Код документа: RU2663568C1
Изобретение относится к транспортным средствам разного назначения, преимущественно к автомобильному транспорту: автобусам, пожарным машинам, машинам скорой помощи и другому специализированному транспорту, для использования на загруженных автомобильных трассах без выделения под него специальной полосы, особенно актуально для пассажирского транспорта большой вместимости.
Известен гироскопический привод, содержащий две пары цилиндрических колец, расположенных концентрически, имеющих одинаковые главные инерционные моменты и каждое из которых имеет две степени свободы, вращающихся с одинаковой скоростью в чередующихся направлениях, которые посредством согласованных собственного вращения и нутации создают вращающий момент, вектор которого после возникновения имеет фиксированное направление и положение в инерциальной системе отсчета и модуль которого, передаваемый платформе, имеет постоянное значение или среднее значение с периодическим возмущением меньше 20% этого среднего значения, а продолжительность его является неограниченной до тех пор, пока параметры, которые создают его, преднамеренно не изменяются, две независимые кинематические цепи, которые воспринимают перемещения двигателей для приведения колец во вращение и нутацию так, что собственное вращение доходит до одного кольца из каждой пары колец, что передается паре в противоположных направлениях и при одном и том же числе оборотов, а вращение для создания нутации передается посредством независимой кинематической цепи к каждой паре колец, при этом ось последней зубчатой передачи каждой кинематической цепи прикреплена к клину кольца из каждой пары, который при нутации поворачивается, передавая этот поворот, но в противоположном направлении клину другого кольца из каждой пары, а также инвертор вращающего момента, включением которого управляет блок управляющих воздействий и через который пропускается вращающий момент, вызывающий изменение ориентации платформы (см. патент на изобретение РФ №2295705, кл. G01C 19/04, оп. в 2005 году). Этот гироскопический привод, может не только создавать требуемый наклон пассажирской площадки вагона, но также способствовать достижению абсолютной устойчивости конструкции, создавая относительный вращающий момент, противодействующий опрокидыванию. Его основное преимущество для железнодорожного транспорта заключается в возможности движения с большими скоростями.
Известен автоплан, содержащий корпус, подъемный вентилятор, пространство под днищем корпуса (подкупольное пространство), разделенное на ряд отсеков с "юбками", снабженный по периметру подвижной рамой, установленной с возможностью управления по высоте посредством привода, "юбки" выполнены из двух частей - верхней, в виде гофрированного эластичного короба, и нижней, собранной из расположенных в шахматном порядке эластичных пластин с частичным перекрытием, причем нижние части всех "юбок", расположенные с внешней стороны, имеют возможность поворота вокруг общей оси в наружную сторону, при этом "юбки" прикреплены к подвижной раме, а подъемный вентилятор расположен непосредственно в передней (носовой) части автоплана (см. патент на изобретение РФ №2236963, кл. B60V 1/00, оп. в 2004 году). Это транспортное средство для облегчения управления оснащено гироскопом, связанным с бортовым компьютером. Однако оно предназначено для бездорожья и обладает небольшой грузоподъемностью.
Известен двухколесный автомобиль Шиловского П.П. (гирокар), имеющий два (или более) колеса, расположенных в одну линию и гироскоп - быстро вращающееся твердое тело (ротор), ось вращения которого способна изменять ориентацию в пространстве, при этом скорость вращения гироскопа значительно превышает скорость поворота оси его вращения, а основное свойство такого гироскопа - способность сохранять в пространстве неизменное направление оси вращения при отсутствии воздействия на нее моментов внешних сил (см. патент на изобретение Германии №237702, кл. В 42 с, оп. в 1911 году). Для парковки были предусмотрены дополнительные выдвижные колесики по бокам. Такое оригинальное устройство характеризуется повышенной устойчивостью, однако не позволяет решать вопросы перевозки большого количества людей и движения спецтранспорта в условиях загруженных городских трасс и дорог.
Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является двухколесный мини-автомобиль с салоном кабины, гироскопом, рычажным средством фиксации в момент остановки и управляющим контроллером (см. патент на изобретение CN 2693604, кл. B62D 61/02, оп. в 2005 году,). Это компактное транспортное средство предназначено для перемещения двух человек, однако оно не предназначено для перевозки большого количества пассажиров.
Технической проблемой является увеличение объема пассажироперевозок (пропускной способности автомобильных дорог) без расширения дорожного полотна.
Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи расширения технических возможностей автомобильных транспортных средств (в частности пассажирского транспорта типа автобуса) с использованием гироскопов и увеличенной по высоте ходовой частью при уменьшении ширины дорожного полотна, используемого для проезда такого транспорта.
Решение поставленной технической задачи достигается тем, что в транспортном средстве с гироскопом, включающем корпус с салоном, установленный под ним маховик гироскопа, привод горизонтального перемещения, ходовую часть с колесами, расположенными на одной осевой линии и устройства для фиксации транспортного средства, при этом ходовая часть снабжена не менее чем двумя основными вертикальными опорами, расположенными по одной осевой линии транспортного средства, при этом колеса установлены в нижней части этих опор, а высота вертикальных опор в транспортном положении превышает ширину ходовой части не менее чем в 4 раза.
Средство снабжено дополнительным маховиком гироскопа, при этом основной и дополнительный гироскопы расположены на независимых валах в верхней зоне основных вертикальных опор. А также оно может быть снабжено еще одним дополнительным маховиком гироскопа, расположенным между основными вертикальными опорами в нижней части корпуса на независимом валу. Основные вертикальные опоры снабжены расположенной в их нижней зоне тележкой, а колеса выполнены спаренными и установлены в этой тележке.
А также тем, что:
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде дополнительных парных Г-образных поворотных телескопических опор, расположенных по бокам корпуса, причем в транспортном положении в сложенном состоянии на уровне крыши опоры расположены вдоль ее боковых сторон, при этом поворотные телескопические Г-образные опоры снабжены приводами;
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде дополнительных опор, расположенных в поворотных телескопических направляющих и связанных с поворотными гидроцилиндрами, при этом дополнительные опоры расположены под днищем корпуса с обеих сторон и выполнены с возможностью складывания вдоль него;
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде дополнительных опор, расположенных в поворотных телескопических направляющих и связанных с поворотными гидроцилиндрами, при этом дополнительные опоры расположены под днищем корпуса с обеих сторон и выполнены с возможностью складывания поперечно относительно корпуса;
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде дополнительных складных опор (типа паучьих лап), расположенных в транспортном положении в сложенном состоянии по бокам корпуса на его высоту, при этом дополнительные складные опоры оснащены гидроцилиндрами;
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде расположенных по бокам корпуса с возможностью перемещения вдоль направляющих дополнительных телескопических опор, при этом направляющие дополнительных телескопических опор расположены вертикально;
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде установленных на основных опорах поворотных раскладных рычагов, расположенных под углом к основным опорам в разложенном состоянии и снабженных закрепленными на опорах тягами;
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде установленных на основных опорах с их боковых сторон поворотных рычагов с лапами, при этом в верхнем положении поворотных рычагов лапы расположены под днищем корпуса;
- устройство для фиксации транспортного средства выполнено в виде выдвижных лап, расположенных в нижней части основных опор, при этом лапы выполнены виде сочлененных звеньев с шипами, установленных с возможностью раздвигания на тросе.
А также тем, что средство снабжено аварийным эвакуационным средством, выполненным в виде люка, расположенного в нижней части корпуса, снабженного лифтовой кабиной, поворотными направляющими с рычажными механизмами и приводами, закрепленными около люка, при этом направляющие предназначены для перемещения лифтовой кабины с помощью канатов и роликов. Или аварийным эвакуационным средством, выполненным в виде люков в нижней части корпуса с поворотными лестницами, установленными под каждым люком и снабженными линейными приводами раскладывания защитных клетей для эвакуации пассажиров, причем основные опоры гирокара выполнены телескопическими с возможностью уменьшения высоты расположения люков относительно земли до длины поворотных лестниц.
