Код документа: RU209524U1
Полезная модель относится к автомобилестроению и может применяться в конструкциях для крепления, установки и снятия запасных колес транспортных средств.
Известен способ монтажа запасного колеса, в котором описан держатель запасного колеса, состоящий из поворотной стойки, к верхнему концу которой шарнирно закреплен дополнительный откидной рычаг, на котором имеется кронштейн крепления запасного колеса, при этом ось опрокидывания устройства расположена выше верхней полки лонжерона автомобиля, кроме того, в транспортном положении дополнительный откидной рычаг крепится к стойке при помощи элементов крепления (RU №2293681 С2, МПК B62D43/02 (2006.01), опубл. 20.02.2007).
Также известен держатель запасного колеса, содержащий поворотную стойку, закрепленную на каркасе основания держателя запасного колеса с возможностью поворота вокруг неподвижной оси и имеющую элементы крепления запасного колеса, гидравлический цилиндр подъема запасного колеса, шарнирно соединенный одним концом с поворотной стойкой, а другим концом - с жестко закрепленным на каркасе основания держателя вертикальным кронштейном (RU №100995 U1, МПК B62D43/00 (2006.01), опубл. 10.01.2011).
Наиболее близким аналогом к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и получаемому результату является держатель запасного колеса транспортного средства, содержащий стойку, закрепленную на каркасе основания держателя запасного колеса, и гидравлический цилиндр подъема запасного колеса, шарнирно соединенный одним концом с поворотной стойкой, а другим концом - с откидной стойкой, которая установлена с возможностью поворота вокруг неподвижной оси, при этом неподвижная ось поворота держателя запасного колеса расположена выше плоскости рамы транспортного средства (RU №189480 U1, МПК B62D43/02 (2006.01), опубл. 23.05.2019).
Известные решения в большинстве случаев не обеспечивают достаточной надежности устройства, имеют сложную конструкцию.
Была поставлена задача повысить надежность устройства.
Задача решается за счет того, что в держателе запасного колеса, содержащем основание, поворотно-откидной элемент, закрепленный к основанию посредством неподвижной оси, откидную стойку, закрепленную на поворотно-откидном элементе, имеющую средство крепления запасного колеса, гидроцилиндр подъема запасного колеса, закрепленный с одной стороны на оси основании, а с другой стороны - на оси поворотно-откидном элементе, последний имеет рамную часть, концы которой закреплены к неподвижной оси основания, ограничитель хода и жестко закрепленную к рамной части стойку, на свободном конце которой размещен кронштейн крепления откидной стойки, выполненный с неподвижной осью, на которой установлена с возможностью поворота откидная стойка, кроме того, на основании и поворотно-откидном элементе выполнены фиксаторы запасного колеса в транспортном положении. В частном случае исполнения фиксаторы запасного колеса могут быть выполнены в виде приварных болтов.
Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что поворотно-откидной элемент имеет рамную часть, концы которой закреплены к неподвижной оси основания, ограничитель хода и жестко закрепленную к рамной части стойку, на свободном конце которой размещен кронштейн крепления откидной стойки, выполненный с неподвижной осью, на которой установлена с возможностью поворота откидная стойка, кроме того, на основании и поворотно-откидном элементе выполнены фиксаторы запасного колеса в транспортном положении позволяет повысить надежность устройства.
В частности, в прототипе запасное колесо закреплено при помощи ремня, в предлагаемой полезной модели реализовано на откидной стойке при помощи болтов, при этом имеются приварные болты на основании и поворотно-откидной стойке, что также способствует обеспечению надежности за счет основной и дополнительной фиксации запасного колеса в транспортном положении на шасси автомобиля и при демонтаже. Также в заявляемой конструкции предусмотрено ограничение хода при опускании запасного колеса, которое не позволит поворотно-откидной стойке уйти ниже максимального хода поршня гидроцилиндра.
Кроме того, устройство имеет простую конструкцию, меньшие габаритные размеры, что в свою очередь позволяет использовать большую зону для эффективной и рациональной компоновки смежных узлов и агрегатов автомобиля при увеличении безопасности. Заявляемый держатель запасного колеса может быть закреплен как на надрамник, так и на раму шасси без кардинальных изменений конструкции. При этом раскладку поворотно-откидной стойки возможно ориентировать и с левой стороны, что позволит использовать данную конструкцию и для праворульных комплектаций автомобиля.
