Код документа: RU2060192C1
Изобретение относится к велосипедам, к ударо- и виброамортизирующей опоре сидения для транспортного средства, а конкретнее к опоре сидения с комбинированной балкой, содержащей ударо- и виброамортизирующий слой, расположенный между конструктивными элементами, выполненными с возможностью относительного смещения, и амортизирующий вибрационные и ударные нагрузки.
Для сглаживания езды человека в транспортном средстве, движущемся по неровной дороге, применяют разделение колес транспортного средства и рамы транспортного средства с помощью пружин и амортизаторов ударов, а также посредством крепления сидения транспортного средства к раме на пружинах. Например, в автомобилях и тракторах сидения устанавливают на спиральных пружинах, листовых рессорах, или используют их сочетание.
Опора сидения практически во всех конструкциях имеет форму трубчатого жесткого элемента, вставляемого в вертикальную трубную часть жесткой рамы велосипеда. Сидение, которое может иметь пружинную амортизацию, устанавливают в верхней части трубчатой опоры сидения.
Шины, смонтированные на колесах, являются иногда единственными средствами амортизации ударов в конструкции велосипедов. Шины с баллонами низкого давления типа шин, часто используемых для так называемых "горных" велосипедов, обеспечивают некоторую ограниченную амортизацию ударов и вибраций, но такие велосипеды часто применяют в местности, где при езде возникают такие сильные удары и вибрации, что смягчающее езду действие названных шин оказывается недостаточным. Далее, для других типов велосипедов, в которых размер шин мал, а давление воздуха в шине высокое, способность шины амортизировать удары и вибрации практически отсутствует.
Следовательно, большая часть вибраций и ударов, испытываемых современными велосипедами при езде, передается непосредственно на сидение, следовательно, на велосипедиста. Известно, что вредное воздействие от постоянных ударов и вибраций, испытываемых велосипедистом в экстремальных условиях, например в ходе многочасовых гонок или кроссов по пересеченной местности, могут привести к временным нервным нарушениям, мышечным судорогам и создать значительный дискомфорт для велосипедиста. (Bicycle Guide. август 1988, с.75-78). Даже в более обычных условиях езды удары и вибрации могут вызвать усталость, снижают комфортность велосипедиста и способствуют появлению болей, особенно в той части тела, которая контактирует с сидением велосипеда.
Дополнительно, применение металлических рам для велосипедов в принципе обусловлено требованием обеспечения прочности рамы при воздействии вибраций и высоких весовых нагрузок, создаваемых велосипедистом при наезде на значительные неровности дороги, что весьма часто вызывает неупругую деформацию рамы. Именно по этой причине не нашли широкого применения облегченные велосипедные рамы, например изготовленные из смолы, армированной волокнами с жестким пористым сердечником.
Известны пружинные крепления велосипедных седел, включая применение листовых рессор.
Недостаток этих конструкций состоит в том, что возможно попеременно с увеличенной амплитудой и неконтролируемое до определенной степени движение велосипедиста вниз и вверх. Дополнительно такие сидения характеризуются тенденцией к боковым колебаниям при повороте велосипеда, что создает дискомфорт и неустойчивость.
Согласно изобретению разработана опора сидения для транспортного средства, например для велосипеда, включающая комбинированную балку, первый конец которой крепится к велосипеду, второй консольный конец служит опорой сидения.
В первом варианте конструкции комбинированная балка содержит первую продольную часть, неподвижно закрепленную на велосипеде, и вторую продольную часть, способную перемещаться относительно первой части в ответ на действие изгибающих нагрузок, приложенных к комбинированной балке, например, в ответ на действие ударов и вибраций, возникающих при движении велосипедиста по неровной местности. Предпочтительно, первая и вторая части комбинированной балки соединены друг с другом вдоль участка балки, обеспечивая горизонтальную и вертикальную и крутильную жесткость и устойчивость балки.
Между первой и второй частями балки расположен поглощающий энергию слой материала с низкой твердостью, например эластомерный материал. Последний расположен таким образом, что перемещение второй части комбинированной балки относительно первой части вызывает деформирование эластомерного материала и в результате происходит поглощение энергии, а сидение, смонтированное на балке, амортизируется от ударов и вибраций, испытываемых самим транспортным средством.
