 поверхности паза, сопряженный с наклонным 8 участком, выполненный с уменьшением глубины паза к носовой части.

При этом, как следует из представленного примера осуществления заявленного решения полезной модели, прямой в сечении участок паза, образующий плоскую поверхность, параллельную верхней поверхности днища, прилегает к кормовому торцу днища и распространяется практически по всей длине паза, плавно переходя по радиусному скруглению в наклонный участок, образующий, в данном случае дугообразно выгнутую наклонную торцевую поверхности, которая по нижней стороне сопрягается с поверхностью днища лодки в носовой части, ограничивая тем самым полость паза со стороны носовой части.

Ограничивающие полость паза его боковые 9 стороны выполнены сопряженными с верхней 7 поверхностью паза и образованной, в рассматриваемом примере осуществления, наклонной поверхностью дугообразно выгнутой торцевой поверхностью паза. При этом боковые сторона паза представляют собой смежные с верхней поверхностью участки надувных элементов днища, образующих дугообразную поверхность боковых сторон, выгнутых вовнутрь паза.

Выполнение в надувном днище 2 паза 3 обеспечивает при движении лодки направление движения воды под определенным углом вверх и ее поступление в необходимом количестве на гребной винт подвесного двигателя, закрепленного на транце 4. Это позволяет уменьшить габаритную осадку и таким образом, повысить проходимость лодки, а также обеспечить более надежную защиту винта корпусом лодки от возможных механических повреждений, вызываемых расположенными в воде камнями, бревнами и другим «мусором», и возможность использовать моторы с более короткой «ногой» с расположением гребной винт ближе к поверхности воды, выше кормовой осадки самой лодки.

При этом поток воды и воздуха зажатый боковыми сторонами паза выталкивает лодку из воды (в большей степени данный эффект проявляется при их выполнении выпуклыми, либо наклонными с сужением полости паза кверху), а сводчатые обводы полости паза, образованные прямым и наклонным участками паза, особенно при выполнении последнего дугообразно выгнутым, обеспечивает «ламинарность» течения через паз, что позволяет снизить завоздушивание полости паза в процессе движения лодки и потерю упора движителя (мотора) за счет попадание воздуха в водозаборник движителя, а также существенно снизить и избыточное замывание водозаборника, в случае применения подвесного водометного движителя создающее сопротивление движению. Кроме того, форма паза с вышеуказанной изменяющейся геометрией обеспечивает снижение эффекта присасывания ко дну водоема, напротив существенно увеличивая подъемную силу и равномерность распределения скоростей в потоке, что повышает эффективность двигателя.

Полость паза, согласно заявленной полезной модели, предпочтительно выполнен глубиной до 150 мм, и длиной более 50% от общей длины днища., что при выбранной геометрии профиля паза, в том числе, при выполнении скругленных(дугообразно выгнутых) боковых сторон паза и свода верхней поверхности паза, обеспечивает сохранение потока внутри паза практически ламинарным, а полости паза заполненной водой вплоть до скоростей 30-35 км/ч.

Паз может быть выполнен совместно с днищем, например, использованием специально кроя, или в виде отдельного конструктивного элемента с последующим его монтажом на корпусе днища или внутри него. В качестве материала при формовании паза в виде отдельного конструктивного элемента – вставки могут быть использованы любые известные из уровня техники материалы, обеспечивающие, с одной стороны жесткость конструкции. а с другой – легкость и достаточно высокую прочность и надежность при воздействии ударных, изгибных и пр. разрушающих внешних воздействий, оказывающих влияние на конструкцию лодок при их эксплуатации. В частности, паз может быть выполнен из стеклопластика, эластичных полимерных материалов, в том числе армированных. Крепление паза, выполненного в виде вставки, может осуществлено любым известным из предшествующего уровня техники способом, в зависимости от места его установки: вклеен, вшит, вшнурован или вставлен, а также закреплен снаружи днища, с поджатием формы днища снизу, любым другим способом, обеспечивающим фиксацию его в установленном месте.

Таким образом, использование заявляемого технического решения позволяет повысит эксплуатационные характеристики лодки, в том числе повысить проходимость лодки на мелководье и каменистых участках за счет формирования на днище, в притранцевой области, паза фигурной формы, позволяющем оптимизировать размещение подвесного двигателя, как гребного, так и водометного, без риска его повреждения.