А также тем, что его ходовая часть выполнена в виде комбинированных колесных пар, включающих тележку со спаренными основными колесами, установленную на основных телескопических опорах, и расположенными по обе стороны от телескопической опоры раскладывающиеся шасси с дополнительными колесами и приводом раскладывания, при этом дополнительные колеса в разложенном состоянии расположены на высоте установки спаренных основных колес нижней тележки телескопических опор, причем раскладывающиеся шасси выполнены с возможностью проезда по автомобильным дорогам.
А также тем, что средство снабжено прицепными механизмами с возможностью эксплуатации в сочлененной комплектации в виде «каравана».
Изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 изображено транспортное средство с гироскопом, в изометрии. На фиг. 2 - то же, вид спереди. На фиг. 3 - то же, вид сбоку в изометрии. На фиг. 4 - то же, вид с левого бока. На фиг. 5 - то же, вид сзади в изометрии. На фиг. 6 - то же, вид сверху. На фиг. 7 - то же, вид сзади. На фиг. 8 - то же, вид с правого бока. На фиг. 9 - два транспортных средства на трассе, двигающихся в противоположных направлениях. На фиг. 10 - то же, вид сбоку. На фиг. 11 - то же, вид сверху. На фиг. 12 - три разновысоких транспортных средства.
На фиг. 13 - то же, вид спереди. На фиг. 14 - три разновысоких транспортных средства, двигающихся в одном направлении. На фиг. 15 - то же, вид спереди. На фиг. 16 - транспортное средство с аварийными поворотными телескопическими опорами в сложенном состоянии на уровне крыши. На фиг. 17 - то же, аварийные опоры опущены вниз. На фиг. 18 - то же, вид спереди. На фиг. 19 - транспортное средство с двойными аварийными телескопическими опорами в сложенном состоянии под корпусом с боковых сторон. На фиг. 20 - то же, аварийные опоры опущены вниз. На фиг. 21 - то же, вид спереди. На фиг. 22 - транспортное средство с одинарными аварийными телескопическими опорами в сложенном состоянии под корпусом с боковых сторон. На фиг. 23 - то же, аварийные опоры опущены вниз. На фиг. 24 - то же, вид спереди. На фиг. 25 - транспортное средство с двойными аварийными телескопическими опорами в сложенном состоянии на корпусе с боковых сторон. На фиг. 26 - то же, аварийные опоры опущены вниз. На фиг. 27 - то же, вид спереди. На фиг. 28 - транспортное средство с передвижными по направляющим аварийными раскладными опорами в сложенном транспортном состоянии на корпусе с боковых сторон. На фиг. 29 - то же, во время аварийной остановки. На фиг. 30 - то же, аварийные опоры опущены вниз. На фиг. 31 - то же, вид спереди. На фиг. 32 - транспортное средство с аварийными раскладными опорами в сложенном состоянии на главных опорах с боковых сторон. На фиг. 33 - то же, аварийные опоры опущены вниз. На фиг. 34 - то же, вид спереди. На фиг. 35 - транспортное средство с аварийными поворотными опорами, оснащенными лапами, в сложенном состоянии на главных опорах с боковых сторон. На фиг. 36 - то же, то же, аварийные опоры опущены вниз. На фиг. 37 - то же, вид спереди. На фиг. 38 - транспортное средство с аварийными выдвижными лапами на главных опорах с боковых сторон. На фиг. 39 - то же, вид спереди. На фиг. 40 - то же, крупным планом, лапа растянута. На фиг. 41 - то же, лапа сложена. На фиг. 42 - транспортное средство с аварийным лифтом в транспортном состоянии. На фиг. 43 - то же, направляющие лифта опущены вниз. На фиг. 44 - то же, лифт в нижнем положении. На фиг. 45 - то