Код документа: RU196948U1
Предлагаемая полезная модель относится к судостроению и может быть использована в качестве съемной защиты материала надувной лодки от камней, льда, торосов.
Известно средство защиты днища транспортного средства, которое может являться лодкой. Данная конструкция содержит соединенные между собой несколько слоев защитных листов, сформированных в виде дна лодки, части ее боковых бортов и носового загиба, в частном случае, без образования кормовой части, имеющие средства крепления к бортам лодки. Среди слоев имеется упругий ненамокаемый слой деформационной прокладки, например в виде пневмобаллонов, расположенный между внешним слоев и днищем и зажатый между ними, при этом внешний слой выполнен из нетканого полотна, образованного из продольных элементов, скрепленных поперечными нитями (пат. РФ на изобретение №2225313, МПК В63В 1/22, B60F 3/00, опубл. 27.10.2003, Бюл. №30).
Недостатком данной конструкции являются плохие эксплуатационные свойства из-за неспособности защиты днища добавлять жесткость лодке, так как имеется только гибкие внешний слой и деформационная прокладка, за которыми, в случае надувной лодки следует гибкий материал днища. Излишне большая податливость пневмобаллонов приводит к большим упругим деформациям внешнего слоя, что снижает его долговечность.
Известно днище корпуса глиссирующей амфибии, содержащее несущую раму с формообразующими ребрами жесткости в несколько уровней, внешний защитный слой, выполненный из упругих листов, закрепленный с загибом по бортам на несущей раме, амортизирующие воздухсодержащие и непромокаемые упругие элементы, расположенные в пространстве между внешней амортизирующей обшивкой и несущей рамой, представляющие собой слой, расположенный между внешним защитным слоем и упругими листами. Конструкция является герметичной и борта внешнего защитного слоя являются одновременно бортами глиссирующей амфибии (пат. РФ на полезную модель №184968, МПК B60F 3/00, В63В 1/18, опубл. 15.11.2018, Бюл. №32).
Недостатком данной конструкции является сложность использования для надувных лодок из-за большой толщины, так как борта внешнего защитного слоя являются одновременно бортами водного транспортного средства.
Известна съемная защита днища и бортов надувной лодки, конструкция которой принята за прототип, содержащая соединенные между собой защитные листы, сформированные в виде дна, имеющего продолжение загибами на часть высоты боковых бортов и носового загиба надувной лодки, без образования кормовой части, имеющие средства крепления к бортам лодки. Защитные листы выполнены в виде одного слоя, имеют нахлест друг на друга с целью подгонки для лодок разных размеров (а. с. СССР №1397359, МПК В63В 7/08, В63Н 21/26, опубл. 23.05.1988, Бюл. №19).
Данная конструкция может быть выполнена быстросъемной, так как не требует герметичного соединения защитных листов к бортам надувной лодки, потому что они не образуют кормовую часть и вода, которая попадает в пространство между дном лодки и слоем защитных листов, может свободно сливаться наружу, при этом защитные листы могут быть сформированы в виде части боковых бортов и носового загиба лодки, что уменьшает толщину конструкции. Недостатком данной конструкции является низкие амортизационные способности и износостойкость слоя защитных листов, так как материал, из которого он выполнен должен одновременно обладать износостойкостью, жесткостью и упругостью.
Задачей предлагаемого изобретения является улучшение эксплуатационных свойств защиты днища и бортов надувной лодки, путем улучшения амортизационных способностей с обеспечением ремонтопригодности и повышения износостойкости без уменьшения жесткости и значительного увеличения толщины конструкции.
Для достижения указанного технического результата в устройстве защиты днища и бортов надувной лодки, содержащем соединенные между собой защитные листы, сформированные в виде дна, имеющего продолжение загибами на часть высоты боковых бортов и носового загиба надувной лодки, без образования кормовой части, имеющие средства крепления к бортам надувной лодки применены следующие новые признаки.
Защитные листы образуют несколько слоев, среди которых имеется слой из упругого ненамокаемого материала в виде деформационной прокладки, расположенной между слоями листов и зажатой между ними резьбовым соединением, при этом защитные листы внешнего слоя выполнены из полиэтилена низкого давления, имеются ребра жесткости для формообразования слоев защитных листов.
Предлагаемая полезная модель иллюстрируется чертежами, где на фиг. 1 изображено устройство защиты днища и бортов надувной лодки, поперечный разрез; на фиг. 2 - продольный разрез; на фиг. 3 - изображение защиты днища надувной лодки, установленной на надувную аэролодку.
Надувная лодка содержит днище 1 и борта, представляющие собой боковые борта 2 и носовой загиб 3 (не являются элементами полезной модели).
