Код документа: RU2667709C1
В качестве прототипа выбран велосипед, содержащий раму, заднее колесо, педальноцепной привод заднего колеса, переднее колесо, поворотную вилку и цепную передачу переднего колеса, состоящую из соединенных цепью ведущей и ведомой звездочек, вал ведущей звездочки, седло, при этом вал ведущей звездочки ручного привода установлен на дополнительном кронштейне, выполненном спереди поворотной вилки на минимальном расстоянии от обода переднего колеса, а ведомая звездочка соединена обгонной муфтой с передним колесом, при этом на концах вала ведущей звездочки неподвижно установлены два кривошипа, которые шарнирно связаны промежуточными звеньями-шатунами с правым и левым рычагами, установленными на оси кронштейна, подвижно в вертикальной плоскости вверху поворотной вилки (см. US 2012/ 0080864 A1, В62M 1/00, 05.04. 2012).
Принятое конструктивное решение упрощает конструкцию привода переднего колеса, улучшает эксплуатационные показатели велосипеда, но имеет следующие недостатки:
1. при установке дополнительного кронштейна вала ведущей звездочки цепной передачи спереди поворотной вилки, большая часть элементов ручного привода расположена за рамой велосипеда, что увеличивает габарит привода и снижает компактность конструкции велосипеда в целом;
2. в конструкции правого и левого рычажно-кривошипных механизмов не обеспечено непрерывное вращение кривошипов при их переходе через «мертвые» положения (кривошип и шатун располагаются в одну линию, то есть крутящий момент равен нулю), что стопорит вращение кривошипов.
Целью изобретения является уменьшение габарита ручного привода с повышением компактности велосипеда в целом, обеспечение непрерывного вращения кривошипов правого и левого рычажно-кривошипных механизмов.
Указанная цель достигается тем, что дополнительный кронштейн вала ведущей звездочки цепной передачи выполнен сзади поворотной вилки переднего колеса, при этом большая часть элементов ручного привода расположена в пределах рамы велосипеда, что уменьшает габарит привода и повышает компактность велосипеда в целом, причем кривошипы правого и левого рычажно-кривошипных механизмов ручного привода смещены между собой в сторону вращения на угол 90°<α<180°, при этом рычажно-кривошипный механизм правой руки переводит кривошип механизма левой руки через его «мертвые» положения и наоборот, что обеспечивает непрерывное вращение кривошипов.
Техническая сущность и принцип действия предложенного полноприводного велосипеда поясняется чертежом, на котором:
Фиг. 1 - общий вид полноприводного велосипеда, сбоку и сверху;
Фиг. 2 - вид А на Фиг. 1.
Полноприводный велосипед состоит из рамы 1, ножного педальноцепного привода 2, заднего колеса 3, седла 4. Сзади поворотной вилки 5 переднего колеса 6, на минимальном расстоянии от его обода, выполнен дополнительный кронштейн 7, на котором установлен вал ведущей звездочки 8 с кривошипами 9, 10 на его концах с жестким креплением. Кривошипы шарнирно связаны промежуточными звеньями-шатунами 11, 12 с правым и левым рычагами 13, 14 установленными, подвижно в вертикальной плоскости, на кронштейне 15 с осью 16 вверху поворотной вилки 5. Ведущая звездочка 8 цепью 17 связана с ведомой звездочкой 18, которая обгонной муфтой соединена с передним колесом 6. На концах оси 16 установлены ручки 19, 20.
Движение полноприводного велосипеда выполняется следующим образом:
1. при совместной работе ножного и ручного приводов: педаль правой ноги сверху-вниз, рычаг правой руки снизу-вверх, а рычаг левой руки сверху-вниз (тяни-толкай) и наоборот, при этом, так как в ручном приводе задействована только вертикальная плоскость (горизонтальная плоскость управления велосипедом не задействована), велосипед движется устойчиво и легок в управлении;
2. при движении на участке пути с малым радиусом кривизны рычаги вытянутыми руками принимают горизонтальное положение (благодаря обгонной муфте ведомой звездочки цепной передачи) и, опираясь шатунами на противоположно направленные кривошипы, мгновенно превращаются в жесткий руль велосипеда, при этом движение велосипеда выполняется только ножным приводом;
3. при неработающем ручном приводе длительное время (усталость рук, затяжной дорожный спуск) руки перекладываются на ручки, которые вместе с осью вращения рычагов образуют дополнительный жесткий руль, при этом (благодаря обгонной муфте ведомой звездочки цепной передачи) рычаги не качаются, то есть не мешают управлять велосипедом.
Изобретение относится к области транспорта, в частности к полноприводным велосипедам. Полноприводный велосипед содержит раму, заднее колесо, педальноцепной привод заднего колеса, переднее колесо, поворотную вилку и цепную передачу переднего колеса, состоящую из соединенных цепью ведущей и ведомой звездочек, вал ведущей звездочки, седло. Вал ведущей звездочки ручного привода установлен на дополнительном кронштейне. Ведомая звездочка соединена обгонной муфтой с передним колесом. На концах вала ведущей звездочки неподвижно установлены два кривошипа, которые шарнирно связаны промежуточными звеньями-шатунами с правым и левым рычагами. Дополнительный кронштейн вала ведущей звездочки цепной передачи ручного привода выполнен сзади поворотной вилки переднего колеса. Кривошипы правого и левого рычажно-кривошипных механизмов смещены между собой в сторону вращения. Достигается повышение компактности велосипеда. 5 ил.