Код документа: RU162874U1
Полезная модель относится к плавучим средствам, а именно к конструкции малогабаритных надувных лодок, типа катамаран, применяемых в туристических походах, на охоте и рыбалке.
Известен разборный катамаран, содержащий два поплавка и разборный каркас, соединяющий их и включающий в себя четыре продольные балки, попарно установленные сверху вдоль поплавков и соединенные с ними посредством карманов и/или застежек, а также попарно размещенные поперечные балки, соединенные своими концами с наружными по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольными балками, причем узлы соединений указанных поперечных балок с внутренними по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольными балками связаны между собой сцепными диагональными стяжками с талрепами, при этом поперечные балки прижаты своими торцами встык к наружным по отношению к диаметральной плоскости катамарана продольным балкам, при этом в узлах соединений концов поперечных балок с указанными наружными продольными балками выполнены Т-образные муфты-тройники, имеющие сквозные гнезда, охватывающие продольные балки, и глухие гнезда, охватывающие концы поперечных балок (патент РФ №2032584 на изобретение, кл. B63B 1/14, опубл. 10.04.1995).
Известен надувной катамаран, включающий носовую часть, кормовую часть, два продольных разнесенных друг от друга надувных баллона, имеющие цилиндрическую часть и заостренную носовую и коническую кормовую оконечности, настил, расположенный между указанными баллонами, транец для размещения мотора, расположенный в кормовой части, при этом внутренние полости упомянутых баллонов разделены поперечными перегородками, разделяющими баллоны на отдельные отсеки, при этом катамаран содержит натяжное днище, которое прикреплено к надувным баллонам на уровне ниже верхней кромки упомянутых баллонов на расстоянии 5-50% их высоты, при этом настил расположен над натяжным днищем и образует кокпит, а в носовой части расположен дополнительный транец, на который установлен рундук, передняя стенка которого выполнена наклонной, с образованием гидродинамического обтекателя (патент РФ №138876 на полезную модель, кл. B63B 7/08, опубл. 27.03.2014).
Недостатками известных катамаранов являются недостаточная жесткость конструкции и неудобства при транспортировке складной лодки из-за объемности конструкции в собранном виде.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является складная лодка, состоящая из двух баллонов, объединенных складной рамой, состоящей из центральной части, на которой крепится сиденье, и двух крыльев, к которым крепятся баллоны, при этом центральная часть состоит из трех поперечных перекладин, при этом средняя и задняя перекладины скреплены между собой двумя продольными перекладинами, а между передней и средней крепится сиденье, крылья представляют собой согнутые рамки, повторяющие по форме верхний сегмент баллона, крылья прикреплены к поперечным перекладинам центральной части с помощью петель, установленных таким образом, который позволяет складывать крылья в противоположную сторону от сиденья, при этом на крыльях выполнены ответные части, соответствующие трем поперечным перекладинам центральной части, которые в разложенном состоянии упираются в торцы поперечных перекладин центральной части и препятствуют дальнейшему повороту крыльев относительно рамы (патент РФ №116122 на полезную модель, кл. B63B 7/08, опубл. 20.05.2012 - прототип).
Недостатками известной складной лодки являются:
- недостаточная жесткость складной конструкции из-за отсутствия фиксирующих элементов на боковых поверхностях баллонов, предназначенных для исключения линейного перемещения рамы относительно точки ее соединения с баллонами;
- неудобства при транспортировке складной лодки из-за объемности конструкции в собранном виде.
Техническим результатом полезной модели является создание надувного разборного катамарана, обладающего упрощенной и надежной в эксплуатации конструкцией и обеспечивающего повышение эксплуатационных качеств и удобство при транспортировке в собранном виде.
Технический результат достигается в надувном разборном катамаране, состоящем из двух надувных баллонов, объединенных металлической трубчатой рамой, состоящем из платформы, на которой крепится съемное сиденье, и двух крыльев, к которым прикреплены баллоны, при этом платформа рамы состоит из поперечных и продольных перекладин, крылья рамы представляют собой согнутые рамки, повторяющие по форме верхний сегмент баллонов, согласно полезной модели, платформа содержит две поперечные и две продольные перекладины, соединенные неразъемными соединениями, причем крылья рамы внутренними продольными сторонами зафиксированы на баллонах с помощью расположенных на боковой поверхности баллонов эластичных соединительных фиксаторов, исключающих линейное перемещение крыльев относительно баллонов, и прикреплены к баллонам с помощью ремней-затяжек, при этом платформа концевой частью поперечных перекладин закреплена разъемным соединением в посадочных местах в виде трубчатых патрубков, расположенных на боковой поверхности внутренних продольных сторон крыльев и зафиксирована через соосные отверстия на их боковых поверхностях при помощи фиксирующих устройств, в торцевых отверстиях внутренних продольных сторон крыльев установлены соответственно две передние продольные подножки J-образной формы и задний багажник U-образной формы, зафиксированные при помощи фиксирующих устройств, сиденье установлено в пазах продольных перекладин платформы и закреплено крепежными элементами.
