Код документа: RU187081U1
Полезная модель относится к транспортным средствам и может быть использована при проектировании и изготовлении силовой передачи колесных вездеходов.
Известна «Система трансмиссии 8*8 легких внедорожных мотоциклов» CN 101973358 [2], включающая двигатель, соединенную с двигателем рулевой редуктор, соединенный коробкой передач через приводной вал. Выходные соосные валы редуктора соединены с двумя бортовыми передачами, соединенными с ведущими колесами.
Недостатком устройства является невозможность разворота на месте.
Наиболее близким техническим решением является «Транспортное средство для любой местности, управляемое посредством заноса» RU 2499716 [1], содержащая два приводных агрегата на обеих сторонах транспортного средства, двигатель и устройство раздачи крутящего момента, входной вал которого перпендикулярен двум соосным выходным валам.
Преимуществом известного транспортного средства является возможность поворота на месте благодаря гидроприводу дифференциала.
Недостатком является низкая экономичность, высокая сложность, приводящая к пониженной надежности.
Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение экономичности, упрощение конструкции и повышение надежности.
Технический результат достигается тем, что трансмиссия вездехода с бортовым поворотом, содержащая двигатель с коробкой перемены передач, выходной вал коробки перемены передач соединен по вращению, (например, карданным валом) с входным валом устройства раздачи крутящего момента, входной вал устройства раздачи крутящего момента перпендикулярен двум соосным выходным валам, выходные валы соединены с соответствующими бортовыми колесными передачами, характеризуется тем, что устройство раздачи крутящего момента выполнено в виде углового реверс-редуктора. Выходные валы устройства раздачи крутящего момента при этом параллельны осям колес.
Угловой реверс-редуктор может выполняться с закрепленной на ведущем валу ведущей конической шестерней, которая зацеплена с двумя ведомыми коническими шестернями (ведомые конические шестерни сосны, ось ведомых шестерен перпендикулярна оси входной шестерни), первая коническая ведомая шестерня жестко закреплена на первом выходном валу, вторая коническая ведомая шестерня закреплена соосно первой через подшипник на втором выходном валу, на втором выходном валу расположена соединенная со вторым валом по вращению (шлицевым соединением) скользящая (вдоль оси второго вала) втулка с поводком, с возможностью зацепления, как с первой конической ведомой шестерней, так и со второй конической ведомой шестерней через промежуточное свободное положение.
Выходные валы реверс-редуктора могут соединяться с бортовыми колесными передачами посредством планетарных механизмов (с регулировкой передающего момента вращения), что позволит увеличить управляемость вездехода.
Бортовые колесные передачи могут выполняться цепными, что позволит снизить механические потери.
Соединение скользящей втулки с первой и второй ведомыми коническими шестернями может производиться посредством шлицов, расположенных на внешних поверхностях краев втулки и соответствующих шлицов в ведомых конических шестернях, что позволит понизить механические потери.
Трансмиссия показана на фиг. 1 (схема) и фиг. 2 (разрез углового редуктора), где:
1 - рама вездехода;
2 - двигатель с коробкой перемены передач;
3 - привод от коробки перемены передач к редуктору;
4 - угловой реверс-редуктор;
5 - планетарный редуктор;
6 - тормозной диск, соединенный с солнечной шестерней;
7 - тормозной суппорте пластинчатыми пружинами;
8 - тормозной диск системы торможения;
9 - тормозной суппорт системы торможения;
10 - цепь бортовой передачи;
11 - ступица колесная;
12 - вал вилки включения реверса;
13 - угловой редуктор;
14 - рулевой редуктор с распределителем;
15 - главный тормозной цилиндр;
16 - промежуточный тормозной цилиндр;
17 - вакуумный усилитель тормоза;
18 - рулевое колесо;
19 - педаль тормоза;
20 - педаль акселератора;
21 - гидравлический насос;
22 - ведущий вал углового реверс-редуктора;
23 - первый ведомый вал;
24 - второй ведомый вал;
25 - ведущая коническая шестерня;
26 - первая ведомая коническая шестерня;
27 - вторая ведомая коническая шестерня;
28 - подшипник второй конической шестерни;
29 - скользящая втулка;
30 - поводок;
31 - корпус углового реверс-редуктора.
Устройство действует следующим образом: на раме 1 закреплен двигатель с коробкой перемены передач 2. Ось выходного вала двигателя перпендикулярна осям колесных ступиц 11. Выходной вал двигателя с коробкой перемены передач путем привода 3 присоединен к входному валу углового реверс-редуктора 4. Выходные валы углового реверс-редуктора соединены с коронными шестернями планетарных редукторов 5.
