Код документа: RU2096243C1
Изобретение относится к судостроению и касается строительства торговых судов со стальными корпусами, имеющих один главный судовой двигатель.
Известно судно, преимущественно, торговое, содержащее стальной корпус, расположенный в нем один главный судовой двигатель, связанный с гребным валом и размещенный в открытом вверху приемном помещении, при этом вокруг двигателя расположены вспомогательные помещения. (FR, Акцентованная заявка N 2196933 на патент Франции, B 63 B 11/00, опублик. 22.03.74г.).
Однако, строительство такого судна малорентабельно, зависит от погодных условий выполнения строительных работ и длительно по времени.
Технический результат от реализации описываемого изобретения состоит в повышении рентабельности строительства судна, сокращение его сроков и в устранении зависимости выполнения строительных работ от погодных условий.
Этот технический результат достигается тем, что у судна, преимущественно торгового, содержащего стальной корпус, расположенный в нем один главный судовой двигатель, связанный с гребным валом и размещенный в открытом вверху приемном помещении, вокруг двигателя расположены вспомогательные помещения, приемное помещение для главного судового двигателя выполнено ступенчато расширяющимся от днища вверх по ширине и по длине корпуса судна, при этом приемное помещение образовано первой, второй и третьей группами ступенчато расположенных стенок, высота, длина и ширина которых кратны базовому размеру, а вспомогательные помещения размещены в прямоугольных контейнерах или их рамах, находящихся в пространстве приемного помещения для главного судового двигателя, ограниченном вышеуказанными ступенчатыми стенками, и имеющих первый размер, кратный базовому размеру.
Кроме того, первый размер прямоугольных контейнеров или их рам равен их высоте.
Наряду с этим у такого судна каждый контейнер или каждая рама контейнера имеет второй размер, кратный базовому размеру.
Кроме того, у такого судна каждый контейнер или его рама имеют третий размер, кратный базовому размеру, при этом их высота, длина и ширина кратны базовому размеру.
Наряду с этим у такого судна базовый размер может быть равен 3 метрам.
Кроме того, у такого судна между обшивкой его корпуса и ступенчато расположенными стенками размещены дополнительные вспомогательные помещения.
Наряду с этим ширина дополнительных вспомогательных помещений у такого судна может быть меньше базового размера.
Кроме того, у такого судна впереди и(или) позади главного судового двигателя целесообразно располагать согласующие контейнеры или их рамы, первый размер которых совпадает с базовым.
Наряду с этим у такого судна эти контейнеры или их рамы могут иметь второй размер, который может совпадать с базовым, причем первый или второй размер может являться их высотой.
Кроме того, у такого судна эти контейнеры или их рамы могут иметь ширину, соответствующую ширине главного судового двигателя, и большую по величине, чем базовый размер.
Наряду с этим у такого судна эти контейнеры или их рамы могут иметь длину, соответствующую длине установки гребного вала, и по величине большую, чем базовый размер.
Кроме того, у такого судна все контейнеры или их рамы целесообразно выполнять с одинаковой высотой, равной базовому размеру, преимущественно 3 метрам.
Наряду с этим у такого судна прямоугольные основания всех контейнеров или их рам, кроме согласующих контейнеров или их рам, могут выполняться с короткой стороной, равной одному базовому размеру, преимущественно 3 метрам, и с длинной стороной, равной двум базовым размерам, преимущественно 6 метрам.
Кроме того, у такого судна ступенчато расположенные стенки целесообразно выполнять с люковыми проемами.
Наряду с этим у такого судна каждый контейнер или его рама могут быть выполнены с нижней частью, высота которой равна 1/3 базового размера, и с верхней частью, высота которой составляет 2/3 базового размера.
Кроме того, у такого судна между вышеуказанными частями каждого контейнера или его рамы целесообразно устанавливать прямоугольную раму для конструкции размещения приборов или прохода людей.
Наряду с этим у такого судна каждый контейнер или его рама могут выполняться с несущими преимущественно четырехгранными вертикальными трубами, размещенными с шагом, соответствующим базовому размеру.
Кроме того, у такого судна целесообразно все смежные контейнеры или их рамы соединять между собой по вертикали или со смежными горизонтальными стенками из тех, которые расположены ступенчато, посредством штыревых соединений при точном сопряжении по вертикали.