же, лифт крупным планом. На фиг. 46 - транспортное средство с аварийными поворотными лестницами в транспортном состоянии. На фиг. 47 - то же, во время аварийной остановки. На фиг. 48 - то же, лестницы опущены вниз. На фиг. 49 - то же, лестницы оснащены клетками безопасности. На фиг. 50 - транспортное средство с дополнительными раскладными шасси в рабочем положении с боковых сторон главной опоры. На фиг. 51 - то же, вид снизу. На фиг. 52 - то же, раскладное шасси. На фиг. 53 - то же, транспортное средство в транспортном состоянии. На фиг. 54 - то же, привод раскладного шасси. На фиг. 55 - транспортное средство, схема расположения маховиков гироскопов. На фиг. 56 - транспортное средство с гироскопом, узким салоном, телескопическими основными опорами и четырьмя раскладывающимися шасси, движение по автомобильной дороге в нижнем положении телескопических опор в общем ряду городского транспорта. На фиг. 57 - то же, вид спереди. На фиг. 58 - то же, движение посередине дороги на поднятых телескопических опорах. На фиг. 59 - то же, вид спереди. На фиг. 60 - транспортное средство, со средним по размерам салоном, в нижнем положении телескопических опор. На фиг. 61 - то же, вид снизу. На фиг. 62 - то же, на поднятых телескопических опорах. На фиг. 63 - транспортное средство, с широким по размерам салоном, в нижнем положении телескопических опор. На фиг. 64 - то же, вид снизу. На фиг. 65 - то же, на поднятых телескопических опорах. На фиг. 66 - «караван» из трех транспортных средств с широкими салонами. На фиг. 67 - «караван» из трех транспортных средств с узкими салонами. На фиг. 68 - остановка для посадки и высадки пассажиров. На фиг. 69 - то же, с припаркованным транспортным средством. На фиг. 70 - то же, вид спереди.
Транспортное средство типа автобуса с гироскопом (гирокар) (см. фиг. 1-70) выполнено с большим корпусом 1, имеющим вместительный салон для пассажиров, значительно выступающий за габариты ходовой части, и привод горизонтального перемещения (на рисунке не показан). Это может быть, например, электропривод (на рисунке не показано). Корпус 1 оснащен кабиной 2 для водителя, а также окнами 3 и симметрично расположенными с двух сторон дверями 4 для входа и выхода людей. Ходовая часть включает в себя расположенные вдоль осевой линии корпуса 1 высокие основные вертикальные опоры 5, с нижней тележкой 6 для спаренных основных колес 7. Под корпус 1 и над опорами 5 расположены маховики 8 гироскопов. Высоту опор 5 выбирают исходя из условий эксплуатации транспортного средства. Но с условием, что они будут выше любого транспорта, которому разрешен проезд по той трассе, где будет эксплуатироваться гирокар. Причем высота вертикальных опор 5 в транспортном положении превышает ширину ходовой части не менее чем в 4 раза. Крыша корпуса 1 может быть оснащена солнечными батареями 9. На тех трассах, где разрешено движение только легкового автотранспорта 10, целесообразна эксплуатация гирокаров с невысокими опорами 5 (в пределах 2,5 - 3 метров высотой). Для эксплуатации гирокаров в условиях полной загрузки трасс с грузовым транспортом 11 опоры 5 выполняют настолько высокими, чтобы под ними мог проехать любой грузовой транспорт 11. Поскольку двери 4 гирокаров расположены достаточно высоко, для посадки и высадки пассажиров предусмотрены остановки, расположенные, например, на опорах 15 вдоль дорог. Остановки могут быть выполнены в виде крытых вокзалов 16 с входными дверями 17 и наружными эскалаторами 18.
