и 15 tt го
315
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к руг- левым колесам транспортных средств.
Цель изобретения - улучшение удобства эксплуатации путем повышения
эффективности защиты от вибрации .
На фиг.1 изображено предлагаемое
рулевое колесо, вид сверху; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Рулевое колесо транспортного средства содержит обод 1, ступицу 2, спицы 3, равномерно расположенные по
окружности, обод включает в себя каркас 4, выполненный из металлической трубки и покрытый синтетическим
материалом 5, например пластмассой,
спицы 3 вьтолнены из металлических
трубок 6, жестко связанных со ступи- цей 2 и каркасом обода 4, например с помощью сварки, во-внутренней
полости трубки 6 размещены упругий пруток 7 с грузом 8, размещенным на
прутке 7, пруток 7 и груз 8 установлены с зазором 9 относительно трубки
6, пруток 7 выполнен с хвостовиком 10, причем хвостовик 10 размещен на
конце трубки 11 у обода, хвостовик 10 и конец трубки 11 жестко связаны
друг .с другом прессовой, посадкой и заклепкой 12, груз 8 размещен со строны
ступицы 2, упругий пруток 7, груз 8 и хвостовик 10 выполнены в виде одной детали из закаленной ста
ли, трубка 6 со стороны ступицы 2 герметично закрыта пробкой 13 с уп- лотнительным кольцом 14, пробка 13
закреплена в трубке 6 с помощью за- вальцованного конца 15 трубки 6, со
стороны обода 1 трубка 6 уплотнена кольцом 16, размещенном на хвостовике
10, уплотнительные кольца 14 и 1 выполнены из маслостойкой резины, .внутренняя полость трубки 6 запол-
нена вязкой жидкостью 17, например индустриальным маслом, ступица 2
включает в себя металлический сердечник 18 с радиально расположенным отверстиями 19 и покрыта пластмассо
вой оболочкой 20, в сердечнике 18 выполнено отверстие 21 для связи рулевого колеса с рулевым валом,
трубка 6 входит в отверстие 19 сердечника ступицы 18 и связана с сер- дечником с помощью сварки,
Рулеяое колесо работает следующим образом.
Вибрация широкого спектра частот передается на ступицу 2 рулевого колеса от транспортного средства.
Вибрация ступицы носит кинематический характер и возбуждает колебания трубок
6. Вибрация трубки 6 происходит как колебания консольного стержня с заделкой в сердечнике ступицы и с
сосредоточенной массой на конце, равной массе обода 1, деленной на количество
спиц. Колебательная система спицы 3 трансформирует спектр вибрации на ступице и передает к ободу
вибрацию большего уровня, по сравнению с входным сигналом. На частоте
колебаний, совпадающей с собственной частотой колебаний спицы 3, вибрация
на конце трубки 11 в несколько раз превосходит сигнал на ступице. Вибрирующий
конец трубки 11 через; хвостовик 10 возбуждает колебания прутка 7 и груза 8. При этом силы инергщи
груза 8 противодействуют вибрации конца трубки 11 с ободом 1 и частично
уменьшают её. Вязкая жидкость 17, заполняющая внутреннюю полость 6, дополнительно демпфирует
передаваемые вибрации. Величину зазора 9 и вязкость жидкости 17 подбирают
так, чтобы обеспечить наименьшую величину вибрации на ободе 1. Вибрация спиц 3 в местах связи с
ободом 1 возбуждает колебания обода, которые уменьшают за счет рассеивания
колебательной энергии пластмассовой оболочкой обода. 1
Обод 1, ступица 2 и спицы 3 образуют жесткую систему. Вибрации упругих
элементов рулевого колеса вызывают микроперемещения обода. Применение
инерционных динамических гасителей в спицах в указанной связи не влияет на передачу крутящего момента
от обода к ступице и не ухудшает условия управления транспортным средством .
Формула изобретения
Рулевое колесо транспортного средства
, содержащее обод, включающий в себя каркас, покрытый синтетическим
материалом, ступицу и спицы, выполненные из трубок и жестко связанные
со ступицей и с каркасом обода, о т- л, ичающееся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации
515005416
путем улучшения эффективности защиты зом, закрепленным на свободном кон- от вибрации, оно снабжено упругим це прутка и расположенным с зазором
прутком, размещенным внутри трубы относительно внутреннего диаметра спицы и жестко связанным с концом трубы спицы, заполненной вязкой жид-
спицы, расположенньм у обода, и гру- костью.