На фиг. 1 схематически изображен боковой вид кормовой оконечности корпуса описываемого судна; на фиг.2 схема шпангоутных сечений кормовой оконечности корпуса описываемого судна, показанного на фиг.1; на фиг.3 -7 - схематические изображения отдельных шпангоутных сечений, показанных на фиг.2, с графическим изображением сечений ступенчато расположенных стенок внутри корпуса описываемого судна; на фиг.8 схема сечений по четырем ватерлиниям кормовой оконечности корпуса, показанной на фиг.1 и 2; на фиг.9 - схематические изображения отдельного сечения по ватерлинии кормовой оконечности, показанной на фиг.8, на уровне двойного дна; на фиг.10 то же, на уровне нижней платформы кормовой оконечности корпуса описываемого судна; на фиг.11 то же, на уровне верхней платформы кормовой оконечности корпуса описываемого судна; на фиг.12 16 те же схематические изображения отдельных шпангоутных сечений, которые показаны и на фиг.3 -7, но с изображением главного судового двигателя и контейнеров или их рам, размещенных вокруг этого двигателя; на фиг.17 схематическое изображение сечения на уровне двойного дна по ватерлинии кормовой оконечности корпуса описываемого судна, но с указанием главного судового двигателя и окружающих его контейнеров или их рам; на фиг. 18 то же, на уровне нижней платформы кормовой оконечности корпуса описываемого судна; на фиг.19 то же, на уровне ее верхней платформы; на фиг.20 то же сечение корпуса описываемого судна по шпангоуту, что и на фиг.3, но с изображением люковых проемов; на фиг.21 то же сечение кормовой оконечности корпуса описываемого судна на уровне нижней платформы, что и то, которое показано на фиг.10, но с иэображением расположения люковых проемов; на фиг.22 боковой вид рамы стандартного контейнера, выполненной согласно описываемому изобретению; на фиг. 23 вид сверху на эту раму; на фиг.24 вид с торца на эту раму; на фиг.25 боковой вид рамы согласующего контейнера, выполненной согласно настоящему изобретению; на фиг.26 боковой вид рамы согласующего контейнера; на фиг.27 вид сверху на прямоугольную раму с перемычками, предназначенную для конструкции размещения приборов или прохода людей; на фиг.28 вид сверху на длинную перемычку этой прямоугольной рамы; на фиг.29 вид сверху на короткую перемычку этой последней вышеуказанной рамы; на фиг.30 боковой вид концевых участков перемычек, изображенных на фиг.28 и 29; на фиг.31 вид сверху на установленные четыре прямоугольных контейнера на базовых опорах штыревых соединений, которые размещены на горизонтальной стенке ступени корпуса описываемого судна; на фиг.32 боковой вид базовой опоры с 4 штыревыми соединениями; на фиг.33 вид сверху на такую опору с четырьмя штыревыми соединениями; на фиг.34 боковой вид базовой опоры с 2-мя штыревыми соединениями; на фиг.35 вид сверху на опору, показанную на фиг.34; на фиг.36 вертикальный разрез штыревого соединения четырехгранных труб двух установленных друг на друга контейнеров; на фиг.37 то же, что показано на фиг.22, но с изображением пульта управления судном и места трассы прокладки кабелей; на фиг.38 вид сверху на раму стандартного контейнера с изображением пульта управления судном и места трассы прокладки кабелей; на фиг.39 вид с торца на эту раму с изображением пульта управления судном и места трассы прокладки кабелей; на фиг.40 боковой вид согласующего контейнера с расширенной областью согласования и со схемой насосов и канала для подачи забортной воды; на фиг.41 вид сверху на согласующий контейнер с насосами для подачи забортной воды; на фиг. 42 вид с торца на согласующий контейнер с насосом и каналом для подачи забортной воды, а также с установленным сверху другим согласующим контейнером; на фиг. 43 боковой двух установленных друг на друге согласующих контейнеров, имеющих встроенные межпалубные трапы; на фиг.44 вид сверху на согласующие контейнеры, имеющие межпалубные трапы; на фиг.45 - вид с торца на эти согласующие контейнеры с межпалубными трапами.
На фиг.1, 2 и 8 в кормовой части стального корпуса судна 12 преимущественно торгового, показан главный двигатель 11 с установленным позади гребным валом 27. В продольном направлении судна показаны отдельные шпангоуты от 0 до 37. На фиг.1 показаны основная плоскость 42, двойное дно 43, нижняя палуба 44, а также размещенные над ней нижняя платформа 45, верхняя платформа 46 и главная (верхняя) палуба 47.