Для аварийных остановок предусмотрены аварийные средства - устройства для фиксации транспортного средства, что особенно актуально в ситуации остановленного гироскопа. На фиг. 16-18 изображен гирокар с дополнительными (аварийными) парными Г-образными поворотными телескопическими опорами 20, расположенными в транспортном положении в сложенном состоянии на уровне крыши корпуса 1. Опоры 20 оснащены приводом 21. Изображенный на фиг. 19-21 гирокар снабжен дополнительными (аварийными) опорами 22, расположенными в поворотных телескопических направляющих 23 и связанными с поворотными гидроцилиндрами 24. Опоры 22 расположены под днищем корпуса 1 и выполнены с возможностью складывания вдоль него. Изображенный на фиг. 22-24 гирокар снабжен дополнительными (аварийными) опорами 22, расположенными в поворотных телескопических направляющих 23 и связанными с поворотными гидроцилиндрами 24. Опоры 22 расположены под днищем корпуса 1 и выполнены с возможностью складывания поперечно относительно него. На фиг. 25-27 изображен гирокар с дополнительными (аварийными) складными опорами 25 (типа паучьих лап), расположенными в транспортном положении вертикально в сложенном состоянии по бокам корпуса 1. Опоры 25 оснащены гидроцилиндрами 26. Также по бокам корпуса 1 с возможностью перемещения вдоль направляющих 27 могут быть размещены дополнительные телескопические опоры 28 (см. фиг. 28-31). Направляющие дополнительных телескопических опор 28 расположены вертикально. Все аварийные средства - устройства для фиксации гирокара при остановленном гироскопе, изображенные на фиг. 16-31, обеспечивают его высокую устойчивость за счет большой площади опоры.
На фиг. 32-41 изображены более компактные аварийные средства. Изображенные на фиг. 32-34 и закрепленные с помощью тяг 30 на основных опорах 31 поворотные раскладные рычаги 32 имеют небольшую площадь опоры и расположены под углом к основным опорам 31 в разложенном состоянии. На фиг. 35-37 изображен другой вариант компактных аварийных средств - установленных на основных опорах с их боковых сторон поворотных рычагов 33 с лапами 34. При этом в верхнем положении поворотных рычагов 33 лапы 34 расположены под днищем корпуса 1. Выдвижная лапа 35, изображенная на фиг. 38-41, расположена в нижней части тележки 36 основной опоры 37 и состоит из звеньев 38 с шипами 39, установленных с возможностью раздвигания на тросе 40. Такой вариант аварийного средства можно использовать не только, как временную опору при остановленном гироскопе, но и как «лежачего полицейского» для привлечения внимания водителей проезжающих автомобилей.
В некоторых случаях при аварийной остановке может возникнуть необходимость в эвакуации пассажиров из гирокара. Для этой цели в нижней части корпуса 1 предусмотрен люк 44, снабженный поворотными направляющими 45 с рычажными механизмами 46 с приводами 47, закрепленными около люка 44 (см. фиг. 42-45). Направляющие 45 предназначены для перемещения лифтовой кабины 48 с помощью канатов 49 и роликов 50. Люков 44 может быть несколько (см. фиг. 46-49). Причем основные опоры 52 гирокара в этом случае выполнены телескопическими с возможностью уменьшения высоты расположения люков 44 относительно земли до длины поворотных лестниц 53, установленных под каждым люком 44 и имеющих линейный привод 54 раскладывания защитных клетей 55 для эвакуации пассажиров.
Телескопические опоры 52 могут быть использованы в разных случаях эксплуатации гирокаров. На фиг. 50-67 изображены гирокары с комбинированными колесными парами, включающими тележку 6, установленную на телескопических опорах 52. Изображенное на фиг. 50-54 транспортное средство с маховиками 8 и 58 гироскопа снабжено расположенными по обе стороны от телескопической опоры 52 раскладывающимися шасси 59 с дополнительными колесами 60 и приводом 61 раскладывания. Колеса 60 в разложенном состоянии расположены на высоте установки спаренных основных колес 7 нижней тележки 6 опор 52. Шасси 59 с колесами 60 предназначены, как для аварийных остановок, так и для проезда по автомобильным дорогам, свободным от пробок.
В случае, когда предполагается возможность проезда гирокара в его нижнем положении по автомобильным дорогам, то ширину корпуса 1 выбирают либо с чуть более узким салоном 63 (см. фиг. 50-56, 58, 67), либо со средним салоном 64 (см. фиг. 60-62). Гирокары, выполненные с широкими салонами 65 (фиг. 1-9), в аварийных случаях предпочтительно использовать в комплектации с лифтовыми кабинами 48 (см. фиг. 45) или с Г-образными поворотными телескопическими опорами 20 (см. фиг. 18). Также можно использовать опоры 22, расположенные в поворотных телескопических направляющих 23 (фиг. 24) или складные опоры 25 (см. фиг. 27), или телескопические опоры 28 (см. фиг. 31).