Предложенная конструкция комбинированной балки пригодна для установки на стандартном велосипеде, а также на облегченном велосипеде. Кроме того, предложена велосипедная рама, выполненная как одно целое с опорой сидения, содержащей комбинированную балку. Комбинированная балка, амортизирующая удары, выполненная в соответствии с изобретением, может быть использована и для других транспортных средств, на которые действуют ударные и вибрационные нагрузки.
На фиг. 1 изображен предлагаемый велосипед, содержащий опору сидения с комбинированной балкой, вид сбоку; на фиг. 2 первый вариант конструкции средств крепления и регулирования для опоры сидения с комбинированной балкой, согласно изобретению, поперечное сечение; на фиг. 3 вариант конструкции опоры сидения с комбинированной балкой, согласно изобретению, вид сбоку; на фиг. 4 то же, план; на фиг. 5 сечение А-А на фиг. 4; на фиг. 6 опора сидения с комбинированной балкой, вид справа в разрезе; на фиг. 7 вариант конструкции велосипеда, содержащего раму с опорой сидения с комбинированной балкой, вид сбоку; на фиг. 8 вариант конструкции опоры сидения с комбинированной балкой согласно изобретению, смонтированной на раме стандартного велосипеда, вид сбоку; на фиг. 9 другой вариант конструкции опоры сидения с комбинированной балкой, согласно изобретению, смонтированной на раме стандартного велосипеда, вид сбоку; на фиг. 10 другой вариант конструкции велосипеда и рамы, содержащей выполненную за одно целое опору сидения с комбинированной балкой, согласно изобретению, вид сбоку; на фиг. 11 вариант конструкции велосипеда, содержащей консольно смонтированную опору сидения с комбинированной балкой, согласно изобретению, вид сбоку.
Опора 10 сидения с комбинированной балкой смонтирована на горизонтальной трубе 12 стандартного велосипеда 14. С велосипедной рамы снята стандартная трубчатая опора сидения, выполненная с возможностью скольжения вниз в полую трубу 16 рамы. Изобретение позволяет снизить вибрационные и ударные нагрузки на сидения транспортного средства любого типа, которое при движении по неровной местности испытывает вибрации и толчки.
Опора 10 сидения с комбинированной балкой содержит нижнюю часть 18 и верхнюю часть 20. Часть 18 соединена с балкой 12 через поворотное средство 22 крепления, угловое положение комбинированной балки относительно трубы 12 регулируется средством 24 регулировки поворота. На конце 28 комбинированной балки 10, дальнем от конца 30 балки, смонтировано сидение 26.
Сидение 26 закреплено на конце 28 с помощью средств 32 крепления сидения. Сидение можно передвигать в продольном направлении по концу 28, освободив и стянув средства 32 крепления и, тем самым, регулировать высоту сидения относительно велосипедной рамы. В типичном случае средства 32 крепления должны располагаться приблизительно на расстоянии 600 мм от средств крепления 22, хотя это определяется по выбору велосипедиста.
Балка 10 имеет изогнутую центральную часть. Причем передний участок 30 балки расположен рядом с трубой 12, что позволяет велосипедисту отклоняться по вертикали от комбинированной балки, стоя на педалях велосипеда. Конец 28 комбинированной балки расположен на расстоянии над трубой 12, обеспечивая перемещение вниз и вверх седла сидения при изгибе балки 10 под действием веса велосипедиста и вибрационных и ударных нагрузок.
Угол поворота балки 10 относительно трубы 12 и, следовательно, высота сидения относительно трубы определяется из условия удобства и в зависимости от длины ног велосипедиста, но сидение нельзя располагать так низко, чтобы конец 28 балки 10 при изгибе нижней частью касался верха трубы 16.
Опора 10 сидения с комбинированной балкой имеет между нижней 18 и верхней 20 частями зазор 34 (фиг.2). Зазор заполнен слоем вибро- и удароамортизирующего материала 36. В предпочтительном варианте конструкции такой материал должен иметь низкую твердость и являться эластомером, т.е. способным деформироваться в результате относительного перемещения верхней и нижней частей балки, а затем возвращаться в исходное состояние. В результате поглощается кинетическая энергия относительного перемещения частей балки. Материал должен характеризоваться сопротивлением сжатию или растяжению, замедляя относительное перемещение верхней и нижней частей комбинированной балки и, кроме того, упруго возвращаться в первоначальное состояние за некоторый период времени. Таким материалом является эластомер, изготовленный из полиуретана, вязкоупругие характеристики которого обеспечивают сопротивление перемещению балки в обоих направлениях. Кроме того, можно использовать другие эластомерные материалы с относительно низким модулем упругости и выполненные либо в виде слоя или другой формы, прослаивающие или другим образом взаимно соединенные с верхней и нижней частями комбинированной балки.
