Код документа: SU686608A3
Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, преимущественно к производству малогабаритных гусеничных движителей для саней или других лыжеобразных транспортных средст Известно лыжеобразное устройство на гусеничнс ходу с приводом от дви ателя, содержащее бесконечную шарнирную цепь, приводимую в движение звездочкой, и снегозацепные элементы , разнесенные вдоль цепи и прикрепленные к ней с помощью крепежного звена, образующего часть цепи , и имеющего крепежную пластину, каждый снегозацепной элемент имеет снегозахватывающую часть, расположенную напротив стороны зацепления звез дочки, и выполнен в виде выступающей лопатки 1. Однако лопатки могут разрушаться в месте соединения их с крепежными звеньями при огибании.ими звездочки. Цель изобретения - предохранение от разрушения лопатки в месте соединения ее с крепежным звеном во вре мя .движения лопатки в районе звездоч ки с ускорением или замедлением. Эта цель достигается тем, что выступающая лопатка в предлагаемом уст ЕОйстве эластично соединена с крепежным звеном. Кроме того, каждый снегозацепной элемент может быть выполнен в виде целого узла, :включающего в себя пластины треугольного . профиля и выступающие лопатки, снегозахватывающая часть снегозацепного элемента может быть отлита непосредственно на пластине; пластину целесообразно перфорировать, а снегозахватывающую часть целесообразно механически соединить с пластиной за счет вышеуказанной перфорадии; снегозацепной элемент в месте крепления с пластиной может быть выполнен более широким, чем последняя и с убывающей жесткостью от места крепления к концу. С целью предупреждения закупорки снегом пространства между снегозацепным элементом и звездочкой , сиегозацепной элемент может быть выполнен с отверстием, через которое сторона зацепления со звездочкой сообщена со снегозацепной стороной . Кроме того, снегозацепной элемент может быть выполнен из полиуретана с твердостью по Шору 37-47 по шкале D. На фиг. 1 показано лыжеобразное устройство, общий вид; на фиг. 2 то же, задняя часть; на фиг, 3 участок ведущей звездочки при начале движения снегозацепной лопатки вокруг звездочки, вид сбоку; на фиг. 4 участок ведущей звездочки при конце движения снегозацепной лопатки вокруг звездочки, вид сбоку; на фиг. 5 вариант выполнения снегозацепного {элемента со стороны захвата снега; на фиг. 6 - то же, частичный вид сзади; на фиг. 7 - тот же вариант выполнения , вид со стороны зацепления звездочки; на фиг. 8 - сечение А-А фиг. 6; на. фиг. 9 - тот же вариант выполнения , крепежное звено снегозацепного эл1;мента.
Лыжеобразное устройство 1 состоит из передней части 2 и задней части 3. Задняя часть 3 служит для установки гусеничного хода с двигателем 4. Гусеничный ход выполнен в виде бесконечной шарнирной цепи 5, приводимой в движение звездочкой 6, установленной на валу 7. Зрездочка б соединена с валом 7 при помощи муфты 8 свободного хода. На шарнирной цепи 5 установлены снегозацепные элементы 9, которые разнесены вдоль цепи и прикреплены к ней с помощью крепежного звена 10, образующего одно из звеньев цепи. Для крепления снегозацепного элемента 9 к, звену 10 последнее имеет крепежную пластину, 11. Элемент 9 выполнен из эластичного материала. Он имеет в сечении треугольньлй профиль, передняя часть которого образует снегозацепной участок 12, а верхняя - лопатку 13, которая непосредственно врезается в снег
Снегозацепной элемент 9 выполнен с отверстием 14, через которое сторо .на зацепления со звездочкой сообщена со снегозацепной стороной. Через это отверстиенабивающийся под звездочкой снег проталкивается наружу. Для лучшей очистки отверстия его ось и стенки образуют некоторый угол 15 относительно плоскости цепи {фиг. 8)
По краям отверстия 14 размещены ролики 16, 17, служащие для зацепления с зубом 18 звездочки 6. Для того, чтобы в отверстие 14 не набивался , снег в то время, когда элемент 9 находится в контакте с поверхностью снежного покрова, оно выполнено так, что перекрьдвается изогнутой лопаткой 13, опирающейся в это время на плоскость движения.