Транспортное средство типа автобуса с гироскопом (гирокар) можно использовать в сочлененной комплектации в виде «каравана» (см. фиг. 66, 67, 69). В этом случае приводом горизонтального перемещения оснащен ведущий вагон 68 гирокара, а прицепные вагоны 69 имеют только маховики 8 гироскопов. Для выгрузки пассажиров предусмотрены платформы с крытыми вокзалами 16 с несколькими дверями 17.
Транспортное средство с гироскопом (гирокар) используют следующим образом.
Изображенный на фиг. 1-70 гирокар на высоких опорах 5, высоту которых выбирают, исходя из условий эксплуатации транспортного средства, такой, чтобы гирокар был выше транспорта, которому разрешен проезд по трассе, целесообразнее всего эксплуатировать как автобус для городской и междугородней перевозки пассажиров. Имея вместительный салон, гирокар на дороге занимает очень мало места и движется как велосипед. Например, на полотне 72 дороги площадь выделенной полосы 73, необходимая для проезда гирокара, практически равна ширине тележки 6 его колес 7. Вся верхняя часть гирокара (корпус 1) находится над проезжающим транспортом и ограничена по ширине только условиями эксплуатации. Маховики 8 гироскопов позволяют поддерживать гирокар в строго вертикальном положении, исключая качку пассажиров в салоне. Размеры и количество маховиков 8 подбирают в соответствии с габаритами и высотой гирокара. Причем, в случае непредвиденной ситуации, например, аварии транспорта на выделенной полосе 73, гирокар может объехать это место по полотну 72 дороги.
Если на дороге предусмотрено движение гирокаров в обе стороны (см. фиг. 9-11) или нескольких гирокаров в одном или противоположных направлениях (см. фиг. 12-15), то расстояние между выделенными полосами 73 выбирают большей ширины корпуса 1 самого большого гирокара. Останавливаясь около открытых остановок (на рисунке не показано) или около вокзалов 16, гирокар производит высадку и посадку пассажиров. При этом маховики 8 гироскопов позволяют поддерживать вертикальное положение транспортного средства, независимо от того, стоит оно или движется.
Аварийные средства, предусмотренные для аварийных остановок в нештатной ситуации, могут использоваться как с выключенными маховиками 8, так и с работающими маховиками 8. В случае необходимости положение гирокара можно зафиксировать с помощью Г-образных поворотных телескопических опор 20 (см. фиг. 17 и 18), либо опор 22, расположенных в поворотных телескопических направляющих 23 (см. фиг. 20 и 21, 23 и 24), либо с помощью складных опор 25, расположенных в транспортном положении в сложенном состоянии по бокам корпуса 1 (см. фиг. 26 и 27). Такой же цели служат расположенные по бокам корпуса 1 с возможностью перемещения вдоль направляющих 27 телескопические опоры 28 (см. фиг. 28-31). Все эти аварийные средства раскладываются таким образом, чтобы опираться на землю за пределами дороги, имеющей две полосы движения, не создавая помехи транспорту, проезжающему в обе стороны. При использовании на дорогах с несколькими полосами движения такие аварийные средства могут создавать незначительные помехи движению остального транспорта.
Для гирокара можно использовать более компактные аварийные средства. Например, изображенные на фиг. 32-34 и закрепленные с помощью тяг 30 на основных опорах 31 раскладные рычаги 32, имеющие небольшую площадь опоры и немного выступающие за пределы выделенной полосы 73. В этом случае проезжающему транспорту придется слегка объезжать рычаги 32. На фиг. 35-37 изображен другой вариант компактных аварийных средств - поворотных рычагов 33 с лапами 34. Выдвижная лапа 35, изображенная на фиг. 38-41, расположена в нижней части тележки 36 основной опоры 5 и состоит из звеньев 38 с шипами 39, установленных с возможностью раздвигания на тросе 40. Лапы 34 и 35 выступают за пределы полосы 73 и расположены на полотне 72 дороги, но не создают помех проезжающим автомобилям. Такой вариант аварийного средства можно использовать не только, как временную опору при остановленном гироскопе, но и как «лежачего полицейского» для привлечения внимания водителей проезжающих автомобилей.