В предпочтительном варианте конструкции нижняя часть 18 и верхняя часть 20 комбинированной балки 10 изготовлены из жесткого пеноматериала 38, заключенного в оболочку 40 из отвержденной смолы, армированной волокнами. Пеноматериал 38 это, например, жесткий пенополиуретан, а оболочка 40 может быть изготовлена из стекловолокон и эпоксидной смолы. Отметим, что в конструкциях рассматриваемых легких балочных частей можно использовать другие пеноматериалы и смолы, а также другие типы волокон, включая графитовые волокна. Необходимо только, чтобы готовый продукт отличался требуемой конструктивной сплошностью и имел относительно высокий модуль упругости. В конструкции комбинированной балки можно, кроме того, использовать материалы, более часто применяемые для изготовления велосипедов, такие как сталь или алюминий, но при этом весьма вероятно придется пожертвовать преимуществами снижения веса.
Изобретение, кроме того, охватывает балки, содержащие несколько слоев эластомерного материала, расположенных между относительно жесткими элементами. Для целей изобретения подходит балка, жесткость которой при вертикальном прогибе свободного конца составляет приблизительно 0,18 Н/мм. Балки можно изготавливать более или менее жесткими на изгиб, варьируя структуру стекловолокон, размер балки, твердость эластомерного материала или любым другим известным способом.
Рассмотрим способ изготовления верхней и нижней частей комбинированной балки, по которому вокруг предварительно изготовленного ядра из пеноматериала наматывают плетеную стеклоткань, причем волокна ткани ориентированы под углом 45о к продольному направлению ядра. После этого сверху для дополнительного повышения прочности балок накладывают однонаправленные стекловолоконные элементы. В местах балки, к которым приложены основные нагрузки, например, в месте поворота опоры, в месте оси шарнира в области средства 24 регулировки поворота и на концы 28 крепления сидения можно добавить другие слои стекловолоконного мата, и после этого вокруг них для закрепления этих элементов на месте наматывают второй кусок ткани. Затем части балки тщательно пропитывают смолой и смолу отверждают, предпочтительно, под давлением. После того, как изготовлены обе части балки, их соединяют на некотором участке длины балки с помощью эпоксидной смолы. В типичном случае одна из частей балки содержит выступающую над поверхностью площадку, по которой ее соединяют с другой частью балки. В результате в законченной комбинированной балке 10 формируется зазор 34. Кроме того, можно использовать и другие известные способы изготовления и материалы. После того как балка 10 собрана, в зазор 34 вводят слой виброамортизирующего материала 36, установив балочный элемент в форму для литья, и заливают материал в зазор 34 под давлением.
Балка 10 содержит вертикальное отверстие 42, выполненное на конце 30. Через это отверстие балку соединяют со средством 22 крепления балки, содержащим стандартное крепление 44 типа шлангового зажима, которое охватывает трубу 12. Крепление 22 содержит кронштейн 46, над которым проходит балка 10. Кроме того, для соединения с балкой 10 можно использовать другие известные средства соединения. Кронштейн 46 содержит выступающий вверх элемент 48 с резьбой, шарнирно закрепленный на кронштейне с помощью стандартной скобы 50, вставленной через отверстие в нижней части резьбового элемента и через отверстие в смежных в боковом направлении сторонах 52 кронштейна 46. Резьбовой элемент 48 проходит вверх через отверстие 42, выполненное через нижнюю часть 18, виброамортизирующий слой 36 и вторую верхнюю часть 20.
Зажим, например гайка 54, навернута на конец резьбового элемента 48 и опирается на стандартную шайбу 56, расположенную ниже гайки 54 с тем, чтобы сделать возможным горизонтальное скольжение верхнего элемента 20 балки 10 относительно неподвижного нижнего элемента 18. Ниже шайбы 56 можно установить две шайбы 58 и 60 с прорезями. Для обеспечения скольжения в качестве шайбы 58 можно использовать шайбу скольжения, т.е. шайбу, изготовленную из материала, обеспечивающего свободное проскальзывание поверхностей смежных шайб 56 и 60. Например, между двумя стальными шайбами можно установить бронзовую шайбу.