В таком надувном разборном катамаране предпочтительно:
- баллоны установлены симметрично относительно продольной оси катамарана;
- баллоны выполнены односекционными;
- баллоны имеют цилиндрическую центральную часть и заостренные носовую и кормовую оконечности;
- баллоны изготовлены из ПВХ или износостойкой ткани типа нейлон;
- на внешних продольных сторонах крыльев установлены неразъемным соединением дугообразные элементы с крепежными устройствами, в которых закреплены съемные уключины;
- сиденье выполнено с возможностью регулировки под рост пользователя;
- сиденье выполнено складным и изготовлено из пластикового материала;
- крепежные элементы крепления сиденья в пазах продольных перекладин платформы выполнены в виде шпилек с гайками-барашками;
- передние подножки выполнены с небольшим загибом вверх передней короткой стороны, а на их боковой концевой части просверлены на равном расстоянии несколько отверстий для регулировки их длины, выступающей из торца внутренней продольной стороны крыльев, под рост пользователя;
- под платформой и багажником расположено натяжное днище, изготовленное из материала «CORDURA» и закрепленное к внутренним продольным сторонам крыльев, а также к задней и боковым сторонам багажника ремнями-затяжками;
- фиксирующее устройство выполнено в виде пружинного шплинта;
- неразъемные соединения металлических элементов катамарана выполнены методом сварки.
Наличие отличительных признаков позволяет достичь положительного эффекта, выражающегося в создании надувного разборного катамарана, обладающего упрощенной и надежной в эксплуатации конструкцией и обеспечивающего повышение эксплуатационных качеств и удобство при транспортировке в собранном виде.
Использование заявляемой полезной модели в качестве малогабаритного надувного разборного катамарана, применяемого в туристических походах, на охоте и рыбалке, обеспечивает ей соответствие критерию «промышленная применимость».
Заявляемая полезная модель иллюстрируется чертежами:
фиг. 1 показан общий вид надувного разборного катамарана;
фиг. 2 - общий вид надувного разборного катамарана (без сиденья и натяжного днища);
фиг. 3 - вид сбоку надувного разборного катамарана;
на фиг. 4 - вид надувного разборного катамарана в разобранном виде.
Надувной разборный катамаран состоит из двух надувных баллонов 1, объединенных металлической трубчатой рамой, состоящей из платформы 2, на которой крепится съемное сиденье 3, и двух крыльев 4, к которым прикреплены баллоны 1, при этом платформа 2 рамы состоит из поперечных 5 и продольных 6 перекладин, крылья 4 рамы представляют собой согнутые рамки, повторяющие по форме верхний сегмент баллонов 1, при этом платформа 2 содержит две поперечные 5 и две продольные 6 перекладины, соединенные неразъемными соединениями, причем крылья 4 рамы внутренними продольными сторонами зафиксированы на баллонах 1 с помощью расположенных на боковой поверхности баллонов 1 эластичных соединительных фиксаторов 7, исключающих линейное перемещение крыльев 4 относительно баллонов 1, и прикреплены к баллонам 1 с помощью ремней-затяжек 8, платформа 2 концевой частью поперечных перекладин 5 закреплена разъемным соединением в посадочных местах в виде трубчатых патрубков 9, расположенных на боковой поверхности внутренних продольных сторон крыльев 4 и зафиксирована через соосные отверстия на их боковых поверхностях при помощи фиксирующих устройств 10, в торцевых отверстиях внутренних продольных сторон крыльев 4 установлены соответственно две передние продольные подножки 11 J-образной формы и задний багажник 12 U-образной формы, зафиксированные при помощи фиксирующих устройств 13, сиденье 3 установлено в пазах 14 продольных перекладин 6 платформы 2 и закреплено крепежными элементами 15.
