Код документа: RU2003122064A
1. Отверждаемый при спекании порошковый металлический материал седел клапана для двигателей внутреннего сгорания, содержащий смесь отверждаемого при спекании железного порошка, составляющего 75-90 мас.% смеси; порошка инструментальной стали; твердой смазки; и Cu, добавленную путем пропитки в процессе спекания.
2. Материал по п.1, в котором инструментальная сталь присутствует в смеси в количествах от 5 до 25 мас.%.
3. Материал по п.1, в котором инструментальная сталь выбрана из группы, состоящей из инструментальной стали М2 и М3/2.
4. Материал по п.1, в котором инструментальная сталь состоит из инструментальной стали М2.
5. Материал по п.1, где железный порошок предварительно легирован 2-5 мас.% Cr.
6. Материал по п.5, в котором железный порошок дополнительно предварительно легирован 0-3 мас.% Мо и 0-2 мас.% Ni.
7. Материал по п.1, имеющий следующий состав:
75-90% железного порошка, предварительно легированного 2-5 мас.% Cr, 0-3 мас.% Мо и 0-2мас.% Ni;
5-25 мас.% порошка инструментальной стали М2;
1-5 мас.% твердой смазки, выбранной из одного или нескольких веществ группы, состоящей из MnS, CaF2 и МоS2, и
Cu, добавленная путем пропитки в процессе спекания и составляющая 10-25 мас.% от остальных компонентов.
8. Смесь по п.7, в которой железный порошок присутствует в количестве 89 мас.%.
9. Смесь по п.7, в которой инструментальная сталь М2 присутствует в количестве 8 мас.%.
10. Смесь по п.7, в которой твердая смазка присутствует в количестве 3 мас.%.
11. Смесь по п.7, в которой Cu присутствует в количестве 20 мас.% от остальных компонентов смеси.
12. Смесь по п.7, имеющая следующий состав:
89 мас.% железного порошка;
8 мас.% инструментальной стали М2;
3 мас.% твердой смазки; и
20 мас.% пропитки из Cu.
13. Спеченный материал вставного седла клапана для двигателей внутреннего сгорания с улучшенной механической обрабатываемостью, износостойкостью и высокой теплопроводностью, причем указанный материал состоит из смеси легированного Сr отвержденного при спекании порошка, порошка инструментальной стали, твердой смазки и Cu, добавленной путем пропитки прессовок в процессе спекания.
14. Материал по п.13, отличающийся тем, что его микроструктура является полностью мартенситовой после спекания в обычной печи без ускоренного охлаждения.
15. Материал по п.13, отличающийся тем, что инструментальная сталь присутствует в смеси только в количествах от 5 до 25% в смеси.
16. Материал по п.13, отличающийся тем, что имеет следующий состав:
75-90% отвержденного при спекании железного порошка, предварительно легированного 2-5 мас.% Cr, 0-2 мас.% Ni и 0-3 мас.% Мо;
5-25 мас.% порошка инструментальной стали М2;
1-5 мас.% твердой смазки из группы MnS, CaF2 и МоS2; и
10-25 мас.% Cu, добавленной путем пропитки твердых прессованных заготовок в процессе спекания.
17. Полученная спеканием вставное седло клапана для двигателей внутреннего сгорания, демонстрирующее хорошую механическую обрабатываемость, износостойкость и высокую теплопроводность, содержащее матрицу из отвержденного при спекании предварительно легированного или смешанного порошка Fe, содержащего 2-5 мас.% Cr, смешанного и спеченного с определенным количеством порошка инструментальной стали, твердой смазкой и определенным количеством Cu, добавленной путем пропитки в процессе спекания.
18. Полученное спеканием вставное седло клапана по п.17, имеющее микроструктуру, которая является полностью мартенситовой после спекания без ускоренного охлаждения.
19. Полученное спеканием седло клапана по п.17, в котором инструментальная сталь присутствует в смеси в количестве от 5 до 25 мас.%.
20. Полученное спеканием седло клапана по п.17, в котором порошок Fe дополнительно содержит 0-3 мас.% Мо и 0-2 мас.% Ni.
21. Полученное спеканием седло клапана по п.20, в котором инструментальная сталь включает в себя инструментальную сталь М2, присутствующую в количестве от 5 до 25 мас.%.
22. Полученное спеканием седло клапана по п.21, в котором инструментальная сталь присутствует в количестве 8 мас.%
23. Полученное спеканием седло клапана по п.20, в котором твердая смазка выбрана из одного или нескольких веществ группы, состоящей из MnS, CaF2 и МоS2, и присутствует в количестве 1-5 мас.%.
24. Полученное спеканием седло клапана по п.23, в котором твердая смазка присутствует в количестве 3 мас.%.
25. Полученное спеканием седло клапана по п.20, в котором Cu введена путем пропитки в количестве от 10 до 25 мас.% от остальных компонентов смеси.
26. Полученное спеканием седло клапана по п.25, в котором Cu введена путем пропитки в количестве 20 мас.% от остальных компонентов смеси.
27. Способ изготовления вставного седла клапана для двигателей внутреннего сгорания, получаемого спеканием порошкового металлического материала и демонстрирующего хорошую механическую обрабатываемость, износостойкость и высокую теплопроводность, включающий в себя смешивание обогащенного Cr отверждаемого при спекании железного порошка с порошком инструментальной стали и твердой смазкой; прессование и спекание смеси; и пропитка прессовки Cu в процессе спекания.
28. Способ по п.27, в котором полностью мартенситовую микроструктуру получают, давая спеченной прессовке охладиться после спекания без закалки.
29. Способ по п.27, в котором инструментальную сталь добавляют в количестве от 5 до 25 мас.%.
30. Способ по п.27, в котором смесь получают из следующей композиции:
75-90 мас.% обогащенного Cr железного порошка;
5-25 мас.% инструментальной стали М2;
1-5 мас.% твердой смазки; и
пропитка из Cu в количестве 10-25 мас.% прессовки.
31. Способ по п.30, в котором обогащенный Cr железный порошок содержит порошок Fe, смешанный с или предварительно легированный следующими элементами: 2-5 мас.% Cr, 0-3 мас.% Мо и 0-2 мас.% Ni.
32. Способ по п.31, в котором обогащенный Cr железный порошок присутствует в количестве 89 мас.%, инструментальная сталь М2 присутствует в количестве 8 мас.%, твердая смазка присутствует в количестве 3 мас.% и пропитка из Cu присутствует в количестве 20 мас.% прессовки в процессе спекания.
Комментарии