Код документа: RU2000246C1
Изобретение относится к медицинскому , туристическому и спортивному оборудованию , а именно к коляскам для инвалидов и туристов, велосипедам для туристов и спортсменов
Известны различные средства передвижения инвалидов. Например, тележка для инвалидов содержит раму с колесами, приводной механизм, состоящий из зубчатой рейки, двух шестерен, коромысла, тяги с пазами и опорных роликов для рейки, возвратной пружины, переключателя хода тележки , ограничителя хода тележки и направляющих зубчатой рейки.
Недостатком этой тележки является низкий КПД ее приводного механизма, что создает большие трудности для инвалидов при пользовании ими коляской.
Изсестна коляска, содержащая раму с сидением, колесами и приводом, включаю- щс м о себя два блока на ведущей оси, свя- 3fjiiHbix через меланизмы свободного хода с этой осью На раме установлена ось, на которой находится коническое зубчатое колесо связывающее конический зубчатой передачей оба блока, которые гибкими связями, навитыми на них, связаны с рамой.
Недостатком этой коляски является то, что каждое из ведущих колес не снабжено отдельным для него проводом, что уменьшает удобство управлением коляской,
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является транспортное мускульное средство, содержащее раму с сидением колесами и привод, содержащий дпе втулки с муфтами свободного хода связанные с осью ведущего колеса и находящиеся в зацеплении с двумя секторами зубчатых колес установленных на одной осп, жестко связанной с рамой и проходящей через центры их начальных окружностей, а оба секте рз связаны с педалями
Недостатком этого транспортного мускульного средства является ОДГНЛКОРЫИ знак обоих зубчатых зацеплений его пршю70 С
,) О О
10
;о Р, ps
О
да, что уменьшает КПД его привода из-за наличия у него холостого хода.
Цель изобретения - увеличение компоновочных возможностей привода за счет уменьшения его габаритных размеров вдоль его ведущих колес, позволяющих удобное применение привода для каждого ведущего колеса отдельно в коляске, а также и в велосипеде. Применение предложения позволяет иметь коляску-велосипед с малогабаритным приводом, лишенным холостого хода, с высоким КПД.
Поставленная цель достигается выполнением коляски, содержащей раму с сидением , колесами и привод, содержащий две втулки с муфтами свободного хода, имеющие элементы зацепления для связи с двумя секторами зубчатых колес, установленных на одной оси, жестко связанной с рамой и проходящей через центры их начальных окружностей , оба сектора связаны с рычагами или педалями, один сектор выполнен с внешним зацеплением, другой с внутренним .
На фиг. 1 схематично показана коляска без передней оси и сидения, разрез по задней оси; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1: на фиг. 3 - коляска, выполненная велосипедом .
Коляска выполнена трех- или четырехколесной , содержит раму 1, жестко связанную с задней осью 2, которая через подшипники 3 связана с ведущими колесами 4, на втулке 5 каждого из которых находятся две втулки 6 и 7, связанные с втулкой 5 соответственно муфтами свободного хода 8 и 9 одного направления стопорения - в сторону движения коляски вперед. Втулки 6 и 7 соответственно имеют зубчатые венцы 10 и 11, которыми они находятся соответственно: во внутреннем зубчатом зацеплении с сектором зубчатого колеса 12 и во внешнем зубчатом зацеплении с сектором зубчатого колеса 13. Сектора 12 и 13 одинаково содержат угол, разный 20-100° и передаточные отношения обоих зацеплений по абсолютной величине одинаковы и равны 2-12. Секторы 12 и 13 жестко связаны между собой и с рычагом 14с рукояткой 15 и находятся с возможностью вращения на оси 16, жестко связанной с рамой 1. Центры начальных окружностей секторов зубчатых колес 12 и 13 находятся на оси этого вращения. Коляска для одноруких инвалидов (не показана ) имеет один рычаг 14 и соответственно один привод, связанный описанным выше выполнением не с втулкой 5, а осью 2, которая для этого случая имеет жесткую связь с колесами 4 и находится на раме 1 с возможностью вращения.