На фиг.3 7 показаны сечения по шпангоутам 37, 22, 6, 22, 15 или 11.
В области этих шпангоутов находится кормовая часть корпуса судна 12 с помещением 20 машинного отделения, которое свободно от шпангоутов и палуб и расширяется снизу вверх ступенями с помощью ступенчато расположенных стенок, или выполнено ступенчатым согласно чертежам на фиг.9 11, сужаясь спереди назад. На чертежах фиг.9 11 показаны горизонтальные сечения по ватерлиниям кормовой части корпуса судна 12 на уровне двойного дна 43, нижней платформы 45 и верхней платформы 46. Также на этих чертежах показаны шпангоуты с теми же позиционными номерами, что и на фиг.1 и 8.
На основании построения, видимого на фиг.3 7 и 9 11, помещение 20 для главного судового двигателя 11 образовано первой, второй и третьей группами ступенчато расположенных горизонтальных 14, вертикальных продольных 15 и вертикальных поперечных 16 стенок. Продольное направление судна везде показано числом 13.
На фиг.1 и 12 19, добавочно к показанным на фиг. 3 7 и 9 11 контейнерам 17, 21 или 25, показаны контейнеры внутри помещения 20, причем размеры ступенчатых стенок 14, 15, 16 и контейнеров 17, 21, 25 определяются следующим образом.
Показанные стандартные контейнеры 17 согласно фиг.18, 19 имеют прямоугольное сечение в плане с короткой стороны 23 и длинной стороны 24. Длина короткой стороны 23 составляет 3 м, а длинной стороны 6 м.
Вертикальный габарит 48 стандартных контейнеров 17 составляет 3 метра по фиг. 16 12, также определяется базовым размером 3 м. действующим в горизонтальном направлении. Как можно понять по чертежам на фиг. 12 19, стенки 14, 15, 16 в области рядом с главным двигателем 11 расположены так, что рядом с главным двигателем 11 можно расположить один или два стандартных контейнера 17. Длины, ширины и высоты ступенчатых стенок 14, 15, 16 также согласованы с указанным базовым размером. С точностью до допусков контейнеры 17, 21, 25 прилегают к ступенчатым стенкам 14, 15, 16 так, чтобы там соответствующим образом крепиться к корпусу судна 12.
Согласно чертежам на фиг.1 и 17 19 перед главным судовым двигателем 11 друг на друга поставлены два согласующих контейнера 21, которые в продольном направлении судна 12 и по высоте соответствуют базовому размеру, т.е. в этих направлениях их размер равен 3 м. В поперечном направлении, однако, согласно чертежам на фиг.17 19 средняя их часть выполнена удлиненной в поперечном направлении судна для того, чтобы таким образом заполнить пространство в машинном отделении между главным двигателем 11 и передней переборкой машинного отделения 49. По обе стороны рядом со средней областью согласования 22 предусмотрены по два кубических объема 17 с размерами стороны 3 м.
Три расположенные друг над другом согласующих контейнера 21 выполнены идентичными и установлены друг над другом в вертикальном направлении.
Позади двигателя 11, согласно чертежу на фиг.18, между нижней палубой 44 и следующей нижней платформой 45 размещен еще один согласующий контейнер 25', ширина которого равна ширине двигателя 11, длина которого примерно равна длине установки гребного вала 27 с гребным винтом, а высота которого соответствует базовому размеру 3 м.
Между нижней платформой 45 и верхней платформой 46 согласно чертежам на фиг. 2 и 19 расположен еще один согласующий контейнер 25, размеры которого в продольном направлении 13 судна и в вертикальном направлении соответствуют размерам согласующего контейнера 25' по чертежу на фиг.18, который, однако, в поперечном направлении судна имеет на 3 м большие размеры в каждую сторону, так что согласно чертежу фиг.19 он точно входит в базовый размер, определенный шириной главного двигателя 11 и стандартного контейнера 17.
В согласующих контейнерах 25, 25' в базовом размере находится только вертикальный размер, тогда как ширина согласующих контейнеров согласована с шириной двигателя 11, а длина согласующего контейнера с длиной установки гребного вала 27 с гребным винтом.
Как ясно видно по чертежам на фиг.12 19, весь объем рядом, впереди и позади двигателя 11 полностью заполнен стандартными контейнерами 17 и согласующими контейнерами 21, 26, 25'.