Вышеописанная конструкция допускает горизонтальное перемещение верхней части 20 балки относительно закрепленной нижней части балки 18 в направлении стрелки 62, несмотря на действующую на гайку 54 и соответствующие ей шайбы значительную вертикальную сжимающую нагрузку, создаваемую весом велосипедиста, сидящего на консольном конце 28 балки 10. Горизонтальное перемещение верхней части 20 относительно нижней части, вследствие изгиба балки 10, вызывает сдвиговое деформирование слоя 36 эластомерного материала в зазоре 34. Деформирование слоя 36, а более точно сопротивление горизонтальному перемещению верхней части 20 балки, создаваемое упругим деформированием материала 36, замедляет и сглаживает перемещение части 20 балки и амортизирует вибрационные и ударные нагрузки, испытываемые колесами велосипеда при движении по неровной поверхности, прежде чем они будут переданы на сидение. Подобным же образом весовые нагрузки от тела велосипедиста, действующие на сидение и возникающие при быстрых или резких движениях велосипеда, амортизируются до передачи их на велосипедную раму через комбинированную балку 10.
Верхняя 20 и нижняя 18 части балки 10 (фиг. 4 и 5) соединены вместе рядом с концом 28 балки по плоской площадке, по линии 62. Рядом с областью, обозначенной линией 62, предусмотрены боковые каналы 64 и 66, по которым отводится эластомерный материал при заливке его под давлением в зазор 34 со стороны конца 30 балки. Эластомерный материал течет, заполняя зазор 34 до тех пор, пока он не встретится с носком 68 площадки 62 соединения частей балки, после чего эластомерный материал начинает течь через каналы 64 и 66 и выходит из балки на конце 28 (фиг. 6).
Эластомерный материал 36 заполняет зазор 34, выполненный с одного конца балки 10 до другого ее конца (фиг.3). Однако, в действительности эластомерный материал полностью заполняет зазор только в области конца 30 до носка 68 элемента 62, соединяющего вместе части балки. Балка соединена от носка 68 до конца 28 за исключением области боковых каналов 64 и 66.
Соединение верхней 18 и нижней 20 частей комбинированной балки с концом 28 описанным способом обеспечивает горизонтальную и крутильную устойчивость балки 10. Кроме того, можно использовать другие средства соединения этих элементов либо как одного целого, либо с помощью зажимов и хомутов. Кроме того, слой эластомерного материала может проходить от одного конца балки до другого, а горизонтальная и крутильная устойчивость балки обеспечивается каким-либо другим способом.
Угол поворота комбинированной балки 10 для поднятия или опускания сидения в соответствии с длиной ног велосипедиста и его весом регулируется средством 24 регулировки поворота, содержащим стандартный соединительный трубный зажим 44, охватывающий трубу 12 и приспособленный для закрепления кронштейна 46 в верхней части трубы 12. Кронштейн 70 с прорезью закреплен стандартными крепежными деталями 72 к нижней части 18 балки 10 с нижней стороны. Через шайбу 78 и отверстие, проходящее через кронштейн 46 и совпадающее с прорезью 76 в кронштейне 70, по обе стороны от кронштейна 46 вставлены стандартные средства зажима штифта, например, кулачковый стержневой зажим 74 с гайкой. Ослабив захват кулачкового стержневого зажима 74 по сторонам от кронштейнов 70 с прорезями, можно повернуть балку 10 вверх и вниз. Соответствующие крепежные детали можно затянуть в любой точке вдоль пути перемещения балки 10, допускаемого прорезями 76, зафиксировать сидение 26 на заданной высоте от велосипедной рамы.
В качестве средств 24 регулировки поворота можно использовать любые стандартные средства регулировки высоты сидения, обеспечивающие простоту регулировки и стабильность закрепления комбинированной балки и сидения на заданной высоте над велосипедной рамой.
При приложении нагрузки к сидению 26 конец 28 балки 10 отгибается. При отсутствии зазора 34 изгиб балки 10 вызывает сжатие нижней части 18 балки и растяжение верхней части 20 балки. Введение зазора 34 в комбинированную балку позволяет разгрузить растягивающие силы, возникающие в верхней части 20 при изгибе вниз балки 10, благодаря смещению в продольном направлении верхней части 20 относительно нижней части балки 18. Эластомерный материал 36 в зазоре 34 тормозит и замедляет движение верхней части 20 относительно нижней части 18 в области зазора 34, замедляет и амортизирует изгиб балки 10 и снижает передачу вибраций и ударных нагрузок через нее.
Толщину эластомерного материала 36 можно увеличить в области конца 30 балки и уменьшить на противоположном конце зазора 34 в области точки 68 взаимного соединения частей балки. Относительное перемещение верхней части 20 и неподвижной части 18 максимальное вблизи конца 30 балки, а в точке 68 соединение перемещения уменьшается почти до нуля. Следовательно, увеличивая толщину эластомерного материала 36 в области конца 30 балки и одновременно увеличивая размер зазора 34, можно улучшить характеристики балки 10 по амортизации вибраций и ударных нагрузок и при этом повышается срок службы материала, амортизирующего удар.
Амортизацию вибраций и ударов можно рассматривать как снижение частоты или амплитуды движения балки или другого конструктивного элемента. Возьмем сплошную балку 10 без зазора 34 или без эластомерного материала 36 в зазоре. Тогда удары и вибрации, испытываемые колесами велосипеда при езде по неровной местности, будут передаваться через балку на сидение 26 без снижения частоты и, возможно, с увеличением амплитуды, так как балка консольная. Введение эластомерного материала в зазор 34 и крепление его со смежными поверхностями верхней части 20 и нижней части 18 балки 10 делает возможным затормаживание и замедление материалом перемещения части 20 балки относительно части 18 балки, при этом снижается скорость и амплитуда перемещения конца 28 балки 10 вверх или вниз. Эластомерный материал 36 поглощает кинетическую энергию велосипедной рамы при вибрациях и ударах и преобразует ее в тепловую энергию, которая рассеивается.
Хотя был рассмотрен случай изгиба конца 28 балки вниз под действием весовых нагрузок велосипедиста, когда часть 20 нагружена растягивающими направлениями но эластомерный материал оказывает сопротивление движению части 20 балки в любом направлении относительно части 18 балки и, тем самым, амортизируют вибрации и удары при перемещении конца 28 балки как вниз, так и вверх.
При перемещении верхней части 20 балки по отношению к нижней части 18 балки эластомерный материал в зазоре 34 в центральной криволинейной части комбинированной балки нагружен сдвигающими напряжениями, а также сжимающими напряжениями (фиг.1). Таким образом, наличие искривленного участка в комбинированной балке 10 увеличивает способность вязкоупругого материала поглощать энергию при изгибе балки.
Средства 22 крепления балки можно использовать для регулировки изгибных характеристик балки 10. В этой связи для увеличения трения с соседними шайбами 56 и 60 можно подобрать состав материала для шайбы 58. Кроме того, можно варьировать зацепление между гайкой 54 и резьбовым элементом 48 для изменения сжимающей нагрузки, приложенной к слою 36 эластомерного материала. В свою очередь это вызывает соответствующее изменение способности слоя 36 сопротивляться движению верхней части 20 балки относительно нижней части 18. Таким образом, можно регулировать жесткость балки 10.
Комбинированная балка 80, состоящая из двух частей 82 и 84, соединенных как одно целое на конце 86 балки, смонтирована на стандартной стойке сидения, вставленной в трубу 16 велосипедной рамы. Между частями 82 и 84 в зазоре 90, начинающемся от конца 92 балки и проходящем вдоль криволинейной части балки до точки 94, в которой эти части соединены в одно целое, расположен эластомерный материал 88, амортизирующий удары и вибрации. Рассматриваемый вариант конструкции может содержать отлитое за одно целое сидение 96 либо сидение, соединенное с концом 92 балки, используя стандартные средства. Преимущество данной конструкции заключается в отсутствии балки, являющейся препятствием для отклонения велосипедиста от вертикали, когда он встает с седла.
Комбинированная балка (фиг.9) смонтирована на стандартной стойке сидения и содержит, как правило, V-образный элемент 98, имеющий выполненный как одно целое участок 100, поступающий назад и выполняющий функцию брызговика или щитка, защищающего от брызг, летящих от заднего колеса велосипеда. Зазоры 102 и 104 в каждой ноге V-образного элемента заполнены эластомерным материалом 106 и 108. И в этом варианте конструкции сидение 110 может быть отлито как одно целое вместе с этим элементом, либо закреплено на нем стандартными средствами.
На фиг. 7 показан вариант конструкции велосипеда с облегченной рамой 112, выполненной как одно целое из легкого материала, армированного волокном. Применение комбинированной балки 114 для снижения ударных и вибрационных нагрузок на раму 112 позволяет в этой конструкции использовать легкие материалы на основе смолы, армированной волокнами. Для усиления рамы в местах действия повышенных механических напряжений в облегченной раме следует установить металлические вставки 116 и 118.
Комбинированная балка 114 выполнена за одно целое с рамой 112 (фиг.7) и содержит нижнюю часть 120, приспособленную к растяжению при приложении нагрузки к сидению 124, и эластомерный материал 126, расположенный в зазоре 128 между верхней и нижней частями. В рассматриваемой конструкции хотя опорное средство 130 сидения соединено с комбинированной балкой 114, оно должно допускать скольжение верхней и нижней частей друг относительно друга.
Вместо выполненной как одно целое балки 114 в сочетании с облегченной отлитой рамой (фиг.7) можно применить комбинированную балку, приведенную на фиг.1. Другой возможный вариант нижняя часть 120 комбинированной балки может быть выполнена как одно целое с рамой 112, а верхняя часть 112 соединена с ней рядом с концом опоры сидения с возможностью скольжения относительно нижней части в области, где комбинированная балка соединена с рамой 112.
На фиг. 10 показан другой вариант велосипеда с рамой 132 из легкого материала на основе смолы, армированной волокнами. В этом варианте конструкции выполнения за одно целое опора 134 сидения с комбинированной балкой выступает вперед от области заднего колеса велосипеда. В этом случае комбинированная балка содержит нижнюю 136 и верхнюю 138 части, зазор 140 между ними, в котором расположен эластомерный материал 142. Комбинированная балка 134, по крайней мере, частично расщеплена для установки заднего колеса велосипеда и дополнительно содержит выступающий назад брызговик или щиток 144, защищающий от брызг. Конструкция рамы, показанная на фиг. 10, может найти применение, например, "дамских" велосипедов, т.е. велосипедов без высокой горизонтальной балки 12.
На фиг. 11 показана конструкция рамы велосипеда, в которой используются металлические трубки, в том числе, длинный элемент 146, проходящий от руля до заднего колеса. В этом варианте конструкции хотя и используются металлические элементы рамы, но их число уменьшено, а форма изменена с тем, чтобы более эффективным образом реализовать возможности снижения ударов и вибраций с помощью опоры 148 сидения с комбинированной балкой, смонтированной как консольная балка, выступающая назад от стандартного кронштейна 150 крепления и средства 24 регулировки поворота. Балки 148 имеет такую же конструкцию, что и балка 10 (фиг.1-6) за исключением изменений, необходимых для крепления балки к трубчатому элементу 146. Преимущество рассматриваемой конструкции снижение массы металлической рамы благодаря изменению конструкции элементов рамы.
Изобретение может быть использовано во многих других ситуациях, например для разработки опоры руля велосипеда, что позволяет амортизировать удары и вибрации, передающиеся на руль велосипеда при езде. В таком варианте конструкции демпфирующей вибрации слой, подобный слою 36, может быть введен в криволинейную часть стержня, используемого для соединения рукояток руля с конструкцией в передней вилке. В другом варианте конструкции вибродемпфирующий слой может быть введен в конструкцию ножек передней вилки велосипеда.
Использование изобретения в велосипедах. Сущность изобретения: опора 10 сидения велосипеда, содержащая комбинированную балку, соединенную одним концом 30 с велосипедом, а на другом ее конце смонтировано сидение 26. Комбинированная балка включает расположенные в продольном направлении силовые опорные элементы 18, 20 с относительно высоким модулем упругости, отстоящие друг от друга на расстояние по крайней мере по части их длины, образуя зазор. В зазоре находится эластомерный ударопоглощающий материал, который деформируется в ответ на относительное перемещение конструктивных элементов балки при ее изгибе от нагрузки и при этом амортизирует удары и вибрации. 9 з. п. ф-лы, 11 ил.