Работает устройство следующим образом. Когда лопатка 13. начинает огибать звездочку 6, центр 19 массы выступающего элемента 9 испытывает ускорение. Если бы элемент 9 был твердым или жестким, степень ускорения была бы крайне высока. Однако за счет эластичной конструкции и гибкости лопатки 13 последняя может пружинить назад (фиг. 3) с постеленным возвращением в исходное положение , благодаря чему уменьшаются разрушающие усилия. Аналогично ведет себя лопатка при выходе из зацепления со звездочками 6 и 20. В этом случае в лопатке образуются усилия, появляющиеся вследствие отрицательных ускорений.
На фиг. 5-8 изображен вариант крепления элемента 9 к звену 10. Крепежное звено 10 выполнено с перфорациями 21, снегозахватывающий элемент 9 выполнен из эластичного упругого материала, предпочтительно из полиуретана с твердостью .по Шору ;37-47 по шкале D. Элемент 9 отливают непосредственно на крепежной пластине 11 с частичной перфорацией, что обусловливает его сцепление с ней, и механически соединяют с перфорацией 21. Отверстие 14 расширяется по направлению к снегозацепляющей стороне под некоторым углом.
Элемент 9 значительно шире крепежной пластины 11, жесткость его уменьшается с увеличением расстояния от пластины 11, так что когда на выступающую лопатку действуют сгибающие усилия при обычной работе или при наезде на препятствие, они не концентрируются опасным образом в определенном участке элемента.
Возможны и другие модификации и варианты изготовления элемента 9 и его крепления к звену 10.
Предлагаемое устройство обеспечивает создание подвижного, устойчивого к механической нагрузке, одновременно эластичного и крепкого с.него-. зацепа для гусеничного хода лыж с приводом от двигателя. При этом значительно угиюньшается масса снегозацепного элемента, что важно для уменш ения центробежных и внутренних сил.
Формула изобретения
1. Лнжеобразное устройство на гусеничном ходу с приводом от двигателя , содержащее бесконечную шарнирную цепь, приводимую в движение звездоч .кой, и снегозацепные элементы, раз:несенные вдоль цепи и прикрепленные к ней с помощью крепежного звена, образующего часть цепи и имеющего крепежную пластину, каждый снегозацепной элемент имеет снегозахваты .вающую часть, расположенную напротив стороне зацепления звездочки, и.вы-полнен в виде,выступающей лопатки, отличающееся тем, что, с целью предохранения от разрушения лопатки в месте соединения, ее с крепежным звене во время движения лопатки в районе звездочки с ускорением или замедлением, выступающая лопака эластично, соединен а с крепежным .звеном. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый сне гозацепной элемент выполнен в виде целого узла, включающего в себя плас тины треугольного профиля и выступающие лопатки, 3.Устройство по п. 2, о т л ичающееся тем, что снегозахва тьюающая часть снегоэацепного элемен та отлита непосредственно на пластиft& .. 4.Устройство по п. 3, отличающееся тем, что пластина перфорирована, а снегозахватывающая часть механически соединена с пластиной за счет вышеуказанной перфорации . 5.Устройство по п. 2, отличающееся тем, что снегозацеп ной элемент в месте крепления с плас . тиной выполнен более широким, чем последняя, и с убывающей жесткостью от места крепления к концу. 6. Устройство по. п. 2, отличающееся тем, что, с целью предупреждения закупорки снегом пространства между снегрзацепным элементом и звездочкой, снегозацепной элемент выполнен с отверстием, через которое сторона зацепления со звездочкой сообщена со снегозацепной стороной. 7. Устройство по п. 2 отличающееся тем, что снегозацепной элемент выполнен из полиуретана с твердостью по Шору 37-47 по шкале D. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3853192, кл. 180-5, 10.12.74 (прототип).
-r.