Для случаев, когда возникает необходимость в эвакуации пассажиров из гирокара, предусмотрен люк 44, расположенный в нижней части корпуса 1. Корпус 1 снабжен лифтовой кабиной 48 и поворотными направляющими 45 с рычажными механизмами 46 (см. фиг. 42-45). Лифтовую кабину 48 с пассажирами опускают вниз по направляющим 45. Если гирокар имеет телескопические опоры 52, выполненные с возможностью уменьшения высоты расположения люков 44 относительно земли до длины поворотных лестниц 53, установленных под каждым люком 44 и оснащенных защитными клетями 55, то для эвакуации пассажиров гирокар опускают вниз за счет складывания телескопических опор 52. А безопасность пассажиров обеспечивают с помощью защитных клетей 55.
Все транспортные средства с комбинированными колесными парами и установленные на телескопических опорах 52, изображенные на фиг. 50-67, более универсальны. Они могут перемещаться по дорогам, также как и предыдущие модели, в поднятом состоянии корпуса 1 по выделенным полосам 73. А в нижнем положении корпуса 1 предназначены для аварийных остановок и для проезда по автомобильным дорогам, свободным от пробок, в качестве пассажирского транспорта со стандартными габаритами по ширине. При этом дополнительные колеса 60 в разложенном состоянии расположены на высоте установки спаренных основных колес 7 нижней тележки 6 опор 52, а в поднятом состоянии корпуса 1 колеса 60 находятся в сложенном состоянии.
Гирокар в сочлененной комплектации в виде «каравана» (см. фиг. 66, 67, 69) целесообразно эксплуатировать при необходимости перевозок большого количества пассажиров на большие расстояния в условиях сильной загруженности трасс. Такая комплектация позволит уменьшить количество проезжающего пассажирского транспорта в час и увеличить интервал между гирокарами.
Транспортное средство типа автобуса с гироскопом (гирокар) при высокой маневренности занимает очень мало места на полотне 72 дороги. Оно достаточно универсально с точки зрения использования двигателя. Но оптимальным будет применение электродвигателя в сочетании с солнечными батареями 9, размещенными на крыше гирокара. Ему достаточно неширокой полосы движения в любой зоне дорожного полотна 72. Для гирокара можно сделать выделенную полосу 73, а при ее отсутствии гирокар может маневрировать между машинами. Высота его корпуса 1 позволяет проезжать над любым транспортом. Гироскоп обеспечивает высокую устойчивость гирокара независимо от высоты расположения его корпуса 1. Использование телескопических опор 52 позволяет изменять высоту расположения корпуса гирокара относительно уровня дорожного полотна 72. Такой гирокар можно использовать и для перевозки грузов в условиях сильной загруженности автомобильных трасс. Для использования на грузоперевозках потребуется совсем небольшая модернизация гирокара.
Таким образом, технический результат, достигаемый с использованием заявленного изобретения, заключается в расширении технических возможностей автомобильных транспортных средств (в частности пассажирского транспорта типа автобуса) с использованием гироскопов и увеличенной по высоте ходовой частью при уменьшении ширины дорожного полотна, используемого для проезда такого транспорта.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Транспортное средство с гироскопом включает корпус с салоном, установленный под ним маховик гироскопа, привод горизонтального перемещения, ходовую часть с колесами, расположенными на одной осевой линии, и устройства для фиксации транспортного средства. Ходовая часть снабжена не менее чем двумя основными вертикальными опорами, расположенными по одной осевой линии транспортного средства. Колеса установлены в нижней части этих опор. Высота вертикальных опор в транспортном положении превышает ширину ходовой части не менее чем в 4 раза. Достигается увеличение объема пассажирских перевозок. 15 з.п. ф-лы, 70 ил.