Устройство защиты днища 1 и бортов 2 и 3 надувной лодки содержит соединенные между собой несколько слоев 4, 5 и 6 защитных листов, которые сформированы в виде в виде дна, например плоскодонного или килеватого, имеющего продолжение загибами на часть высоты боковых бортов 2 и носового загиба 3 надувной лодки, без образования кормовой части, имеющие средства крепления к бортам 2 и 3 надувной лодки, например, при помощи шнуровки 7 загибов.
Среди защитных листов имеется слой 5 из упругого ненамокаемого материала в виде деформационной прокладки, например из вспененной резины, расположенной между слоями листов 4 и 6 и зажатой между ними резьбовым соединением, например винтами 8, вкрученными снаружи. Материалом, из которого выполнен слой 6, может являться, например алюминий, как наиболее легкий и дешевый. Такой материал обладает достаточными упругостью, износостойкостью и несущей прочностью для винтов 8. Защитные листы внешнего слоя 4 выполнены из полиэтилена, например полиэтилена низкого давления. В частности, внешний слой 4 может быть составлен из участков защитных листов совмещенных встык или внахлест.
Имеются ребра 9 жесткости для формообразования слоев 4, 5 и 6 защитных листов, которые выполнены, например, из легкого конструкционного материала, в частности металлопроката алюминия. Ребра 9 жесткости выполнены так, что обеспечивают или помогают обеспечить требуемую форму и размеры внутренней поверхности устройства защиты днища 1 и бортов 2 и 3 надувной лодки, для этого они могут быть выполнены достаточной толщины и в достаточном количестве. Для увеличения площади прилегания устройства защиты днища 1 и бортов 2 и 3 надувной лодки к поверхности надувной лодки пространство между ребрами 9 жесткости может быть заполнено ненамокаемым легким материалом, например листами 10 экструдированного пенополистирола или пенопласта.
Винты 8, через деформационную прокладку, могут быть вкручены как в слой 6, так и в ребра 9 жесткости, в зависимости от материала и толщины слоя 6. Вместо винтов 8 может быть использовано болтовое соединение.
Работает устройство защиты днища 1 и бортов 2 и 3 надувной лодки следующим образом.
В исходном состоянии устройство защиты днища 1 и бортов 2 и 3 надувной лодки может быть закреплено к боковым бортам 2 и носовому загибу 3 надувной лодки негерметично, например, с помощью шнуровки 7 загибов. При передвижении надувной лодки по камням, льду, торосам, внешний защитный слой 4 воспринимает их истирающее действие и, упруго деформируясь, передает усилия на слой 5, который является деформационной прокладкой, из-за чего ребра 9 жесткости и слой 6 предохраняются от поломок, а надувная лодка испытывает меньшие деформации и защищена от износа.
Так как несколько слоев 4, 5 и 6 защитных листов сформированы без образования кормовой части, вода, которая попадает в пространство между днища 1 надувной лодки и слоем 6 защитных листов, может свободно сливаться наружу, и не задерживается там из-за того, что слой 5 выполнен из ненамокаемого материала.
Так как несколько слоев 4, 5 и 6 защитных листов сформированы в виде дна, имеющего продолжение загибами только на часть высоты боковых бортов 2 и носового загиба 3 надувной лодки, уменьшается толщина устройства защиты днища 1 и бортов 2 и 3 надувной лодки, что допустимо в условиях не востребованности его герметичности, при этом у надувной лодки являются защищенными наиболее нагруженные нижние части ее боковых бортов 2 и носового загиба 3.
При необходимости внешний защитный слой 4 может быть демонтирован путем вывинчивания винтов 8 и замены на новый.
Таким образом, происходит улучшение эксплуатационных свойств защиты днища 1 и бортов 2 и 3 надувной лодки, путем улучшения амортизационных способностей с обеспечением ремонтопригодности и повышения износостойкости без уменьшения жесткости и значительного увеличения толщины конструкции.
Устройство защиты днища и бортов надувной лодки относится к судостроению и может быть использовано в качестве съемной защиты материала надувной лодки от камней, льда, торосов. Улучшаются эксплуатационные свойства, путем улучшения амортизационных способностей с обеспечением ремонтопригодности и повышения износостойкости без уменьшения жесткости и значительного увеличения толщины конструкции. Имеются соединенные между собой защитные листы, сформированные в виде дна. Дно имеет продолжение загибами на часть высоты боковых бортов и носового загиба надувной лодки, без образования кормовой части. Защитные листы имеют средства крепления к бортам надувной лодки. Защитные листы образуют несколько слоев, среди которых имеется слой из упругого ненамокаемого материала в виде деформационной прокладки, расположенной между слоями листов и зажатой между ними резьбовым соединением в нескольких точках, при этом защитные листы внешнего слоя выполнены из полиэтилена. Имеются ребра жесткости для формообразования слоев защитных листов. 2 ил.
Надувная лодка