Код документа: RU169992U1
Полезная модель относится к области малого судостроения и может быть использована в конструкции пайола надувной лодки.
Под термином «пайол» понимается съемный настил для установки на днище надувной лодки.
Пайол для надувной лодки исключает прогиб днища надувной лодки в поперечном и продольном направлениях, предохраняет днище и верхнюю часть надувного кильсона от механических повреждений.
Из описания патента RU 155210 U1, МПК B63B 7/08, публ. 27.09.2015 г. известна конструкция надувной лодки, включающая надувные борта, эластичное днище и расположенный над днищем пайол, выполненный сборным из носовой, кормовой и центральных секций, разъемно соединенных отрезками профиля.
Из описания патента RU 2247054, МПК B63B 7/08, публ. 27.02.2005 г. известна конструкция надувной лодки, включающая надувные борта, эластичное днище, продольные стрингеры и расположенный над днищем между стрингерами пайол, выполненный сборным из носовой, кормовой и центральных секций, разъемно соединенных отрезками профиля.
Техническая проблема, которая присуща известным конструкциям надувных лодок, заключается в невозможности извлечения секций пайола из надувной лодки, если борта лодки надуты.
Из-за наличия этой проблемы увеличивается трудоемкость обслуживания лодки, а именно, мойки наружной и внутренней поверхностей днища после использования лодки в водоеме.
Перед извлечением лодки на берег с целью транспортировки по суше или хранения ее с наружной и внутренней поверхностей днища, а также секций пайола необходимо смыть песок, грязь, ил, водоросли, другой мусор. Для выполнения этой операции секции пайола перед мойкой лодки необходимо извлечь из лодки. Если сдуть борта лодки для извлечения пайола, как это предусмотрено инструкцией на надувную лодку, эти борта затем придется снова надувать, поскольку мыть лодку со сдутыми бортами чрезвычайно неудобно.
Указанная выше техническая проблема также обуславливает выполнение пользователем жестко заданного порядка сборки или разборки надувной лодки.
За ближайший аналог заявляемого пайола для надувной лодки принята конструкция пайола, известная из описания патента RU 136413 U1, МПК B63B 7/08, публ. 10.01.2014 г. Пайол надувной лодки расположен над днищем между продольными стрингерами и выполнен сборным из носовой, кормовой и центральных секций, снабженных соединительными профилями для разъемного соединения. При этом для реализации разъемного соединения секций на кромке одной секции закреплен соединительный профиль со скругленным выступом, а на кромке другой секции - соединительный профиль с пазом.
Недостатком конструкции ближайшего аналога является невозможность его извлечения из лодки или установки в лодку с накачанными бортами.
Технические результаты, на достижение которых направлена полезная модель, заключаются в снижении трудоемкости обслуживания и повышении удобства обслуживания надувной лодки.
Указанные выше технические результаты достигаются в пайоле для надувной лодки, включающем в себя носовую, центральную и кормовую секции, снабженные соединительными профилями для разъемного соединения.
Указанные технические результаты достигаются тем, что центральная секция выполнена из сегментов, которые стыкуются между собой под острым углом α к продольной оси симметрии пайола. При этом сегменты могут быть снабжены соединительными профилями для разъемного соединения между собой. Центральная секция может состоять из нескольких ярусов, при этом каждый ярус выполняют из сегментов, которые стыкуются между собой под острым углом α к продольной оси симметрии пайола.
Выполнение сегментов центральной секции под острым углом позволяет легко извлекать секции пайола из надувной лодки, даже если борта лодки надуты. Также становится возможной установка пайола на днище лодки при надутых бортах.
Полезная модель поясняется следующими изображениями.
На Фиг. 1 изображена надувная лодка в сборе с пайолом;
На Фиг. 2 изображены секции пайола.