Согласно чертежу на фиг.1, расстояние между нижней палубой 44 и нижней платформой 45, затем между нижней 45 и верхней 46 платформами, а также между верхней платформой 46 и главной палубой 47 выдержано в базовом размере, т.е. по 3 м.
На чертежах фиг.20 и 21 соответственно показаны сечения по шпангоуту 37 и по горизонтальной ватерлинии на уровне нижней платформы 45, аналогично фиг. 3 и 10, причем дополнительно показаны люковые проемы 28 в стенках 14, 15. Проемы 28 предпочтительно имеют размеры люка, и во встраиваемых контейнерах 17, 21 и 25 предусмотрены соответствующие соединяющиеся с этими проемами 28 штуцера, соединители, отверстия и т.п. (на чертежах не показано).
Сквозь проемы 28 доступны объемы между помещением 20 и внешней обшивкой корпуса 19 судна. Посредством размещения, например, цистерн или складов, эта часть корпуса 12 судна может использоваться в качестве полезных вспомогательных помещений 18, между которыми и контейнерами 17, 21, 25 проемы 28 служат средством сообщения.
Позади помещения 20 на чертеже фиг.9 и позади контейнера 21 на чертеже фиг. 17 по обе стороны могут быть еще встроены стандартные контейнеры, в которых вертикальная базовая опора сзади снаружи может отсутствовать, чтобы получить согласование с сужающимся в сторону кормы корпусом описываемого судна.
Строительство описываемого судна согласно чертежам фиг.1 21 производится следующим образом.
В то время, когда корпус судна с формой обводов, показанной на чертежах фиг. 1 11, строят на стапеле верфи, параллельно с этим в специальных мастерских изготавливают предназначенные для встраивания в помещении 20 элементы, такие, как главный двигатель 11, установку гребного вала 27 с гребным валом и контейнеры 17, 21, 25, 25' с содержащимся внутри снаряжением.
После изготовления корпуса судна затем сначала монтируют главный двигатель 11 и гребной вал 27 с гребным винтом. В заключение сверху друг на друга в корпус опускают стандартные контейнеры 17, а также согласующие контейнеры 21, 25 или 25'. При необходимости перед этим несколько контейнеров, например, согласующих контейнеров 21, показанных на чертеже фиг.1, собирают в связку, а затем вместе опускают в корпус.
После установки всех узлов в помещение 20 производят электрические, гидравлические и прочие соединения между отдельными узлами, и производят их крепление соответствующим образом.
Наконец, сверху на корпус устанавливают надстройки, которые на чертежах фиг. 12 16 показаны лишь схематично, в виде плиты 50. Через предусмотренную перед переборкой 49 машинного отделения шахту 58 (фиг.17 19) могут быть выполнены требуемые соединения между надстройками и машинным отделением.
На фиг. 22 24 показано предпочтительное строительство рамы стандартного контейнера 17 согласно описываемому изобретению. Она состоит из установленных в базовом размере 3 м четырех четырехгранных вертикальных труб 33 квадратного сечения, высота которых соответствует базовому размеру 3 м, и которые имеют сечение 0,2 м х 0,2 м.
На уровне примерно 1/3 снизу вдоль вертикальных труб 33 предусмотрена горизонтальная прямоугольная рама 31, которая имеет размеры 3 х 6 м и в середине имеет перемычку 51 длиной 3 м.
Таким образом, создают очень прочную раму в особенности при вертикальном штабелировании, внутри которой могут быть установлено все желаемое снаряжение.
За счет прямоугольной рамы 31 и поперечных перемычек 51 стандартная рама контейнера 17 разделена на нижнюю часть 29 и верхнюю часть 30. Верхняя часть 30 имеет высоту примерно 2 м, и в ней могут находиться и передвигаться люди. Нижняя часть 29 прежде всего предназначена для укладки трасс кабелей, трубопроводов машин и т.п.
На фиг. 25 и 26 при тех же видах, что и на фиг.22, 23 показаны согласующие контейнеры 21, ширина которых в противоположность их выполнения согласно чертежам на фиг.1 19 уже, чем величина крайних базовых размеров. Далее рама стандартного контейнера 17 на фиг.26 показана с двумя расположенными по длине согласующей части 22 поперечными перемычками 52.
Высота квадратных труб 33 также составляет 3 м и у контейнеров, изображенных на чертежах фиг.25, 26.
