Код документа: SU1237075A3
1237075
2, Велосипед поп,1,отли- 3. Велосипед по п., о т л и ч ающий ся тем, что ось допол-чающийся тем, что конец рынительного шатуна параллельно смеще-чага установлен шарнирно на рулевой
на относительно оси шатуна..колонке,,
1
Изобретение относится к велосипеду , в частности к велосипеду, в котором вращение ведущего колеса осу- 1цествляется приложением усилия поп е- ременно к педали и/или к седлу,
Цель изобретения - облегчение педалирования .
На фиг.I схематично изображен предлагаемый велосипед, вид сбоку; на фиг,2 - то же, изометрия; на фиг..З - то. же, план; на фиг.4 - педальный механизм, вид сбоку; на фиг.5 - график рабочих положений кривошипа педали кривошипа и траверсы педального механизма.
Велосипед 1 содержит главную раму 2, заднее колесо 3 и переднее колесо 4. Переднее колесо 4 свободно вращается в передней вилке 5, которая жестко связана с рукоятками 6 управления. Заднее колесо смонтировано на раме 2 с возможностью вращеНИН , в которое оно приводится ведущей звездочкой 7 цепной передачи 8 и ведомой звездочкой 9.. Заднее коле- со 3 имеет обычную втулку свободного хода, позволяющую ему вращаться, когда ведущая звездочка 7, цепь 8 и ведомая звездочка 9 неподвижны. Ведущая звездочка 7 установлена на ра- ме 2 с возможностью вращения под воздействием дополнительного механизма , который содержит рычаг 10, тягу 1, дополнительный шатун 12 и шатуны 13 и 14. Тяга 11 щарнирно за- креплена на передней вилке 5 и имеет смонтированное на ней седло 15, Тяга 11 шарнино закреплена в средней части рычага 10 и приводится в кача- тельное движение шатуном 12 в верти- кальной плоскости. Втулочные подшипники 16 предотвращают чрезмерное перемещение элемента для передачи усилия тяги 11, а следовательно, и рычага 10 в-боковых направлениях при езде на велосипеде. Дополнительный
шатун 12 шарнирно соединен с тягой 11, а все вместе - с соответствуюЕЩ- ми шатунами 13 и 14 и работают как единый жесткий элемент, вращающийся вокруг оси вращения звездочки 7. Дополнительный шатун 12 и соответствующий шатун 13 соединены со звездочкой 7, благодаря чему при повороте дополнительного шатуна 12, шатунов 13 и 14 в переднем направлении происходит поворот приводного зубчатого колеса в том же переднем направлении. Каждый шатун 13 имеет педаль 17, смонтированную на нем с возможностью вращения ,
Велосипед работает следующим образом .
При езде на велосипеде педали 17 могут быть подняты в Наивысшее положение и усилие, приложенигое к ним, заставляет шатуны 13 и дополнительный шатун 12 и звездочку 7 вращаться в переднем направлении, при этом тяга 11 и рычаг 10 движутся вверх. Когда педали достигают своего низшего положения, рычаг 10 поднимается в свое наивысшее положение, и вес велосипедиста, воздействующий на седло 15, тягу 11 толкает вниз, обеспечивая продолжение вращения дополнительного шатуна 12, шатунов 13 и 14 и звездочки 7 до тех пор, пока педали не достигнут своего высшего положения, а рычаг 10 не придет в свое низшее положение. Соответствующие положения шатуна 13, дополнительного шатуна 12 и рычага 10 показаны на фиг,4,
При езде велосипед может использоваться , как описано вьш1е. Кроме того, велосипедист может встать на одну педаль и, когда педаль 17 достигнет своего низшего положения, придав велосипеду импульсы для движения вперед, опуститься на седло 15, вызывая поворот звездочки 7 под
воздействием дополнительного шатуна 12 и шатунов I3 и 14.
При этом передаточное отношение между звездочкой 7 и звездочкой 9 должно быть высоким. Оно может дости гать значений 20:1 или 30:1, что может быть обеспечено как использованием звездочки 7 большого размера, так и использованием внутреннего зубчатого зацепления во втулке зад- Htro колеса 3. Это становится возможным потому, что для привода велосипеда используется вес велосипедиста , а это позволяет ехать быстро. Передаточное отношение может быть выбрано таким, что при движении велосипеда на средней скорости число оборотов звездочки 7 составляло 10- 20 в минуту, т.е. примерно соответствует частоте дыхания велосипедис- та. Педали 17 движутся синхронно, и расстояние меясду седлом 15 и педалями 17 периодически изменяется. Таким образом, предлагаемый велосипед становится особенно пригодным для фенировок.
Эффективность прворотного усилия, воздействующего на шипы, дополнительный шатун 12 и шатуны 13 и 1А во вре мя движения педалей 17 вниз, может
быть увеличена за счет использования ремня, прикрепленного к седлу 15 и охватывающего талию и/или бедра велосипедиста , благодаря чему велосипедист сможет тянуть вверх седло 15, нажимая ногами на педали 17.
Таким образом, для движения велосипеда достаточно лишь одной педали 17. В альтернативном виде выполнения изобретения используется одна педаль 17 и один шатун 13. Следовательно, предлагаемым велосипедом может пользоваться инвалид.
В другом вийе выполнения изобретения предложено средство для изменения усилия, которое воздействует на дополнительный шатун I2 при приложении к нему веса велосипедиста от седла 5. Так, например, положение седла 15 на рычаге 10 может быть изменено, либо вместо седла 15 может быть использовано удлиненное седло, смонтированное на тяге 1I параллельно ей, благодаря чему вес велосипедиста может быть приложен на различном расстоянии от шарнира, которым рычаг 10 связан с элементом для передачи усилия тягой П. Таким образом, предлагаемый велосипед может быть использован лицами с различньвч ростом и весом.
12
13
Фиг. г
Фиг.5
10
/