Позициями на Фиг. 1-2 обозначены:
1 - носовая секция пайола;
2 - центральная секция пайола;
3 - кормовая секция пайола;
4 - соединительный профиль;
5 - продольный стрингер;
6 - продольный стрингер;
7 - отверстие для воздушного клапана кильсона лодки;
8 - сегмент центральной секции пайола;
9 - сегмент кормовой секции пайола;
10 - надувной борт лодки;
11 - выемка под стрингер.
Полезная модель может быть успешно реализована в конструкции пайола, включающей в себя (см. Фиг.) носовую секцию 1, центральную секцию 2 и кормовую секцию 3, снабженные соединительными профилями 4.
Для реализации полезной модели выполняют следующие изменения в конструкции пайола.
Центральную секцию 2 выполняют составной из сегментов 8, которые стыкуются между собой под острым углом α к продольной оси симметрии пайола S1S2 (см. Фиг. 2). В предпочтительном исполнении сегменты 8 снабжают соединительными профилями 4 для разъемного соединения между собой. В сегментах 8 центральной секции 2 могут быть выполнены выемки под продольные стрингеры лодки.
Продольные стригнеры 5, 6 могут быть выполнены, например, из алюминиевого сплава.
Сегменты 8 могут быть выполнены, например, из водостойкой многослойной фанеры, полимерного материала или алюминиевого сплава. Соединительные профили могут быть выполнены, например, из алюминиевого сплава или полимерного материала.
Вариант реализации соединительных профилей, стыкующихся по принципу выступ-паз, описан в патенте RU 136413 U1, что не исключает применение соединительных профилей другого вида. Соединительные профили неразъемно присоединяют кромкам сегментов, например, с помощью клеевого соединения или заклепок.
Если надувная лодка имеет значительную протяженность, центральная секция пайола может быть составлена из нескольких ярусов; при этом каждый ярус выполняют из сегментов, которые стыкуются между собой под острым углом α к продольной оси симметрии пайола S1S2, которая совпадает с осью симметрии днища надувной лодки, как это показано на Фиг. 1, 2.
Заметим, что и кормовая секция пайола также может быть составлена из нескольких ярусов.
Пайол устанавливается на эластичное днище лодки следующим образом. Носовую секцию 1 задвигают в носовую часть днища лодки. Затем устанавливают один из сегментов 8 (яруса) центральной секции. Следующий сегмент 8 центральной секции задвигают вдоль линии стыковки, расположенной под острым углом α к продольной оси симметрии пайола. При полностью задвинутом сегменте 8 сегменты (яруса) центральной секции оказываются расклинены между продольными стрингерами, которые, в свою очередь, упираются в борта лодки. После установки центральной секции 2 устанавливают кормовую секцию 3, которая распирает и поджимает носовую и центральную секции. Кормовая секция 3 выполнена значительно меньшей по ширине, чем центральная секция 2, что облегчает сборку и разборку пайола.
Снятие пайола выполняют в обратной последовательности, независимо от того, надуты борта лодки или спущены. Извлекают кормовую секцию пайола. Вытягивают один из сегментов 8 центральной секции 2. Как только сегмент 8 подастся в направлении кормы, за счет трапециевидной формы сегментов 8 усилие, необходимое для извлечения сегмента, резко уменьшается. В последнюю очередь из лодки удаляют носовую секцию пайола.
Проведенные патентные исследования подтвердили мировую новизну полезной модели.
Испытания опытного образца пайола в составе надувной лодки подтвердили промышленную применимость полезной модели и ее соответствие заявленным техническим результатам.
Полезная модель относится к области судостроения и может быть использована в конструкции пайола надувной лодки. Технические результаты заключаются в снижении трудоемкости обслуживания и повышении удобства обслуживания надувной лодки. Указанные выше технические результаты достигаются в пайоле для надувной лодки, включающем в себя носовую, центральную и кормовую секции, снабженные соединительными профилями для разъемного соединения. Указанные технические результаты достигаются тем, что центральная секция выполнена из сегментов, которые стыкуются между собой под острым углом α к продольной оси симметрии SSпайола. 2 ил.