1
Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть применено для фиксации
откидной кабины автомобиля.
Известны устройства для фиксации, содержащие
запорный элемент, вынолненный с пазом под ось рамы, установленную на базовой
детали, нларнирно закрепленную на запорном элементе подпружиненную защелку с вильчатым
захватом, блокировочный элемент с опорными выступами, стопор, взаимодействующий
с опорными выступами блокировочного элемента , и рукоятку управления.
Однако известное устройство не обеспечивает автоматической фиксации объекта при
установке его в рабочее положение, а требует проведения дополнительных страховочных
операций, что снижает надежность фиксации.
Для повышения надежности фиксации в
предлагаемом устройстве стопор выполнен в виде щарнирно установленного на запорном
элементе двуплечего рычага, взаимодействующего при поднятом положении кабины с упором
, закрепленным на вильчатом захвате, а опорные выступы блокировочного элемента
расположены на его противоположных концах.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство
в зафиксированном положении кабины; па фиг. 2 - то же, период освобождения кабины; на фиг. 3 - то же, при откинутом положении кабины.
Устройство для фиксации откидной кабины на раме автомобиля состоит из запорного элемента
1, закрепленного на кабине и имеющего открытый снизу паз 2 под ось 3, которая закреплена
на раме автомобиля (на чертеже не изображен). На запорном элементе щарнирно
посредством оси 4 установлена поворотная защелка 5, имеющая вильчатый захват 6 и
снабженная пружиной 7, закрепленной одним концом на запорном элементе. На продолжении
рукоятки управления 8 коаксиально установлена пружина 9, упирающаяся в блокировочный
элемент 10, имеющий опорные выступы 11 и 12, расположенные на его противоположных
концах. Над блокировочным элементом размещен стопор 13 щарнирно посредством
оси 14, имеющей вид болта, закрепленный
на запорном элементе. Стопор выполнен в виде
двуплечего рычага, подпружиненного пружиной 15.
При фиксации кабины на раме автомобиля подпружиненная защелка 5 вильчатым захватом
6 поджимает ось 3, которая установлена в пазу 2 к его кромке. При этом стопор упирается
в опорный выступ 11 блокировочного элемента . Для освобождения кабины необходимо
посредством рукоятки, преодолевая сопротивление пружины 9, отвести блокировочный элемент
(как показано на фиг. 2). В этот случае стопор выходит из опорного выступа 11 и противоположным
концом заходит в опорный выступ 12 блокировочного элемента, фиксируя кабину в промежуточном положении. При
полном освобождении кабины от фиксации в случае ее опрокидывания ось 3 выходит из паза
2 запорного элемента 1 и он поворачивает против действия пружины 7 защелку 1 в направлении
, показанного стрелкой А. При этом упор 16, закрепленный на защелке, упирается
в конец стопора, поворачивая его против действия пружин 15 в направлении, показанного
стрелкой Б. В этом случае стопор выходит из опорного выступа 12 блокировочного элемента
, который под действием пружины 9 перемещается в продольном направлении до тех
пор, пока его торцовая передняя кромка не упрется в поверхность защелки. При установке
кабины в рабочее положение на раме автомобиля операции по ее фиксации производят
в обратной последовательности, после чего устройство займет положение, показанное на фиг. 1.
Формула изобретения
Устройство для фиксации, например, откидной
кабины на раме автомобиля, содержащее запорный элемент, закрепленный на кабине и
выполненный с пазом под ось рамы, щарнирно закрепленную на запорном элементе подпружиненную
защелку с вильчатым захватом, блокировочный элемент с опорными выступами
, стопор, взаимодействующий с опорными выступами блокировочного элемента, и рукоятку
управления, отл ич а ющееся тем, что, с целью повыщения надежности фиксации,
стопор выполнен в виде щарнирно установленного на запорном элементе двуплечего рычага
, взаимодействующего при поднятом положении кабины с упором, закрепленным на
вильчатом захвате, а опорные выступы блокировочного элемента расположены на его противоположных
концах.
Фиг.2