При отсутствии в суппорте 7 давления гидравлической жидкости, пластинчатые пружины сжимают колодки тормозного диска, соединенного с солнечной шестерней 6 и солнечная шестерня планетарного редуктора 5 неподвижна. Крутящий момент предается от коронной шестерни через сателлиты и водило на выходной вал планетарного редуктора и через соответствующую звездочку на цепи бортовой передачи 10. При появлении давления. в суппорте 7, тормозные' колодки разжимаются, освобождая тормозной диск солнечной шестерни планетарного редуктора 5, солнечная шестерня начинает вращаться, вращающий момент на водило планетарного редуктора уменьшается. С выходным валом планетарного редуктора связан тормозной диск системы торможения 8, а на раме вездехода тормозной суппорт системы торможения 9 для остановки вездехода. Цепи бортовых передач передают вращение на ступицы колесные 11.
Для включения реверса бортовой передачи служит вал вилки включения реверса 12, передающий механическое перемещение от углового редуктора 13, связанного с ручкой управления реверса. Вездеход управляется посредством рулевого колеса 18, связанного посредством рулевого редуктора с распределителем 14 с суппортами 7. Главный тормозной цилиндр 15 связан посредством гидравлической системы с тормозными суппортами 9. Промежуточный тормозной цилиндр 16 связан с вакуумным усилителем тормоза 17. Педаль акселератора 20 связана с системой управления мощностью двигателя 1. Гидравлический насос 21 служит для питания гидравлической системы.
Угловой реверс-редуктор включает в себя корпус 31, в котором расположен ведущий вал 22 с закрепленной на нем ведущей конической шестерней 25. Перпендикулярно ведущему валу расположен первый ведомый вал 23, на котором жестко закреплена первая ведомая коническая шестерня 26. На втором ведомом валу 24 расположена вторая ведомая комическая шестерня 27 посредством подшипника второй конической шестерни 28. Скользящая втулка 29 соединена по вращению со вторым выходным валом, с возможностью скольжения вдоль оси вала вдоль шлицев, с помощью воздействия поводка 30. На фигуре показана скользящая втулка в нейтральном положении, второй выходной вал не соединен по вращению ни с одной конической шестерней. При перемещении скользящей втулки влево по рисунку, шлиц, расположенный на внешней поверхности левого по рисунку торца входит в зацепление с соответствующим шлицом внутри первой ведомой шестерни, второй ведомый вал при этом вращается синхронно с первым ведомым валом. При перемещении скользящей втулки вправо по рисунку, шлиц, расположенный на внешней поверхности правого по рисунку торца входит в зацепление с соответствующим шлицом внутри второй ведомой шестерни, второй ведомый вал при этом вращается противоположно по отношению к направлению вращения первого ведомого вала.
Предлагаемая трансмиссия обладает повышенной надежностью благодаря отсутствию гидромеханических устройств и прямой, без преобразований, механической передаче вращения от двигателя к колесам. Устройство также имеет более простую конструкцию и проще в изготовлении, обслуживании и ремонте.
Технический результат - повышение экономичности достигается передачей вращающего момента от двигателя к колесам при развороте механической передачей, в отличие от наиболее близкого аналога. Механическая передача обладает значительно большей эффективностью по сравнению с передачей, включающей гидронасос, гидравлическую систему поворота, мотор гидропривода поворота/разворота.
Промышленная применимость. Заявляемое конструкторско-техническое решение может с успехом применяться для изготовления вездеходов с повышенной управляемостью и возможностью разворота на месте.
Полезная модель относится к транспортным средствам и может быть использована при проектировании и изготовлении силовой передачи колесных вездеходов.Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение экономичности, упрощение конструкции и повышение надежности. Технический результат достигается тем, что трансмиссия вездехода с бортовым поворотом, содержащая коробку перемены передач, выходной вал коробки перемены передач соединен по вращению, (например, карданным валом) с входным валом устройства раздачи крутящего момента, входной вал устройства раздачи крутящего момента перпендикулярен двум соосным выходным валам, выходные валы соединены с соответствующими бортовыми колесными передачами, характеризуется тем, что устройство раздачи крутящего момента выполнено в виде углового реверс-редуктора. Выходные валы устройства раздачи крутящего момента при этом параллельны осям колес.Угловой реверс-редуктор может выполняться с закрепленной на ведущем валу ведущей конической шестерней, которая зацеплена с двумя ведомыми коническими шестернями (ведомые конические шестерни сосны, ось ведомых шестерен перпендикулярна оси входной шестерни), первая коническая ведомая шестерня жестко закреплена на первом выходном валу, вторая коническая ведомая шестерня закреплена соосно первой через подшипник на втором выходном валу, на втором выходном валу расположена соединенная со вторым валом по вращению (шлицевым соединением) скользящая (вдоль оси второго вала) втулка с поводком, с возможностью зацепления, как с первой конической ведомой шестерней, так и со второй конической ведомой шестерней через промежуточное свободное положение. Выходные валы реверс-редуктора могут соединяться с бортовыми колесными передачами посредством планетарных механизмов с регулировкой передающего момента вращения. Бортовые колесные передачи могут выполняться цепными. Соединение скользящей втулки с первой и второй ведомыми коническими шестернями может производиться посредством шлицов, расположенных на внешних поверхностях краев втулки и соответствующих шлицов в ведомых конических шестернях.