Фиг. 27 это вид рамы стандартного контейнера 17, аналогичный тому, который показан на фиг. 23, причем согласно описываемому изобретению на уровне прямоугольной рамы 31 и поперечных перемычек 51 встроена нижняя конструкция 32, которая состоит их базовых перемычек 53 длиной 3 м и полубазовых перемычек 54 длиной 1,5 м, которые согласно чертежам фиг.28 30 выполнены в виде квадратных труб с уголковыми концевыми частями 55, которые накладываются на поверхность прямоугольной рамы 31, поперечных перемычек 51 или длинных перемычек 53 и там крепятся, например, с помощью болтов типа "Пеко" ("Peko").
На фиг. 31 при виде сверху показано примерное расположение множества базовых опор 34 на горизонтальной ступенчатой стенке 14. Согласно чертежам фиг. 32, 33 каждая базовая опора состоит из крестообразного основания 65, на котором лежит квадратная пластина, которая образует четыре, параллельные днищевой стенке 14 пластинчатые элементы 35, из середины которых выступает вверх по установочная цапфа 56 штыревого соединения.
Квадратные трубы 36 на нижней стороне, как и верхняя квадратная труба 33, изображены на фиг.36 так, что отверстием 56' нижней концевой пластины 56'', они могут надеваться на вертикальные цапфы 56 и таким образом, при штыревом соединении безупречно юстироваться относительно стенки 14 ступени.
Согласно фиг. 31 в общем пять прямоугольных стандартных контейнеров 17, близко примыкающих друг к другу, могут стоять на предусмотренных базовых опорах 34.
В районе стенки бункера 36 основание 65 базовой опоры 34 может состоять лишь из двух расположенных рядом стыковочных элементов 35 с двумя стыковочными цапфами 56 штыревых соединений по углам сетки базовых опор. В углу достаточно располагать один стыковочный элемент 35.
Так же, как квадратные трубы 33, посредством вертикальных отверстий 56' могут надеваться на цапфы 56 штыревых соединений основания 55, согласно фиг. 36, и две квадратные трубы 33 могут быть состыкованы друг с другом за счет того, что в их одинаковых отверстиях 56' находится цапфа 56 штыревого соединения, которая сначала забивается в отверстие 56' верхней концевой пластины 56'', а затем сверху на цапфу надевается своим отверстием 56' концевая пластина 56''.
Согласно фиг.37 39 в стандартном контейнере 17 расположен ходовой пульт 37 управления судном над прямоугольной рамой 31. Имеющееся перед пультом 37 место 57 удобно доступно оператору, он там может ходить. Место перед пультом 37 снизу может иметь панель 59 в качестве пола. Под прямоугольной рамой 31 предусмотрено место 38 для прокладки трассы кабелей, проводов и т.п.
На фиг. 40 42 показан согласующий контейнер 21 со средней согласующей областью 22 и двумя боковыми кубическими отсеками 17', выполненными согласно сетке базовых опор. В верхней части расположены насосы 39 для подачи забортной воды, а под прямоугольной рамой 31 находятся трасса кабелей и среди прочего канал 40 для подачи забортной воды.
На фиг. 42 показана схема штабелирования (установки друг на друга) двух рам согласующих контейнеров 21.
Наконец, на фиг. 43 45 показано расположение межпалубных трапов 41 между двумя, установленными друг на друга рамами стандартных контейнеров 17. Таким образом, становятся доступными для людей контейнеры, расположенные друг над другом на различных уровнях.
Использование: изобретение относится к судостроению и касается строительства торговых судов со стальными корпусами, имеющих, по крайней мере, один главный судовой двигатель. Сущность изобретения заключается в том, что у судна, содержащего стальной корпус, расположенный в нем один главный судовой двигатель, связанный с гребным валом и размещенный в открытом вверху приемным помещением, вокруг двигателя расположены вспомогательные помещения, приемное помещение для главного судового двигателя выполнено ступенчато расширяющимся от днища вверх по ширине и по длине корпуса судна, при этом приемное помещение образовано первой, второй и третьей группами ступенчато расположенных стенок, высота, длина и ширина которых кратны базовому размеру, а вспомогательные помещения размещены в прямоугольных контейнерах или их рамах, находящихся в пространстве приемного помещения для главного судового двигателя, ограниченным вышеуказанными ступенчатыми стенками, и имеющих первый размер, кратный базовому размеру. 17 з. п. ф-лы, 45 ил.