Анализ известных технических решений, проведенный по научно-технической и патентной документации, показал, что заявителю не известны держатели запасного колеса с указанной совокупностью существенных признаков, и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники.
Полезная модель поясняется чертежами
фиг. 1 – держатель запасного колеса в поднятом состоянии (транспортное положение), общий вид;
фиг. 2 – держатель запасного колеса в поднятом состоянии (транспортное положение), вид справа;
фиг. 3 – держатель запасного колеса в опущенном состоянии (рабочее положение).
Держатель запасного колеса содержит основание 1, которое жестко крепят на надрамник или раму, поворотно-откидной элемент 2, выполненный с возможностью раскрытия на правую или левую стороны автомобиля, закрепленный к основанию 1 посредством неподвижной оси 3, откидную стойку 4, имеющую упоры 5 крепления запасного колеса 6, гидроцилиндр 7 подъема запасного колеса.
Поворотно-откидной элемент 2 имеет рамную часть 8, концы которой закреплены к неподвижной оси 3 основания, и жестко закрепленную к рамной части стойку 9. На свободном конце стойки 9 поворотно-откидного элемента размещен кронштейн 10 крепления откидной стойки 4, выполненный с неподвижной осью 11, на которой и установлена с возможностью поворота откидная стойка 4.
Гидроцилиндр 7 подъема запасного колеса закреплен с одной стороны на оси 12 основания 1, а с другой стороны - на оси 13 поворотно-откидного элемента.
Для фиксации запасного колеса в транспортном положении предусмотрены фиксаторы 14, выполненные в виде приварных болтов.
В конструкции может быть предусмотрено ограничение хода при опускании поворотно-откидного элемента 2, которое осуществляется за счет трубы-упора 15, закрепленной на поворотно-откидном элементе 2, и площадок 16, выполненных на торцах основания 1. Площадки 16 выполнены под определенным углом, благодаря этому при опускании запасного колеса труба-упор 15 стопорит поворотно-откидной элемент 2 от дальнейшего опускания колеса вниз, что позволяет не превысить максимальный ход поршня гидроцилиндра.
Устройство работает следующим образом.
Держатель запасного колеса размещают за кабиной автомобиля над рамой. Подъем и опускание запасного колеса 6 выполняют при помощи гидроцилиндра 7, работающего от трехпозиционного насоса механизма опрокидывания кабины, расположенного под подножкой кабины справа (не показано). Для осуществления процесса опускания запасного колеса 6 демонтируют гайки, расположенные на приварных болтах 14, которые фиксируют поворотно-откидной элемент 2 и откидную стойку 4 с запасным колесом 6 в транспортном положении. Поршень гидроцилиндра 7, выдвигаясь, толкает поворотно-откидной элемент 2, который начинает двигаться в правую сторону, проворачиваясь вокруг оси 3, в этот момент откидная стойка 4 вместе с запасным колесом 6 также начинает проворачиваться вокруг оси 11. В выдвинутом положении поршня гидроцилиндра запасное колесо 6 располагается на уровне земли.
Подъем запасного колеса 6 осуществляется в обратной последовательности.
Предлагаемый держатель запасного колеса имеет надежную и простую конструкцию.
Заявляемая полезная модель соответствует требованию промышленной применимости, его реализация возможна на стандартном технологическом оборудовании с применением ранее освоенных технологий.
Полезная модель относится к автомобилестроению и может применяться в конструкциях для крепления, установки и снятия запасных колес транспортных средств. Держатель запасного колеса расположен за кабиной над рамой транспортного средства, содержит основание (1), которое жестко крепят на надрамник или раму, поворотно-откидной элемент (2), выполненный с возможностью раскрытия на правую или левую стороны автомобиля, закрепленный к основанию (1) посредством неподвижной оси (3), откидную стойку (4), имеющую упоры (5) крепления запасного колеса (6), гидроцилиндр (7) подъема запасного колеса. Поворотно-откидной элемент (2) имеет рамную часть (8), концы которой закреплены к неподвижной оси (3) основания, и жестко закрепленную к рамной части стойку (9). На свободном конце стойки (9) поворотно-откидного элемента размещен кронштейн (10) крепления откидной стойки (4), выполненный с неподвижной осью (11), на которой и установлена с возможностью поворота откидная стойка (4). Для фиксации запасного колеса в транспортном положении предусмотрены фиксаторы 14, выполненные в виде приварных болтов. Была решена задача повышения надежности устройства.