В таком надувном разборном катамаране предпочтительно:
- баллоны 1 установлены симметрично относительно продольной оси катамарана,
- баллоны 1 выполнены односекционными,
- баллоны 1 имеют цилиндрическую центральную часть и заостренные носовую и кормовую оконечности,
- баллоны 1 изготовлены из ПВХ или износостойкой ткани типа нейлон,
- на внешних продольных сторонах крыльев 4 установлены неразъемным соединением дугообразные элементы 16 с крепежными устройствами 17, в которых закреплены съемные уключины 18,
- сиденье 3 выполнено с возможностью регулировки под рост пользователя,
- сиденье 3 выполнено складным и изготовлено из пластикового материала,
- крепежные элементы 15 крепления сиденья 3 в пазах 14 продольных перекладин 6 платформы 2 выполнены в виде шпилек с гайками-барашками,
- передние подножки 11 выполнены с небольшим загибом вверх передней короткой стороны, а на их боковой концевой части просверлены на равном расстоянии несколько отверстий для регулировки их длины, выступающей из торца внутренней продольной стороны крыльев, под рост пользователя,
- под платформой 2 и багажником 12 расположено натяжное днище 19, изготовленное из материала «CORDURA» и закрепленное к внутренним продольным сторонам крыльев 4, а также к задней и боковым сторонам багажника 12 ремнями-затяжками 8,
- фиксирующее устройство 10 выполнено в виде пружинного шплинта,
- неразъемные соединения металлических элементов катамарана выполнены методом сварки.
Заявляемый надувной разборный катамаран собирается следующим образом.
Перед спуском на воду катамаран в собранном виде вытаскивается из транспортного рюкзака. Надувные баллоны 1 наполняют воздухом. Крылья 4 фиксируют в эластичных соединительных фиксаторах 7, расположенных на внутренней боковой поверхности баллонов 1, и крепят к баллонам 1 при помощи ремней-стяжек 8. Затем платформу 2 торцевой частью ее поперечных перекладин 5 вставляют в трубчатые патрубки 9, расположенные на боковой поверхности внутренних сторон крыльев 4 и закрепляют при помощи фиксирующих устройств 10 в соосных отверстиях, расположенных на концевых боковых поверхностях поперечных перекладин 5 и трубчатых патрубков 9. Далее к внутренним продольным сторонам крыльев 4 и задней стороне багажника 12 крепится натяжное днище 19. В пазы 14 в продольных перекладинах 6 платформы 2 устанавливается сиденье 3 и крепится к платформе 2 при помощи крепежных элементов 15. К задней торцевой части внутренних продольных сторон крыльев 4 присоединяется задний багажник 12 и фиксируется при помощи фиксирующих элементов 13, а к передней торцевой части внутренних продольных сторон крыльев 4 присоединяются передние подножки 11, регулируются по длине под пользователя и фиксируется при помощи фиксирующих элементов 13. В уключины 18 вставляются гребные весла и катамаран в собранном виде спускается на воду.
При движении катамаран имеет высокие гидродинамические характеристики, обладает хорошей маневренностью, устойчивостью и высокой безопасностью на воде.
Указанные конструктивные особенности заявляемого надувного разъемного катамарана выгодно отличают его от прототипа.
1. Надувной разборный катамаран, состоящий из двух надувных баллонов, объединенных металлической трубчатой рамой, состоящей из платформы, на которой крепится съемное сиденье, и двух крыльев, к которым прикреплены баллоны, при этом платформа рамы состоит из поперечных и продольных перекладин, крылья рамы представляют собой согнутые рамки, повторяющие по форме верхний сегмент баллонов, отличающийся тем, что платформа содержит две поперечные и две продольные перекладины, соединенные неразъемными соединениями, причем крылья рамы внутренними продольными сторонами зафиксированы на баллонах с помощью расположенных на боковой поверхности баллонов эластичных соединительных фиксаторов, исключающих линейное перемещение крыльев относительно баллонов, и прикреплены к баллонам с помощью ремней-затяжек, при этом платформа концевой частью поперечных перекладин закреплена разъемным соединением в посадочных местах в виде трубчатых патрубков, расположенных на боковой поверхности внутренних продольных сторон крыльев, и зафиксирована через соосные отверстия на их боковых поверхностях при помощи фиксирующих устройств, в торцевых отверстиях внутренних продольных сторон крыльев установлены соответственно две передние продольные подножки J-образной формы и задний багажник U-образной формы, зафиксированные при помощи фиксирующих устройств, сиденье установлено в пазах продольных перекладин платформы и закреплено крепежными элементами.2. Надувной разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что баллоны установлены симметрично относительно продольной оси катамарана.3. Надувной разборный катамаран по п.1, отличающийся тем, что балл