Реферат

Полезная модель относится к средствам передвижения по воде, в частности к надувным лодкам с подвесными моторами, эксплуатируемым в условиях мелководья. Надувная моторная лодка содержит корпус U-образной в плане формы, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, установленный в кормовой части лодки транец и присоединенное снизу к корпусу надувное днище, содержащее со стороны поверхности, сопрягаемой с водой продольный осесимметричный паз, прилегающий к кормовому торцу, полость которого ограничена сводом, образованным боковыми стенками, сопряженными с верхней поверхностью паза. Причем паз выполнен фигурной формы, верхняя поверхность которого со стороны кормового торца содержит прямой в продольном, вертикальном сечении участок, образующий плоскую поверхность, параллельную верхней поверхности днища, плавно переходящий в наклонный в продольном, вертикальном сечении участок с уменьшением глубины паза к носовой части лодки. Использование заявляемого технического решения позволяет расширить эксплуатационные характеристики надувных моторных лодок и обеспечивает повышение проходимости лодки на мелководье и каменистых участках.17 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула

1. Надувная моторная лодка, содержащая корпус U-образной в плане формы, образованный незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, установленный в кормовой части лодки транец и присоединенное снизу к корпусу надувное днище, содержащее со стороны поверхности, сопрягаемой с водой продольный осесимметричный паз, прилегающий к кормовому торцу, полость которого ограничена сводом, образованным боковыми стенками, сопряженными с верхней поверхностью паза, отличающаяся тем, что паз выполнен фигурной формы, верхняя поверхность которого со стороны кормового торца содержит прямой в продольном, вертикальном сечении участок, образующий плоскую поверхность, параллельную верхней поверхности днища, плавно переходящий в наклонный в продольном, вертикальном сечении участок с уменьшением глубины паза к носовой части лодки.
2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что наклонный в продольном, вертикальном сечении участок паза выполнен линейным с формированием плоской наклонной поверхности и равномерным уменьшением глубины паза к носовой части.
3. Лодка по п.2, отличающаяся тем, что ширина паза в зоне прямого в продольном, вертикальном сечении участка, предпочтительно, выполнена постоянной и уменьшающейся в зоне наклонного в продольном, вертикальном сечении участка.
4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что наклонный участок паза в продольном, вертикальном сечении выполнен дугообразно выгнутым с плавным сопряжением с прямым в продольном, вертикальном сечении участком и формированием торцевой поверхности паза со стороны носовой части, сопряженной с торцевыми сторонами боковых сторон паза.
5. Лодка по п.4, отличающаяся тем, что ширина паза в зоне прямого участка выполнена постоянной и уменьшающейся в зоне наклонного участка.
6. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что ширина паза выполнена уменьшающейся по его длине к носовой части.
7. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что боковые поверхности паза выполнены дугообразно выгнутыми внутрь паза.
8. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что боковые поверхности паза выполнены наклонными по отношению к диаметральной плоскости с сужением полости паза кверху.
9. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что верхняя поверхность и боковые поверхности паза выполнены с плавным сопряжением, образуя в своих поперечных сечениях плавные криволинейные обводы.
10. Лодка по п.9, отличающаяся тем, что верхняя поверхность и боковые поверхности паза выполнены с плавным сопряжением, образуя в своих поперечных сечениях плавные криволинейные обводы с формированием дугообразного свода с уменьшением глубины паза к носовой части.
11. Лодка по любому из пп.1-10, отличающаяся тем, что длина паза составляет более 50% всей длины днища лодки.
12. Лодка по любому из пп.1-10, отличающаяся тем, что формообразование паза выполнено в виде кроя из материала нижней поверхности днища.
13. Лодка по любому из пп.1-10, отличающаяся тем, что форма паза выполнена в виде вставки из жесткого листового материала.
14. Лодка по п.13, отличающаяся тем, что паз выполнен из стеклопластика.
15. Лодка по п.13, отличающаяся тем, что паз выполнен из армированного эластичного материала.
16. Лодка по п.13, отличающаяся тем, что паз выполнен из эластичного полимерного материала.
17. Лодка по п.13, отличающаяся тем, что вставка, формирующая паз, закреплена во внутреннем объеме днища, с повторением нижней поверхности днища формообразования паза.
18. Лодка по п.13, отличающаяся тем, что вставка, формирующая паз, закреплена снаружи днища, с поджатием формы днища снизу с обеспечением возможности фиксации вставки по месту ее установки и формирования формы нижней поверхности днища в соответствии с формообразованием паза.

Авторы

Патентообладатели

СПК: B63B7/082

Публикация: 2018-02-21

Дата подачи заявки: 2017-02-01

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам