Код документа: SU837316A3
(54) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ДЛЯ СОЧЛЕЙЕНИОИЗТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ных шарниров только в одном направлении .
На фиг.1 показано сочлененное транспортное средство, снабженное шарнирным соединением, вид спереди; на фиг.2 шарнирное соединение , вид спереди; на фиг.З вид сверху фи1%2.на фиг.4 - сечение А-А фиг,, 3 на фиг. 5 - шарнир с вертикальной рс.ью поворота; на фиг.чб - шарнир с горизонтальной осью поворота; на фиг.7 - сечение Б-Б фиг.З.,
Шарнирное соединение 1 смонти .ровано на сочлененном транспортном средстве 2, которое состоит из передней 3 и задней 4 секций.
Для осуществления поворота секции служит пара управляющих цилиндров 5 , каждый из которых имеет поршневой шток 7 или 8. Цилидры 5 и б соединены с помощью шарнирны г пальцев 9 и 10 с парой кронштейнов 11 и 12. Наружныеконцы штоков 7 и 8 шарнирно соединены с помощью поворотных пальцев 13 и 14 с кронштейнами 15и 16.
Шарнирное соединение 1 состоит из переднего 17, заднего 18 и промежуточного 19 звеньев, которые соединены между собой шарнирами с вертикальной осью поворо .та У - У ишарнирами с горизонтальной осью поворота Х-х.
Для подвески промежуточного звена 19 в переднем звене 17 и в заднем звене 18 имеются шаровые шарнириые опоры, которые попарно расположены вдоль осей Х-Х и У-У. Две noBOpOTHfja опоры 20 и 21 (фиг. 4) расположены при этом вдоль оси У-У и присоединены к кронштейнам 22 и 23 на звене 17. Вдоль горизонтальной оси Х-Х предусмотрены поворотные опоры 24 и 25, причем опора 24 поддерживается с помощью кронштейна 26 заднего звена 18, а опора 25 установлена в корпусе заднего звена 18.
Поворотный палец 27 несет гильзу 28, которая с кронштейном 29 промежуточного звена 19 охватывает шаровую шарнирную опору 30. Шаровая шарнирная опора 30 закреплена в своем положении с помощью заглушки 31. Осевые усилия передаются через плечо 32 кронштейна 29 на шаровую шарнирную опору 30, ас нее - на гильзу 28. Гильза 28 упирается на кольдо 33, которое имеет выступающий внутрь край 34. Край 34 взаимодействует с краем 35 шестигранного участка ЗЬ поворотного
,gi
пальца 27. Расстояния
между кронштейном 22 и гильзой 28 и между краем 35 и краем 34 обеспечивают соответствующие зазоры, предотвращающие одновременную нагрузку обеих поворотных опор 20 и 21 осевь1ми усилиями.
Поворотная опора 24 выполнена практически одинаково с поворотной опорой 20. Прокладка 37 совместно
I f а I
с зазорами
обеспечи- vfu..-. 1 fi 1 ч д с:г ис:чг1
вает нагрузку поворотной опоры 24 только в одном направлении. Противолежащее устройство поворотной опоры 25 действует в противоположном направлении.
О Переднее звено 17 выполнено заодно с секцией 3, а заднее звено 1В является разъемным-и закреплено на секции 4 с помощью винтэв 38. К нижнему концу промежуточного звена 19
5 по вертикальной оси У-У шарнирно прикреплена с помощью поворотного пальца 39 тяга 40. Другой конец тяги 40 закреплен на нижней части задней секции 4. Подобное соеQ динение имеет двойное преимущество . С одной стороны шарнирное соединение 1 разгружается от действующих горизонтально растягивающих усилий. С другой стороны
c растягивающие усилия действуют на шарнирное соединение 1 по вертикальной .оси У-У так, что не могут вызывать повороты, которые бы отрицательно влияли на управление сочлененным транспортным
средством.
На передней секции 3 и на задней секции 4 под углом 30 одна к другой выполнены упорные поверхности 41 и 42, 43 и 44 для ограничения взаимных поворотных перемещений вокруг вертикальной оси У-У. Подобные же упорные поверхности могут быть предусмотрены
0 для ограничения взаимного поворота секций вокруг горизонтальной оси Х-Х.
Шарнирное соединение работает следующим образом.
с Предположим, что сочлененное транспортное средство 2 перемещается вперед по ровной поверхности, при этом шарнирное соединение 1 с секциями 3 и 4 занимает положение , изображенное на фиг.З сплошными линиями. Когда сочлененное транспортное средство 2 перемещается по неровной местности, и его правое переднее колесо попадает в уг . лубление, то передняя секция 3
поворачивается вокруг горизонтальной оси Х-Х относительно задней секции 4. Это положение изображено на фиг.7. В то время, как передняя секция совершает это поворотное
0 перемещение, промежуточное звено 19 шарнирного соединения 1 совершает лишь простой поворот вокруг горизонтальной оси Х-Х против часовой Стрелки-, не влияя каким-либо
5 образом на управляющие цилиндры
5 и б либо на заднюю секцию 4 транспортного средства.
С другой стороны, секции 3.и 4 могут горизонтально поворачиваться относительно друг друга вокруг вертикальной оси У-У, причем вертикальная ось У-У также проходит через мнимую точку пересечения с осью ХПри управлении цилиндры 5 и б вследствие поворота рулевого колеса в кабине водителя выдвигаются или задвигаются. Если рулевое колесо повернуть вправо, то управляющие цилиндры .обеспечивают поворот относительно друг друга секций 3 и 4, при котором сочлененное транспортное средство 2 совершает правый вираж.
Вертикальная ось У-У всех поворотов проходит через мнимую точку пересечения, так что она не оказывает никакого влияния на взаимные отклонения секций 3 и 4 вокруг горизонтальной оси Х-Х.
Описанное шарнирное соединение компактно, имеет малый вес, низкую стоимость и позволяет осуществлять все повороты секций относительно друг друга, обусловленные ездой по неровной местности -или управлением при минимальной длине силовых рычагов , чем.достигается надежность в работе и рациональное использование прос1ранс1Р.л,
Формула изобретения
1 . Шарнирное соединение для сочлененного транспортного средства.
состоящее из одноосных секций, содержащее переднее звено, жестко присоединяемое к передней секции, заднее звено, жестко присоединяемое к задней секции, и промежуточное звено, при этомпромежуточное звено связано с передним звеном соосными шарнирами с вертикальной осью поворота, а с задним звеном соосными щарнирами с горизонтальной осью поворота, параллельной продоль0 ной оси транспортного средства, причем все шарниры размещены так, что оси их поворота расположены в одной плоскости, отличающееся тем, что, с целью уме5 ньшения влияния шарнирного соединения на работу транспортного средства , шарниры с горизонтальной осью поворота разнесены по разные стороны относительно вертикальной оси поворота.
0
2; Соединение по п.1, о т ли чающееся тем, что оно снабжено тягой для связи промежуточного звена с; задней секцией, при этом указанная тяга шарнирно свя5 зана с промежуточным звеном по вертикальной оси поворота.
3. Соединение по п.1, отличающееся тем, что шарниры с горизонтальной осью поворота
0 оборудованы противоположно установленными прок.падками для восприятия осевых нагрузок каждым шарниром только в одном направлении.
Источники информации,
5 принятые Бс внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 639748,. кл. Е 62 D 53/02, .1976.