Велосипед выполнен двухколесным и содержит раму 1. в которой в подшипниках 17 находится задняя ось 18, жестко связанная с ведущим задним колесом 4. По обе
стороны рамы 1 на оси 18 выполнены по одному описанному выше приводу, в котором рычаг 14 выполнен в виде педали 19. Педали 19 обоих приводов связаны между собой через гибкую связь 20 в виде шнура
или тросика, проходящую через блок 21, находящийся на раме 1 с возможностью вращения относительно оси, лежащей в плоскости вращения задней оси 18. Велосипед имеет сидение 22, руль 23 и переднее
5 колесо 24. Велосипед может быть выполнен и одноприводным (не показан). В этом случае секторы 12 и 13 отдельно связаны со своими педалями 19 и соответственно с их зубчатыми зацеплениями и втулками 6 и 7,
0 муфтами свободного хода 8 и 9, стопорящими относительно оси 18. находятся по обе стороны рамы 1.
Движение коляски осуществляема возвратным вращением рычагами 14 через ру5 коятки 15 на их оси 16. Через секторы 12 и 14 их зубчатыми зацеплениями соответственно с втулками 6 и 7 и соответственно муфты свободного хода 8 и 9 это вращение при обоих их направлениях передается на
0 втулку 5 и колесо 4. Крутящий момент колесо 4 при этом получает в обоих случаях одного направления, так как эти зацепления различны по знаку, а муфты свободного хода 8 и 9 имеют одно направление их стопорения.
5 Одинаковая интенсивность работы обоими рычагами 14 обеспечивает прямолинейное движение коляски. В противном случае коляска поворачивает в ту или иную сторону. Коляска для однорукого инвалида с одним
0 рычагом 14 движется только прямолинейно и для ее поворота требуется специальное поворотное устройство, оно на чертеже не показано. Для движения назад нужно непосредственно воздействовать руками на
5 колеса 4 или осуществлять реверс стопорения муфт свободного хода 8 и 9, еспи для этого есть специальное устройство.
Движение велосипеда совершается аналогично через педали 19, вращение ко0 торых относительно друг друга всегда в обратных направлениях обеспечивается их связь через гибкую связь 20. Повороты осуществляются рулем 23. Движения однопри- водного и двухприводного велосипедов
5 ничем не отличаются друг от друга, кроме того, что в одноприводном велосипеде крутящий момент передается то по одну сторону рамы 1, то по другую (и это создает односторонние изгибающие моменты на ось 18) в двухприводном велосиподр крутящие моменты передаются на ось 18 с обеих сторон рамы 1 одновременно
Формула изобретения Коляска-велосипед, содержащая раму с сиденьем, колесами и привод, содержащий две втулки с муфтами свободного хода, имеющие элементы зацепления для связи с двумя секторами зубчатых колес установленных на одной оси, жестко связанной с рамой и проходящей через центры их начальных окружностей, оба сектора связаны с рычагами с педалями, отличающаяся тем, что один сектор выполнен с внешним зацеплением , а другой - с внутренним.
Использование: в медицинском, туристическом и спортивном оборудовании, относится к коляскам для инвалидов и туристов, велосипедам для туристов и спортсменов. Сущность изобретения: трех- или четырехколесная коляска имеет по приводному механизму на каждое из двух ведущих колес, находящихся с возможностью вращения на задней оси Каждый из этих приводных механизмов состоит из двух втулок , находящихся на втулке ведущего колеса и связанных с ней муфтой свободного хода Обе втулки находятся в зубчатом зацеплении одна из них - через внутреннее, а другая - через внешнее зацепление с секторами зубчатых колес, жестко связанных между собой и находящихся с возможностью вращения на оси, жестко связанной с рамой параллельно оси ведущего колеса и проходящей через центры их начальных окружностей , а также жестко связанных с ры чагом с рукояткой. 3 ил